![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс развития человека во взаимодействиис окружающим его миром получил название социализация.
Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих: • стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями; • относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, срок службы в армии и т.д.); • относительно социально контролируемой социализации — планомерного создания обществом и государством правовых, организаци- онных, материальных и духовных условий для развития человека (воспитания); • более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит... ...Содержание процесса социализации зависит от заинтересованности общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), могли бы и хотели компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), создали прочную семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Требования к человеку в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и социального статуса человека. Сказанное выше позволяет говорить о том, что каждый человек может рассматриваться как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъек-■ том социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъектность. В большой мере условно можно выделить три группы задач социализации для каждого возраста: 'естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи подразумевают достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющих некоторые объективные и нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах, регионах, возрастных и социальных группах и т.д.)... ...Социально-культурные задачи — познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно опреде-
...Социально-психологические задачи предполагают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения. Самосознание личности можно рассматривать Самоопределение личности предполагает нахождение ею своей собственной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку будущих жизненных планов. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально-приемлемую и одобряемую окружающими позицию в новой социальной ситуации — ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить уже имеющиеся у него отношения. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиций среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола... ...Самореализация предполагает удовлетворяющее человека проявление активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и/или взаимоотношений, одобрялась значимыми для человека лицами... ...Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делает его неполным. Возможен и такой случай, когда та или иная задача сказывается на развитии человека не сразу, а через определенный период времени (иногда довольно значительный), что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям. В целом надо заметить, что поскольку человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни, ибо сам ставит перед собой те или иные цели, постольку может рассматриваться как субъект социализации. Однако человек может стать и жертвой социализации. Это связано с тем, что успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой — способность в определенной мере противо- стоять обществу, а точнее — части тех жизненных коллизий, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению. Таким образом, в процессе Ьоциализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации — диссидентом, правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в обществе образа жизни... ...Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерны наличие тех или иных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации. Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями. Столь же явно к числу жертв относятся сироты и дети, находящиеся на попечении общества и/или государства. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать людей с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город; детей, растущих в семьях с низким экономическим, образовательным, моральным уровнями, а также метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания определенного этноса. Число таких людей возрастает в ситуациях распада сложившихся государств (бывших СССР и Югославии, например), сопровождающихся резким увеличением миграционных потоков, а также в динамично урбанизирующихся обществах. Социализации человека способствует широкий набор средств, специфических для того или иного общества, социального слоя, или возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также семейной, профессиональной, общественной, религиозной; окружающие человека продук-
ты материальной культуры; элементы духовной культуры (от сказок до скульптур) и пр.... ...Результат социализации — социализирован-ность. Социализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом»... ...О социализации человека в школьные годы можно сказать словами Белинского о Гамлете: это переход от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». И нам очень важно, чтобы этот переход совершался как можно безболезненнее во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей, чтобы все они достигали «мужественной гармонии» с окружающей жизнью, с обществом, с самим собой. В конечном счете нам, взрослым, не так важно то, кем являются в мире наши выросшие дети (слесарем, парикмахером и т.д.), а важно то, чем является для них мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире... ...