Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Глава II. Система образования






    Статья 8. Понятие системы образования

    Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодейству­ющих:

    преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

    сети реализующих их образовательных уч­реждений независимо от их организационно-пра­вовых форм, типов и видов;

    органов управления образованием и подведом­ственных им учреждений и организаций.

    Статья 9. Образовательные программы

    1. Образовательная программа определяет со­
    держание образования определенных уровня и
    направленности. В Российской Федерации реали­
    зуются образовательные программы, которые
    подразделяются на:

    1) общеобразовательные (основные и допол­нительные);

    2) профессиональные (основные и дополни­тельные).

     

    2. Общеобразовательные программы направ­лены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образова­тельных программ.

    3. К общеобразовательным относятся програм­мы:

    1) дошкольного образования;


     

    2) начального общего образования;

    3) основного общего образования;

    4) среднего (полного) общего образования.

    4. Профессиональные образовательные про­
    граммы направлены на решение задач последова­
    тельного повышения профессионального и обще­
    образовательного уровней, подготовку специали­
    стов соответствующей квалификации.

    5. К профессиональным относятся программы:

    1) начального профессионального образова­
    ния;

    2) среднего профессионального образования;

    3) высшего профессионального образования;

    4) послевузовского профессионального обра­зования.

     

    6. Обязательный минимум содержания каж­дой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (на конкретной профессии, специаль­ности) устанавливается соответствующим госу­дарственным образовательным стандартом.

    7. Нормативные сроки освоения основных об­разовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типо­выми положениями об образовательных учрежде­ниях соответствующих типов и видов или соот­ветствующим государственным образовательным стандартом.

    Статья 10. Формы получения образования

    1. С учетом потребностей и возможностей
    личности образовательные программы осваива­
    ются в следующих формах: в образовательном
    учреждении — в форме очной, очно-заочной (ве­
    черней), заочной; в форме семейного образова­
    ния, самообразования, экстерната.

    Допускается сочетание различных форм по­лучения образования.

    2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразова­тельной или основной профессиональной образо­вательной программы действует единый государ­ственный образовательный стандарт.

    3. Перечни профессий и специальностей, по­лучение которых в очно-заочной (вечерней), за­очной форме и в форме экстерната не допускает­ся, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Статья 11.1. Негосударственные образо­вательные организации

    1. Негосударственные образовательные орга­низации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных граждан­ским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

    2. Деятельность негосударственных образова­тельных организаций в части, не урегулирован­ной настоящим Законом, регулируется законода­тельством Российской Федерации.

    Статья 12. Образовательные учреждения 1. Образовательным является учреждение,



    осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образова­тельных программ и (или) обеспечивающее со­держание и воспитание обучающихся, воспитан­ников.

    2. Образовательное учреждение является юри­дическим лицом. *

    3. Образовательные учреждения по своим ор­ганизационно-правовым формам могут быть го­сударственными, муниципальными, негосударст­венными (частными, учреждениями обществен­ных и религиозных организаций (объединений).

    Действие законодательства Российской Феде­рации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их органи­зационно-правовых форм и подчиненности.

    4. К образовательным относятся учреждения
    следующих типов:

    1) дошкольные;

    2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего об­разования);

    3) учреждения начального профессионально­го, среднего профессионального, высшего профес­сионального и послевузовского профессионально­го образования;

    4) учреждения дополнительного образования взрослых;

    5) специальные (коррекционные) для обуча­ющихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии;

    6) учреждения дополнительного образования;

     

    7) учреждения для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей (законных представителей);

    8) учреждения дополнительного образования детей;

    9) другие учреждения, осуществляющие об­разовательный процесс.

    5. Деятельность государственных и муници­
    пальных образовательных учреждений регулиру­
    ется типовыми положениями об образовательных
    учреждениях соответствующих типов и видов,
    утверждаемыми Правительством Российской Фе­
    дерации, и разрабатываемыми на их основе уста­
    вами этих образовательных учреждений.

    Для негосударственных образовательных уч­реждений типовые положения об образователь­ных учреждениях выполняют функции пример­ных.

    6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образователь­ного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им об­разовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

    7. Филиалы, отделения, структурные подраз­деления образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собствен-


    ные счета в банковских и других кредитных орга­низациях.

    8. Образовательные учреждения вправе обра­зовывать образовательные объединения (ассоциа­ции и союзы), в том числе с участием учрежде­ний, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объ­единения создаются в целях развития и совер­шенствования образования и действуют в соот­ветствии со своими уставами. Порядок регистра­ции и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

    9. Права и обязанности учреждений дополни­тельного образования, предусмотренные законо­дательством Российской Федерации, распростра­няются и на общественные организации (объеди­нения), основной уставной целью которых явля­ется образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образова­тельных программ.

