Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общепедагогические принципы






1. Из общепедагогических принципов наиболее значи-
мыми в коррекционно-педагогической деятельности явля­
ется принцип целенаправленности педагогического про-

цесса. Цель как закон определяет характер и способ дей- ствий человека. Исходя из общих целей воспитания и раз­вития личности ребенка в ходе коррекционно-педагоги­ческой деятельности происходит соотнесение существую­щего уровня развития подростка с предполагаемым, про­ектируемым эталоном, что создает основу для формирова­ния программы коррекционной деятельности, определе­ния этапов ее реализации, путей, способов и средств до­стижения предполагаемого результата.

2. Следующий принципцелостности и системнос­
ти педагогического процесса.
Если педагогический про­
цесс рассматривать как систему, то есть как совокупность
элементов, находящихся в определенных отношениях и
связях между собой и образующих соответственную целос­
тность, единство, то коррекционно-педагогическая деятель-

ность будет являться ее элементом, подсистемой, субсисте-мой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимо­связанных элементов, объединенных общей целью функ­ционирования и единства управления.

3. Принцип гуманистической направленности педа­
гогического процесса
определяет необходимость гармони­
ческого сочетания целен общества и личности, ориента-

цию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности. В коррекционно-педагогической деятельности важно понимать то, всякий нормальный ребенок, как в свое время подчеркивал А.С. Макаренко, оказавшийся «на улице» без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы, стал бы: вести себя как тс дети и подростки, поведение которых мы определяем как отклоняющееся.


 


4. В тесном единстве с гуманистической направленнос­тью педагогического процесса находится принцип уваже­ния к личности ребенка в сочетании с разумной требо­вательностью к нему. Разумная требовательность пред­полагает объективную целесообразность, предопределенную потребностями педагогического процесса, направленного на положительное развитие личностных качеств ребенка, Педагогические требования не самоцель* они должны предъявляться воспитателем с надеждой на успех, с ис­кренней заинтересованностью в судьбе подростка, с пони­манием его отношений к предъявляемым требованиям, с глубокой уверенностью в то, что они помогут скорректи­ровать поведение воспитанника* не нанеся ущерба его са­молюбию, чувству собственного достоинства.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является естественным про­должением предыдущих принципов» Только гуманное, ува­жительное отношение к ребенку, педагогическая прозор­ливость, умение увидеть среди отрицательных черт ха­рактера и поведения подростка его незащищенность, стремление быть лучше позволяют более аффективно по­строить коррекционно-педагогический процесс. Опираясь на положительные качества*, усиливая и развивая их, ней­трализуя с их помощью отрицательные черты, воспита­тель как бы предвосхищает процесс положительного формирования личности подростка.

При достижении успеха, овладении новыми формами поведения ребенок переживает радость, испытывает внутреннюю удовлетворенность, начинает верить в соб­ственные.силы, у него растет уверенность в победе, в дос­тижении поставленной задачи..

6. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе является важным звеном коррекционного процесса. Только понимая и осо­знавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению, желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить об успешности и


результативности коррекционно-педагогического процесса, надеяться на успех. Превращение воспитанника из объекта в субъект педагогической деятельности — длительный и сложный процесс, но без него невозможно надеяться на положительный результат.

7. Можно назвать еще один принципсочетания прямых параллельных педагогических действии. Этот принцип оптимизирует педагогический процесс, мобилизует в нем социально значимые силы, создает поле доволнительного педагогического влияния, подключая воз-дствие ученического коллектива, силу общественного мне-1Я. А для подростка мнение сверстников — важный фак-эр развития личности, выбора направленности своего поведения, определения алгоритма жизнедеятельности. Несомненно, и другие общепедагогические принципы содят свое достойное место в процессе формирования одели коррекционно-педагогической деятельности. Вмес» с тем, общая направленность коррекционно-педагоги-ского процесса требует углубления, усиления одних и вабления других аспектов деятельности, более четкой и веренной тактики воздействия.

Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности

1. Ведущим в системе специальной коррекционно-педа-^гической деятельности должен стать принцип систем-ги коррекционных, профилактических и развиваю-IX задач, где системность и взаимообусловленность за-|ч отражают взаимосвязанность развития различных сто-личности ребенка и их гетерохронность, то есть не-аомерность развития. Закон неравномерности, разви» личности подростка свидетельствует о том, что каж-[ человек находится как бы на разных уровнях разви-I в различных состояниях в одном и том же возрастном риоде: на уровне благополучия, соответствующего нор-i развития, на уровне риска» то есть угрозы возникнове-[ потенциальных трудностей развития, и на уровне ак-


 



 

 

туалъных трудностей развития, объективно выражаю­щихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все ас­пекты развития личности, ее сознания и деятельности так­же взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Поэтому при определении целей и задач коррекционно-псдагогической деятельности необходимо исходить из бли­жайшего прогноза развития подростка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позво­лят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следовательно, необходимости развертыва­ния в дальнейшем полномасштабных специальных кор-рекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррекции развития воспитанника должна быть направ­лена не столько на коррекцию отклонении в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности подростка.