Сегодня социализация подрастающих поколений протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно разделить на четыре группы. Первая — мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредованно двумя другими группами факторов). Третья — мезофакто-ры (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения, кино и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу — микрофакторов. К ним относятся непосредственно влияющие 'на людей — семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников, воспитательные организации, а также общественные, государственные, частные и религиозные организации... ... Социализация школьников осуществляется, образно говоря, в процессе исполнения ими самых различных ролей на «подмостках жизни», как минимум в пяти актах, которые разыгрываются на «подмостках» пяти «театров», в каждом из которых действует свой «механизм» социализации. Это, конечно, довольно условное, как всякий образ, сравнение. Но все-таки попробуем убедиться в том, что оно имеет под собой основание. 1. АКТ ПЕРВЫЙ — ТЕАТР МАСОК Почему первый акт социализации происходит на подмостках театра масок? Условно говоря, потому, что ребенок, подросток, юноша, стихийно взаимодействуя со своим социальным окружением, неосознанно, некритически усваивает те нормы и ценности, тот стиль жизни и мышления, которые он видит в семье, среди соседей, в ближайшем микросоциуме. Лица, которые входят в его ближайшее окружение -, так называемые агенты социализации, воспринимаются им не только, а нередко не столько как личности, сколько как исполнители определенных ролей. Эти роли они исполняют во многом неосознанно, в соответствии с теми предписаниями и ожиданиями, которые в свою очередь усвоили с детства. Поэтому условно можно говорить о том, что каждый из них в той или иной мере носит определенную маску, соответствующую роли отца, матери, соседа, брата, сестры, одноклассника и мн. других. Усвоение норм в семье и ближайшем социальном окружении (от родственников, соседей) идет, как правило, на неосознанном уровне с помощью импритинга (запечатления)... ...Во многом через традиционный механизм социализации происходит и усвоение эталонов, норм, установок, характерных для конкретного региона, для тех или иных типов поселений. Эти нормы обычно регулируют ритуалы знакомства, приветствия при встречах, стиль взаимодействия в общественных местах и т.д. Естественно, что региональные нормы очень тесно связаны с нормами общества в целом. Однако могут быть и довольно существенные отличия. Традиционный механизм действует и тогда, когда ребенок, подросток, юноша осваивает этнический менталитет. Это происходит в процессе усвоения им родного языка, который отражает историю народа, его жизнедеятельность, восприятие мира, канон человека, мировоззрение, культуру и проч., влияет на склад мышления человека, на его ценности... 2. АКТ ВТОРОЙ — ИГРАЕТСЯ В ТЕАТРЕ ДРАМЫ Те& тр драмы, на подмостках которого социализируются дети, подростки, юноши, — это воспитательные организации (детсад, школа, внешкольные учреждения, детские и юношеские организации, клубы и др.), а также неформальные группы, образующиеся в каждой из этих организаций. В искусствоведческом значении драма подразумевает глубину переживаний героев и серьезность коллизий и конфликтов, в которых участвуют эти герои. Социализация в этом «театре драмы» происходит с помощью так называемого институционального механизма. Суть его в том, что, взаимодействуя в различных организациях, ребенок, подросток, юноша накапливают соответствующие зна-
Какие нормы будут усвоены, какие будут лишь имитироваться, какие — избегаться, зависит от атмосферы тех коллективов и неформальных групп, которые возникают в воспитательных организациях. Позитивная социализация происходит тогда, когда жизнь коллектива настолько насыщенна и привлекательна, что создает возможности для удовлетворяющего общения с товарищами и вызывает стремление общаться с ними. К сожалению, эти условия далеко не всегда имеются на практике. Жизнь класса, кружка и т.д. нередко неинтересна и формальна, а порой превращается в этакий цирковой парад-алле — вереницу шумных и трескучих мероприятий. В результате наблюдаются уменьшение роли коллективов в жизни многих ребят (особенно по мере их взросления), стремление удовлетворить свои интересы и потребности, в том числе и в общении, вне воспитательных организаций. Однако в тех случаях, когда жизнедеятельность коллектива интересна и разнообразна, общение в нем, возможности реализации себя для ребят могут быть весьма широки. Позитивную роль они играют в том случае, если взаимодействие в группе не только интенсивно, но и содержательно, когда подросток или юноша не только чувствует себя принятым на равных, но и имеет приятелей, друзей, когда его внегрупповые связи не воспринимаются товарищами и им самим как нечто чуждое этой группе. Но это в идеале. А в реальности встречается-много вариантов — позитивных и не очень... ...Весьма специфически институциональный механизм социализации влияет на социализацию детей, подростков, юношей через средства массовой коммуникации (СМК) — одного из важнейших и эффективнейших институтов общества. Печать, радио, кино, телевидение, видео весьма специфично влияют на усвоение детьми, подростками, юношами широкого спектра социальных норм и на формирование их ценностных ориентации. Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп детей, подростков, юношей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у них возможностям для их реализации или ненамного превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные ребята далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у них са- мих. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и негативным (активность может приобретать антисоциальный характер). СМК предлагают определенные образцы, которые реализуются в поведении героев книг, кинофильмов, телепередач. Школьники в соответствии с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни. Таким образом, к сожалению, усваиваются не только общественно одобряемые нормы. Ребята могут идентифицировать себя и с героями, которые реализуют нормы, совершенно не приемлемые для нашего общества... 