    Статья 15. Общие требования к органи­зации образовательного процесса

    1. Организация образовательного процесса в
    образовательном учреждении регламентируется
    учебным планом (разбивкой содержания образо­
    вательной программы по учебным курсам, по
    дисциплинам и по годам обучения), годовым ка­
    лендарным учебным графиком и расписаниями
    занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми
    образовательным учреждением самостоятельно.
    Государственные органы управления образовани­
    ем обеспечивают разработку примерных учебных
    планов и программ курсов, дисциплин.

    2. Органы государственной власти, органы уп­равления образованием и органы местного само­управления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключе­нием случаев, предусмотренных законодательст­вом Российской Федерации.

    3. Образовательное учреждение самостоятель­но в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обу­чающихся.

    4. Освоение образовательных программ основ­ного ббщего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования заверша­ется обязательной итоговой аттестацией выпуск­ников.

    5. Научно-методическое обеспечение итого­
    вых аттестаций и объективный контроль качества
    подготовки выпускников по завершении каждого
    уровня образования обеспечиваются государст­
    венной аттестационной службой, независимой от
    органов управления образованием, в соответст­
    вии с государственными образовательными стан­
    дартами.

    6. Дисциплина в образовательном учреждении
    поддерживается на основе уважения человеческо­
    го достоинства обучающихся, воспитанников, пе­
    дагогов. Применение методов физического и пси-



    хического насилия по отношению к обучающим­ся, воспитанникам не допускается.

    7. Родителям (законным представителям) не­совершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомле­ния с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости уча­щихся.

    Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

    1. Порядок приема граждан в образовательные
    учреждения в части, не урегулированной настоя­
    щим Законом, определяется учредителем и за­
    крепляется в уставе образовательного учрежде­
    ния.

    Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образователь­ные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

    2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

    3. Прием граждан в государственные и муни­ципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессио­нального образования производится на конкурс­ной основе по заявлениям граждан. Условия кон­курса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисле­ние наиболее способных и подготовленных граж­дан к освоению образовательной программы соот­ветствующего уровня.

    Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего професси­онального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не про­тивопоказано обучение в соответствующих обра­зовательных учреждениях.

    Статья 18. Дошкольное образование

    1. Родители являются первыми педагогами.
    Они обязаны заложить основы физического,
    нравственного и интеллектуального развития
    личности ребенка в раннем детском возрасте.

    2. Государство гарантирует финансовую и ма­териальную поддержку в воспитании детей ран­него детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образова­тельного учреждения для всех слоев населения.

    3. Для воспитания детей дошкольного возра-


    ста, охраны и укрепления их физического и пси­хического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции наруше­ний развития этих детей в помощь семье действу­ет сеть дошкольных образовательных учрежде­ний.

    4. Отношения между дошкольным образова­
    тельным учреждением и родителями (законными
    представителями) регулируются договором меж­
    ду ними, который не может ограничивать уста­
    новленные законом права сторон.

    5. Органы местного самоуправления организу­
    ют и координируют методическую, диагностиче­
    скую и консультативную помощь семьям, воспи­
    тывающим детей дошкольного возраста на дому.

    Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

    1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образова­тельных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

    2. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются уста­вом образовательного учреждения.

    3. Основное общее образование и государст­венная (итоговая) аттестация являются обяза­тельными.

    4. Требование обязательности основного обще­го образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ра­нее.

    5. Предельный возраст обучающихся для по­лучения основного общего образования в общеоб­разовательном учреждении по очной форме обу­чения — восемнадцать лет. Для категорий обуча­ющихся, указанных в пунктах 10-12 статьи 50 настоящего Закона, предельный возраст получе­ния основного общего образования может быть увеличен.

    6. По согласию родителей (законных предста­вителей) и местного органа управления образова­нием обучающийся, достигший возраста пятнад­цати ле|, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.

    7. По решению органа управления образова­тельного учреждения за совершение противо­правных действий, грубые и неоднократные на­рушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образова­тельного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключе­нии детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей (законных представителей), при­нимается с согласия органов опеки и попечитель­ства.