2. Реализация принципа единства диагностики и кор­рекции обеспечивает целостность педагогического процес­са. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объек­те. Трудно подобрать необходимые методы и приемы кор­рекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о причинах и ха­рактере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоян­ного систематического контроля, фиксации происшедших изменении или их отсутствия, то есть контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагности­ческих процедур, пронизывающих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической деятельности — от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.


3. Принцип учета индивидуальных и возрастных осо­бенностей ребенка в коррекционно-педагогическом про­цессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последователь­ности сменяющих друг друга возрастов, возрастных ста­дий онтогенетического развития. Понятие психологиче­ский возраст ввел Л.С. Выготский, который видел в этом «новый тип строения личности и ее деятельности, те пси­хические и социальные изменения, которые в самом глав­ном и основном определяют сознание ребенка, его отноше­ние к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Д.Б. Эльконин, характе­ризуя психологический возраст, выделяет три его пара­метра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекцнонных целей и организации коррекционно-педа-гогического процесса.

Первый параметр — это «социальная ситуация разви­тия» (по Л.С. Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, то есть совокупность законов, которы­ми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Второй параметр — уровень сформированности психо­логических новообразований и их значение на данном эта­пе возрастного развития. Подростковый возраст, как ни­какой другой, богат на психологические новообразования (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотноше­ний с окружающими).

Третий параметр — уровень развития ведущей деятель-. ности подростка как деятельности, играющей решающую роль в его развитии. Здесь возрастает роль общения подрос-дков, оно становится наиболее значимым явлением, без ко­торого довольно трудно построить коррекционный процесс. 4, Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы ре-ализации поставленных целей, подчеркивая, что исход- вым моментом в их достижении является организация ак-


 



тивной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.

Ведущая деятельность подростка определяет его отно­шение к миру, позицию и взаимодействие с теми элемента­ми социальной среды, которые в соответствующий момент являются источниками развития, задает типичные для данной возрастной стадии формы общения в системе отно­шений «ребенок — сверстник», «ребенок — взрослый».

При планировании и организации коррекционно-педа-гогической работы следует выбрать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были по­сильно сложные ситуации, которые подросток в состоя­нии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития.

Принцип деятельностного подхода является методоло­гическим принципом построения процесса коррекции.

5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекциоино педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универ­сальных приемов воздействия, способствующих переориен­тации, изменению направления личности, резкому измене­нию поведения подростка. Поэтому в коррекционной педа­гогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психо­логические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и под­готовленность к его проведению учителей. Должны присут­ствовать при этом и определенная логика и последователь-кость применения педагогических методов и коррекциоя-ных приемов, определенная ступенчатость воздействия #а сознание подростка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.


6. Принцип интеграции усилий ближайшего социаль­ного окружения. Ребенок не может развиваться вне соци­ального окружения, он активный его компонент, состав­ная часть системы целостных социальных отношений. От­клонение в развитии и поведении ребенка — результат не только его психофизиологического состояния, но и актив­ного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы: то есть сложности в поведении ребенка — след­ствие его отношений с ближайшим окружением, особенно­стей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с подростком без сотрудни­чества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонении в развитии и поведении оказывает­ся либо недостаточно эффективным, либо попросту безре­зультатным (Г.В. Бурменская. О.А. Карабанова).

Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, наме­чают общую стратегию и конкретную тактику на соответ­ствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения подростков.

Коррекционно-педагогическая деятельность — составная часть единого педагогического процесса, она должна обла­дать определенным «рабочим полем», быть очерчена «кру­гом влияния», сферой своего воздействия, иметь опреде­ленную структуру и направления (векторы) воздействия.

Во-первых, в рамках концепции специального образо­вания и воспитания аномальных детей коррекционно-пе­дагогическая работа занимает центральное положение в едином педагогическом процессе.

Во-вторых, коррекционная деятельность, являясь со­ставной частью общего образования, в то же время имеет


 



 

 

свою специфическую направленность при осуществлении учебно-воспитательного процесса.

В-третьих, по объему и значимости коррекционно-пе­дагогического процесса в системе специального образова­ния ему отводится довольно заметное место на пересече­нии составляющих образовательного процесса (обучение, воспитание, развитие).

В-четвертых, и это особенно важно, коррекция как со­циальная система должна иметь самостоятельный выход, взаимодействовать с социальной средой, поскольку соци­альная среда для коррекционно-педагогического процесса является не компонентным элементом, а окружающей сре­дой, той самой границей поля взаимодействия и взаимо­влияния компонентов единого педагогическою процесса.

