Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. М я с н и к о в о функциях общеобразовательной школы







В науке известны различные толкования фун­кции: определенная совокупность последствий со­циальной деятельности; некоторое заданное по­ведение того или иного объекта; способ достиже­ния цели; результат по отношению к действиям, которые его формируют. В педагогике это поня­тие трактуется широко: оно обозначает специфи­ческую деятельность, а также ее назначение, це­ли применения.

С нашей точки зрения, функция — это роль одного из элементов социальной системы (шко­лы) по отношению к другому или системе в це­лом, т.е. роль, которую выполняет школа, удов­летворяя потребности общественной системы, ее классов, социальных групп и индивидов. Имеется в виду способность обеспечивать различные виды человеческой деятельности, влиять на обще­ственные процессы с том или ином направлении, содействовать шх развитию.

Мы еще не умеем определять конкретные функции различных звеньев образования, преж­де всего общего' образования как «сквозного» ком­понента всего процесса непрерывного образова­ния. Сегодня важно обозначить конкретные фун-


кции нашей школы, ее основные цели и задачи с позиций непрерывного образования.

Назовем следующие основные функции обще­образовательной школы: 1) гуманизация, при­званная реализовать главную цель воспитания и обучения; 2) культурное наследование — приоб­щение школьников к богатствам мировой культу­ры, к участию в сохранении, творческом освое­нии, обогащении и умножении духовных ценно­стей; 3) развивающая функция, обеспечивающая развитие духовных сил и способностей учащихся; 4) адаптивная — ориентированная на удовлетво­рение запросов личности, отражающая зависи­мость социально-экономического и научно-тех­нического прогресса от нравственных качеств че­ловека, его творческих способностей; 5) преобра­зующая — направленная на педагогизацию всех сфер жизнедеятельности общества; 6) интерсоци­альная — связанная с объективными закономер­ностями макросоциального развития общества, с раскрытием интерсоциальной активности лично­сти; 7) прогностическая — работа школы с уп­реждением.


7 Зак. 933



Конкретизируя социально-педагогические

функции, мы исходили из целей общеобразова­тельной школы, учитывали неразрывную связь развития функций с формированием личности, ее деятельностью. Такая зависимость (взаимозави­симость) функций от целей стала отправной точ­кой, общим и единым основанием в построении типологии функций, позволяющей принципиаль­но определить главный источник содержательно­го наполнения структуры социально-педагогиче­ских функций на разных этапах развития обще­ства.

На протяжении всей истории человеческой мысли всестороннее развитие личности восприни­малось как социальный идеал и высшая цель об­щеобразовательной школы. На каждом этапе об­щественного развития оно наполнялось новым со­держанием с учетом социально-экономических потребностей и ценностных ориентации обще­ства. И хотя практика по-прежнему далека от ее воплощения, эта идея не может и не должна быть снята сегодня с повестки дня как общее направ­ление и перспектива, разумеется, при непремен­ном реалистическом подходе к осуществлению 'школьной политики. Однако ныне она может быть решена только на основе гуманизации и де­мократизации общеобразовательной школы как ключевых принципов новой педагогической идео­логии.

Наша школа в разные периоды истории пыта­лась реализовать поставленные цели. Следова­тельно, всегда существовали и функции школы, которые становились средством реализации этих целей. Их достижение зависело от ценностных ориентации конкретно-исторического этапа об­щественного развития, от содержания взаимосвя­зей целей общества и личности, от изменения ус­ловий которые предоставляет общество школе для реализации целей. Мы не имеем в виду чис­то экономические факторы, такие, как объектив­но существующий уровень производительных сил и характер производственных отношений, кото­рые, несомненно, влияют на реализацию функ­ций.

Функции возможно реализовать при условии, если цели общеобразовательной школы конкре­тизированы (т.е. диагностично сформулированы и поддаются измерению и проверке) примени­тельно ко всем участникам учебно-воспитатель­ного процесса, если вся учебно-воспитательная система преобразуется в соответствии с новой структурой функций; если структура функций осознается педагогической практикой (каждый учитель проявляет желание и готовность рабо­тать в школе) как ведущее условие ее развития и преодоления кризисного состояния; если предус­матриваются различные виды финансирования, в том числе на основе хозяйственной самостоятель-


ности, отвечающие сбалансированности педагоги­ческих целей материальным затратам; если в об­щественном сознании произойдут изменения в пользу приоритетности развития системы образо­вания.