3. АКТ ТРЕТИЙ — В ТЕАТРЕ МАРИОНЕТОК Потребность в эмоциональном контакте со сверстниками, необходимость реализовать себя в дружеском и товарищеском общении у ребят очень велика, но удовлетворить ее удается далеко не каждому и далеко не всегда. Но удовлетворенность не отменяет потребности, наоборот, обостряет ее. И тогда в ход идут любые средства. Одно из них — наиболее распространенное — стремление соответствовать детской или подростково-. юношеской субкультуре. Поскольку признаки субкультуры очень реально проявляются внешне (мода, стиль поведения, жаргон и пр.), постольку все ее носители становятся очень похожи друг на друга. Они похоже одеваются, похоже говорят, похоже танцуют, похоже проводят свое свободное время. Поэтому условно и можно говорить о том, что следование субкультуре — игра в своеобразном театре марионеток. Влияние субкультуры на социализацию детей, и особенно подростков и юношей, очень сольно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который опять же условно можно назвать стилизованным механизмом. В чем же он проявляется? Во-первых, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношение к миру и с миром ее носителей, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п... ...Во-вторых, как уже говорилось в разделе о субкультуре, ей присущи специфические нормы и статусная структура, которые содержательно зависят от характера субкультуры (просоциаль-ного, асоциального, антисоциального). Характер субкультуры определяет и то, в каких сферах жизни поведение, взаимодействие и взаимоотношения ее носителей регулируются субкультурными нормами, а также меру настоятельности и эффективности регуляции. В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкультурах нормативная регуляция жесткая и охватывает прак-
...Один из конституирующих (установленных) признаков подрастково-юношеской субкультуры — следование моде. Одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи — способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех»... ...Важнейший признак подростково-юношеской субкультуры — жаргон. Жаргон в наибольшей степени позволяет им почувствовать свою принадлежность к возрастной, социальной и иным группам, в общении с которыми он выступает как своеобразный пароль, дающий право на фамильярный контакт с их членами. Он воспринимается «как намеренный отказ от соблюдения речевой условности, от этикета, вежливости, словесного благоговения, почтительности, чинопочитания и т.д. Поэтому все такие элементы, если они наличны в достаточном количестве и в намеренной форме, оказывают могущественное влияние на весь контекст, на всю речь: они переводят ее в другой план, ставят ее всю по ту сторону всякой речевой условности. Поэтому такая речь, освободившаяся от власти норм, иерархий и запретов общего языка, превращается как бы в особый язык, в своего рода арго (речь определенных социально замкнутых групп) по отношению к официальному языку. Тем самым такая речь создает и особый коллектив — коллектив посвященных в фамильярное общение, коллектив откровенных и вольных в речевом отношении» (М. Бахтин). Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для того или иного учащегося. Чем больше школьник соотносит свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на него возрастная субкультура... ...В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей. 4. АКТ ЧЕТВЕРТЫЙ — В КАМЕРНОМ ТЕАТРЕ В последнее время роль семьи, ее субъективная значимость для ребят неуклонно возрастала. Речь идет именно о субъективной значимости семьи, независимо от того, как действительно складываются отношения там. Даже в тех многочисленных еще случаях, когда семья явно неблагополучна, когда школьник негативно относится к родителям, ребята мечтают об идеальной семье. Пусть эта мечта проецируется на свою будущую семью или перемысливается, компенсируется в фантазиях по отношению к родительской семье. Межличностные отношения с родителями оказывают всеобъемлющее влияние на социализацию детей по ряду причин. Во-первых, подкрепляя, поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм, знаний о том, какие из них одобряются, а какие — нет. Во-вторых, ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно или несознательно) на их пример, т.е. идентифицирует себя с ними. И, наконец, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то, и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом (И.С. Кон). Содержание, эмоциональная глубина общения, тот «обмен» эмоциями, который при этом происходит, влияют на то, как воспринимает ребенок все окружающее, на глубину и окрашенность его эмоций. Например, родительские ласки влияют на формирование у ребенка эмоционально положительного отношения к людям. (Позднее ту же роль играет дружеское общение со сверстниками). Межличностные отношения детей с родителями и родителей между собой играют кардинальную роль в процессе формирования психологического пола ребенка (особенно в первые три года жизни), ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола. Однако отсутствие семьи может не иметь фатальных последствий для социализации ребенка, если у него складываются тесные межличностные отношения с другими взрослыми, которые становятся для него субъективно значимыми... ...Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его социализации играют межличностные отношения со сверстниками. С возрастом отношения со сверстниками все более дифференцируются, и особое значение приобретает общение с друзьями как с наиболее значимыми лицами. Подростки, как правило, смотрят на дружбу как на взаимопомощь. Само наличие друга помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и своих силах. Друг — источник высокого самоуважения, ибо от него ждут (и часто получают) оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Общение с друзьями рассматривается как архидоверительное. С ними обсуждаются наиболее