    Об исключении обучающегося из образова­тельного учреждения последнее обязано в трех­дневный срок проинформировать органы местно-


    го самоуправления. Органы местного самоуправ­ления совместно с родителями (законными пред­ставителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоуст­ройство или продолжение обучения в другом об­разовательном учреждении. 8. Общеобразовательные учреждения по дого­ворам и совместно с предприятиями, учреждени­ями, организациями могут проводить профессио­нальную подготовку обучающихся в качестве до­полнительных (в том числе платных) образова­тельных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид дея­тельности. Начальная профессиональная подго­товка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). Статья 20. Реализация профессиональ­ных образовательных программ 1. Профессиональные образовательные про­граммы, в том числе для обучающихся, воспитан­ников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккре­дитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного тру­да (рабочих и служащих) и специалистов соот­ветствующего уровня согласно перечням профес­сий и специальностей, устанавливаемым Прави­тельством Российской Федерации, и уровням об­разования, установленным настоящим Законом. 2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализу­ется в пределах образовательных программ на­чального профессионального или среднего про­фессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное уч­реждение профессионального образования. Статья 21. Профессиональная подготовка 1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной ра­боты, группы работ. Профессиональная подготов­ка не сопровождается повышением образователь­ного уровня обучающегося. 2. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образова­ния, условия для получения ими профессиональ­ной подготовки. 3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях на­чального профессионального образования и дру­гих образовательных учреждениях: межшколь­ных учебных комбинатах, учебно-производствен­ных мастерских, учебных участках (цехах), а

    также в образовательных подразделениях органи­заций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специали­стов, прошедших аттестацию и имеющих соот­ветствующие лицензии.

    Статья 22. Начальное профессиональное образование

    1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифици­рованного труда (рабочих, служащих) по всем ос­новным направлениям общественно полезной де­ятельности на базе основного общего образова­ния. По отдельным профессиям начальное про­фессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

    2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреж­дениях начального профессионального образова­ния (профессионально-технических и иных учи­лищах данного уровня).

    Статья 23. Среднее профессиональное образование

    1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

    2. Граждане, имеющие среднее (полное) об­
    щее или начальное профессиональное образова­
    ние соответствующего профиля, получают сред­
    нее профессиональное образование по сокращен­
    ным ускоренным программам.

    3. Среднее профессиональное образование мо­
    жет быть получено в образовательных учрежде­
    ниях среднего профессионального образования
    (средних специальных учебных заведениях) или
    на первой ступени образовательных учреждений
    высшего профессионального образования.

    4. Образовательное учреждение среднего про­фессионального образования может реализовы-вать образовательные программы начального профессионального образования при наличии со­ответствующей лицензии.

    Статья 24. Высшее профессиональное образование

    1. Выешее профессиональное образование
    имеет целью подготовку и переподготовку специ­
    алистов соответствующего уровня, удовлетворе­
    ние потребностей личности в углублении и рас­
    ширении образования на базе среднего (полного)
    общего, среднего профессионального образова­
    ния.

    2. Высшее профессиональное образование мо­жет быть получено в образовательных учрежде­ниях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

    3. Лица, имеющие начальное профессиональ­ное образование соответствующего профиля, мо­гут получать высшее профессиональное образова­ние по сокращенным ускоренным программам.

    4. Лица, имеющие среднее профессиональное



    образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

    Статья 25. Послевузовское профессио­нальное образование

    1. Послевузовское профессиональное образо­вание предоставляет гражданам возможность по­вышения уровня образования, научной, педаго­гической квалификации на базе высшего профес­сионального образования.

    2. Послевузовское профессиональное образо­вание может быть получено в аспирантуре, орди­натуре и адъюнктуре, создаваемых в образова­тельных учреждениях высшего профессионально­го образования и научных учреждениях.

    ГЛАВА V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗА­ЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ

    Статья 52. Права и обязанности родите­лей (законных представителей)

    1. Родители (законные представители) несо­вершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право вы­бирать формы обучения, образовательные учреж­дения, защищать законные права и интересы ре­бенка, принимать участие в'управлении образо­вательным учреждением.

    2. Родители (законные представители) обуча­ющихся, воспитанников обязаны выполнять ус­тав образовательного учреждения.

    3. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное


    общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родите­лей (законных представителей) продолжить об­разование в образовательном учреждении.

    4. Родители (законные представители) обуча­ющихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

    Статья 53. Занятие'педагогической дея­тельностью

    1. Порядок комплектования работников обра­
    зовательных учреждений регламентируется их
    уставами.

    К педагогической деятельности в образова­тельных учреждениях допускаются лица, имею­щие образовательный ценз, который определяет­ся типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

    2. К педагогической деятельности, в образова­
    тельных учреждениях не допускаются лица, ко­
    торым она запрещена приговором суда или по ме­
    дицинским показаниям, а также лица, которые
    имели судимость за определенные преступления.
    Перечни соответствующих медицинских проти­
    вопоказаний и составов преступлений устанавли­
    ваются законом.

    О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». —

    М., 1996.







    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.