Расскажем кратко об относительно новых функциях. Одна из них связана с усилением про­цессов демократизации общества'и системы обра­зования. Она отражает наиболее общую цель вос­питания и обучения на всех ступенях, принципы человеколюбия, свободы и справедливости, защи­ты человеческой личности, трудолюбия, равенст­ва, братства, коллективизма, указывает на стра­тегическую направленность всей учебно-воспита­тельной деятельности. Осуществлять функцию гуманизации школы означает организацию отнот шений в школе с ориентацией на общечеловече­ские ценности, создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей, подго­товку к будущей жизни, обеспечение полноцен­ности сегодняшней жизни на каждом из возраст­ных этапов, органическое соединение коллекти­вистского и личностного начал.

Интерсоциальная функция предусматривает формирование качеств личности, обеспечиваю­щих использование творческих потенций для ре­шения глобальных проблем человечества. Реали­зация этой функции связана с объективными за­кономерностями макросоциального развития об­щества (глобализации мировых проблем культуры, экологии, войны и мира, продовольст­венных, сырьевых, демографических задач, охра­ны здоровья и борьбы с наркоманией, интеграции хозяйственно-экономической и социальной дея­тельности), раскрытием интерсоциальной актив­ности личности, отражающей изменения в содер­жании работы школы по интерсоциальному вос­питанию.

Выполнить интерсоциальную функцию — значит воспитать уважительное отношение к до­стижениям общечеловеческой культуры, всех на­циональных культур, расширить знания об ин­теграции хозяйственно-экономической жизни мирового сообщества, воспитать нравственную неприемлемость к возможности войны, сформи­ровать установку на сохранение окружающей экологической среды и т.д.

Успешная реализация прогностической функ­ции позволит уверенно двигаться в школе буду­щего, вносить коррективы в работу сегодняшней школы. На смену призывам и пожеланиям декла­ративного характера (типа «школа должна») по­является возможность получить опережающую информацию, научно ее проанализировать и при­нять необходимые управленческие решения.

Педагогика. —1992. —№9-10. — С. 20-23.



Лицей — тип среднего общеобразовательного учебного заведения, реализующий принцип не­прерывности образования. Организуется в соста­ве 8-11 или 10-11 классов.

Лицей создается при высших учебных заведе­ниях соответствующего профиля, располагающих высококвалифицированными педагогическим кадрами, научным потенциалом, современным оборудованием и условиями для успешного реше­ния всего комплекса проблем учебно-воспита­тельного процесса.

Основная цель лицея — формирование интел­лектуального потенциала общества. Лицей пре­доставляет наиболее способным и одаренным учащимся оптимальные возможности для получе­ния широкого образования, реализации индиви­дуальных творческих запросов, самостоятельного выбора предметов различных циклов для их уг­лубленного изучения, способствует овладению навыками научной работы, осуществляет обще­образовательную допрофессиональную подготов­ку в высшие учебные заведения.

Лицей призван обеспечить максимально бла­гоприятные условия для нравственного, гумани­тарно-эстетического и физического развития лич­ности. Он является научно-методическим цент­ром, осуществляющим поиск, разработку, внед­рение нового содержания обучения и воспитания, форм и методов его реализации.

Лицеи открываются в индивидуальном поряд­ке министерствами народного образования, крае­выми, областными управлениями (главными уп­равлениями), комитетами по народному образо­ванию по согласованию с Главным управлением содержания образования, методов обучения и воспитания Министерства народного образования РСФСР.

Выпускникам лицея выдаются аттестаты о среднем образований установленного образца с указанием типа учебного заведения. Право за­числения выпускников в высшие учебные заведе­ния без вступительных экзаменов определяется договором между лицеем и высшим учебным за­ведением.

При лицее могут создаваться городские или районные межшкольные вечерние факультативы.

ПОРЯДОК ПРИЕМА УЧАЩИХСЯ

В лицей принимаются учащиеся, прошедшие конкурсный отбор. Для организации приема уча­щихся создается приемная комиссия, которая формируется совместно Советом лицея, директо­ром лицея, ректором высшего учебного заведе­ния. Порядок приема, а также зачисления и от­числения учащихся определяются Уставом каж­дого лицея.

При наличии свободных мест дополнительный прием учащихся в классы лицея производится







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.