Социальная среда сказывается на всех уровнях педагоги­ческого процесса, она определяет социальные цели специ­ального образования: становление и разностороннее разви­тие личности учащегося; его социально-трудовую реабили­тацию, компенсацию дефекта; усвоение им социального опы­та человечества в доступной форме. Одним словом, вся сис­тема коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномаль­ного школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который на­равне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Определив рамки коррекционно-педагогической деятель­ности и его ведущие компоненты, обозначим ведущие на­правления этого процесса:

♦ корректирующее воздействие на ребенка средовыми
факторами (природными, социальными)^ то есть «те­
рапия средой»;

♦ организация учебного процесса (его коррекционная
направленность);

ф специальный подбор культурно-массовых и оздоро­вительных мероприятии;

♦ психогигиена семенного воспитания.


Эти направления могут быть представлены в виде так-веских шагов:

♦ совершенствование достижений сенсомоторного раз­
вития;

♦ коррекция отдельных сторон психической деятель­
ности;

♦ развитие основных мыслительных процессов;

♦ развитие различных видов мышления;

♦ коррекция нарушений в развитии эмоционально-лич­
ностной сферы:

♦ развитие речи, овладение техникой речи;

♦ расширение представлений об окружающем мире и
обогащение словаря:

♦ коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В коррекционно-педагогической работе с несовершен-иетними (подростками) с отклоняющимся поведением основные направления коррекционной деятельности сле-эщие:

♦ нормализация и обогащение отношений с окружаю­
щим миром, прежде всего с педагогами и детским
коллективом;

♦ компенсация пробелов и недостатков в духовном мире,
усиление деятельности в той области, которую он
любит, в которой может добиться хороших резуль­
татов (компенсация в области интересного дела,
увлечения спортом, техникой, музыкой и др.);

♦ восстановление положительных качеств, которые по­
лучили незначительную деформацию (девиацию);

♦ постоянная стимуляция положительных качеств, не
утративших социальной значимости;

|, ♦ интенсификация положительного развития личнос­ти, формирование ведущих положительных качеств;

♦ усвоение и накопление социально ценного жизненно-

го опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;


 



 

 

♦ накопление навыков нравственного поведения, здо­
ровых привычек и потребностей на основе организа
цйи деятельности учащихся по удовлетворению их
интересов:

♦ исправление как преодоление отрицательного, то есть
ликвидация пробелов в формировании положитель­
ных качеств, искоренение отрицательных качеств и
вредных привычек.

В коррекционно-педагогической деятельности, как во всяком виде деятельности, существуют определенный ин­струментарий, методы, приемы и средства достижения по­ставленной цели, реализации конкретных задач, осуще­ствления соответствующих мероприятий по различным аспектам и направлениям деятельности.

В основе специальных методов л приемов коррекцион­но-педагогической деятельности лежат общепедагогиче­ские подходы, подтверждением чему может быть совокуп­ность методов и приемов коррекционной работы с ано­мальными детьми, нацеленных на развитие сохранных или восстановление нарушенных функций организма, знаний или умений ребенка. Это методы упражнения, методы убеж­дения, методы примера, методы стимулирования поведе­ния и деятельности детей с отклонениями в развитии к поведении.

В коррекционно-педагогической деятельности, имею­щей воспитательно-профилактическую направленность, цель которой — разрушение негативных установок и по­веденческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков, выделяются группа методов переубеждения, принуждения, приучения, поощрения или методы пере учивания, переубеждения, «реконструкции» характера, метод «взрыва», методы переключения, поощрения и на­казания.


Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специ-фические методы психокоррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков: суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, разъяснение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия, метод «сократического диалога», методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию; методики групповой психокоррекции, разыгрывания ролевых ситуаций: методы конгруэнтной коммуникации, метод разрушения конфликтов; метод арттерапии; метод социальной терапии: метод поведенчес-эго тренинга и т. д.

Все эти методы и методики психокоррекции развития и поведения ребенка являются важным инструментом в ре­шении главной задачи коррекционно-педагогической дея-тельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум. Поскольку отклонение в развитии и поведении чаще всего существует как сложная интегрированная проблема, и его коррекция осуществляется комплексно, то есть на основе глубокой диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения, природы и этиологии отклонения в развитии и поведении; в программе коррекционно-педагогической деятельности должны быть предусмотрены как работа по преодолению дефекта, так и шаги по его профилактике, а также действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. Коррекционно-педагогическая деятельность должна быть направлена не только на ликвидацию пробелов в познавательной деятельности, но и на формирование мировоззрения, социально значимых знании, умений и навыков; вся коррекционно-педагогическая деятельность должна быть практически ориентирована и нацелена на вы-


 



 

сокий уровень результативности; она должна быть прони­зана идеей сотрудничества и взаимодействия между объек­том и субъектами коррекционно-педагогического процес­са, между ученическим и педагогическим коллективами; коррекционно-педагогическая деятельность предусматри­вает координацию усилий школы, семьи и социума в ре­шении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков, формирования у них социально значимых качеств личности.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.