...Сущностная реализация себя в дружбе — не только необходимое условие благополучного самоощущения, особенно для старших школьников, но и важнейшая предпосылка успеха в другом виде общения. В этот период идет интенсивный процесс становления мужественности и женственности как характеристик поведения школьника, И становление это во многом зависит от реального общения со сверстниками противоположного пола, от того опыта, который ребята из него выносят... ...Любовь, как и дружбу, школьники считают столь большой ценностью, что многие даже выражают сомнение в ее возможности в реальной жизни. Важность реализации себя школьниками в доверительном, романтическом общении с лицами другого пола велика. И субъективно в данный момент, и объективно для их будущей жизни. Опыт, полученный в подобном общении, оказывает существенное влияние и на становление личности, и на отношения с людьми, и на успешность будущей семейной жизни. Общение с друзьями своего пола существенно влияет на общение с лицами противоположного пола и оказывается очень важным для психосексуального развития вообще, в частности — эмоционального восприятия сферы сексуальных отношений. Межличностные отношения со значимыми сверстниками влияют и на другие аспекты развития ребенка, подростка, юноши в процессе социализации. Так, в общении с друзьями школьник может проявлять свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляться в своих склонностях. Обогащая друг друга различными сведениями, друзья могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса к той сфере, которая раньше не привлекала его внимания. Но в то же время общение с друзьями (впрочем, как и с другими людьми) может разрушать, гасить, уродовать уже имеющиеся у ребят интересы, склонности. Это во-первых. А во-вторых, в общении могут формироваться и социально неприемлемые, даже социально опасные интересы. ' Наиболее часто это может происходить в восьмом и девятом классах. Именно у восьмиклассников и девятиклассников, по имеющимся данным, происходит особенно частая смена интересов. И именно среди них наиболее велико число ребят, у которых появляются интересы с отрицательной общественной направленностью. Общение с друзьями может придавать полезному познавательному интересу отрицательную направленность или уродливую форму: когда интерес к маркам трансформируется в стяжательство или увлечение техническим творчеством, сопровождается противоправными действиями с целью добыть деньги и пр. <...> ...Наконец, огромную роль межличностные отношения с друзьями играют в формировании образа «Я» подростка, юноши. Знание, школьником самого себя, его самооценки существенно влияют на то, как он ведет себя в различных жизненных ситуациях. Но это влияние непрямое. Оно опосредуется самоуважением личности, которое можно считать фокусом «образа Я»... 5. АКТ ПЯТЫЙ — ИГРАЕТСЯ В ТЕАТРЕ ГРЕЗ Влияние всех тех механизмов социализации, о которых шла речь ранее, иногда в большей мере, а иногда и минимально опосредствуется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Поэтому есть все основания рассматривать как специфический рефлексивный механизм социализации школьника. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов (между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами, с некими сверхъестественными силами и т.п.), который происходит наедине с собой. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого... ...Почти каждый школьник (один раньше, другой позже, один внезапно, другой исподволь) обнаруживает, что все чаще и чаще как бы отстраняется от всего и всех ради погружения в самого себя. Он замечает, что внешний мир, различные события собственной жизни интересуют его и вызывают у него размышления и переживания в большой степени в связи с тем, что дают повод для осмысления самого себя, для осознания своей непохожести на окружающих даже своей уникальности. Это стремление осмыслить себя, свою жизнь наедине с собой не случайно. Чтобы найти путь к миру, надо найти путь к себе. Не может быть настоящим собеседником другим людям тот, кто избегает самого себя. Он в таком случае не умеет размышлять, не может оценивать жизненные ситуации. Самопознание, возникая в общении и взаимодействии с миром, делает уединение необходимым шагом на пути к общению и взаимодействию... ...Очевидно, стремление к рефлексии в отрочестве и юности, наличие потребности в уединении — норма. Их отсутствие свидетельствует о том, что личность развивается недостаточно интенсивно для своего возраста. С другой стороны, их гипертрофия — признак тревожный. Развитие рефлексии во многом способствует взрослению школьника. Познавая и развивая свое «Я», осмысляя мир и себя в нем, он все больше освобождается от непосредственного, зача-
ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ? Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, чем озабочены семья, религиозные организации и организации, специально созданные для реализации социального воспитания. От стихийной и направляемой социализации воспитание принципиально отличается тем, что в его основе лежит социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное на разрешение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Социализация — процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничено определенными местом и временем. На ранних стадиях существования любого общества воспитание и социализация синкретичны (слиты, нерасчленены). Воспитание становится относительно автоном Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития: • воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными; • в процессе воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование; • воспитание распространяется от элитных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых); • появляется адаптационно-коррекционное воспитание; • меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания; • растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт. Мудрик А. В. Социализация и воспитание. — М., 1997. -С. 3-87.
|