Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения коррекционной деятельности.






Содержание коррекционной работы с аномальными детьми, процесс определения ее основополагающих компонентов и ведущих направлении деятельности, особенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса являются предметом изучения научных отраслей специальной психологии и педагогики, объектом присталь­ного внимания дефектологической науки. Вместе с тем с активизацией психолого-педагогических исследовании различных категорий детей, выявлением у них дефектов и психофизиологических отклонений как в норме, так и в патологии, увеличением контингента детей в общеобразовательной школе, требующих особого педагогического внимания и специального педагогического воздействия, возрастает необходимость более целенаправленного подхода к

 


ской деятельности с детьми, имеющими отклонения в раз­витии и поведении, следует обратиться к педагогической практике специальных (вспомогательных) образователь­ных учреждений, научным исследованиям в области де­фектологии, специальной психологии и педагогики.

В Педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) не достатков психического и физического развития у ало шальных детей с помощью специальной системы педаго­гических приемов и мероприятий. Причем коррекция рас­сматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

В специальной справочной литературе понятие «кор­рекция» также трактуется как система специальных педа­гогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех катего­рий аномальных детей.

В учебниках и учебных пособиях по специальной пе­дагогике и различным отраслям дефектологических зна­ний разнообразные виды коррекционной деятельности (развивающей, обучающей, воспитывающей) рассматри­ваются как процесс, как система мер, направленных на исправление или ослабление отклонений в психическом и физическом развитии аномального ребенка (В.В. Во-ронкова, И.Г. Еременко, С.Д, Забрамная, В.А. Лапшин, Б.К. Пузанов и др.).

Решая важную социальную задачу приближения разви­тия аномальных детей к уровню нормальных школьни­ков, дефектологи видят в коррекционном процессе глав­ную цель — устранение или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) их деятельностью. Поэтому важным в кор­рекции являются правильный учет величины и характера


рассогласования и оперативное исправление этого несоот-ветствия между нормой и отклонением. Коррекция рас-сматривается как путь или способ преодоления и ослабления психофизических недостатков через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и др.).

Представители специальной (коррекционной) педагогики приходят к выводу, что не существует отдельной программы коррекционной работы, что она проводится на том учебном материале, который является содержанием тогоили иного предмета, то есть следует говорить о коррекционной направленности образовательного процесса. В то же время при характеристике коррекционной работы, при исправлении индивидуальных недостатков развития или поведения речь может идти о специальных педа-гогических приемах, перестройке отдельных функций орга-низма, формировании определенных личностных качеств. Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельностъ — это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный к оценочно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и психокоррекционная деятельность и др. Исходя из существующегоположения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие.

В работах по дефектологии и специальной педагогике коррекцию чаще всего связывают с развитием ребенка, посколькуона прежде всего нацелена на исправление вто-


 



 

ричных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда речь идет о коррекционно-педагогической работе, то ее невозможно оторвать от образовательного процесса, вклю­чающего в себя обучение, воспитание и развитие. Поэтому коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс не может существовать вне кор-рекционного обучения и воспитания. Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то, естественно, и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности.

Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую на­правленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и пси­хотерапевты (С.А. Бадмаев, Г.В. Бурменская, О.А. Кара-банова, А.Г. Лидере, А.С. Спиваковская и др.), которые видят коррекцию как особым образом организованное пси­хологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на пере­стройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологи­ческих новообразований, которые определяются как пси­хологические факторы риска, на воссоздание гармонич­ных отношений ребенка со средой.

В качестве рабочего определения с педагогической точ­ки зрения можно предложить следующий вариант опреде­ления коррекционно-педагогической деятельности: как планируемый и особым образом организуемый педагоги­ческий процесс, реализуемый с группами подростков, име­ющих незначительные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконст­рукцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для ее форми­рования и развития, способствующий полноценной интег­рации подростков в социум.

Мы исходим из того, что коррекционно-педагогическая деятельность — составная и неотъемлемая часть педагоги­ческого процесса как динамической педагогической систе­мы, как специально организованного, целенаправленного


взаимодействия педагогов и воспитанников, нацеленного

на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин). Тем более что при коррекции девиаций в поведении и отклонений в развитии важно учитывать то, что взаимодействие субъектов педагогического процес­са своей конечной целью имеет присвоение воспитанника­ми опыта, накопленного обществом (как стратегическая задача), и освоение положительных нравственных норм и правил, культуры поведения школьника (тактическая за­дача).

Особо, на наш взгляд, необходимо отметить еще и то, что взаимодействие педагогов и воспитанников на содер­жательной основе с использованием разнообразных средств есть существенная характеристика педагогического про­цесса, протекающего в любой педагогической системе, в том числе и коррекционно-педагогической.

Педагогическая деятельность (в том числе и коррекци-

онно-педагогическая) в рамках любой педагогической сис­темы может быть представлена как взаимосвязанная по­следовательность решения бесчисленного множества задач

разного уровня сложности, а воспитанники, в свою оче­редь, включены в их решение, так как они взаимодейству­ют с педагогами. С этой точки зрения единицей коррекци-онно-педагогического процесса целесообразно определить материализованную педагогическую задачу как воспита­тельную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью (коррек-ция отклонении в развитии и поведении подростков). Педагогическая задача, имея четкую структуру, позво-ляет рассмотреть коррекционную деятельность в строгой логике и последовательности:

♦ анализ ситуации и постановка педагогической зада­
чи;

♦ проектирование вариантов решения и выбор опти­
мального из них для данных условий;

♦ осуществление плана решения задач на практике,
включающего организацию взаимодействия, регули-

 

 


рование и коррегирование течения педагогического процесса;

♦ анализ результатов решения.
Целесообразность и необходимость проведения коррек-

ционно-педагогической работы в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешним соци­ально-педагогическим обстоятельством, изменением соци­альных обстоятельств, сменой ценностей и моральных тре­бований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире подростков, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму. Кро­ме того, как отмечают исследователи, целесообразность коррекционного воздействия мотивируется и рядом инди­каторов неблагополучия в развитии подрастающего поко­ления, основные из которых:

♦ нарушение коммуникации в системе отношений «ре­
бенок — взрослый» и «ребенок — сверстник», утра­
та взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся
ранее форм обучения;

♦ низкий уровень достижений, значительно расходя­
щийся с потенциальными возможностями ребенка;

♦ поведение, отклоняющееся от социальных норм и
требований;

♦ переживание ребенком состояния эмоционального не­
благополучия, эмоциональный стресс и депрессия;

♦ наличие экстремальных кризисных жизненных си­
туаций;

♦ аномальные кризисы развития, которые в отличие от
нормативных возрастных кризисов не связаны с за­
вершением цикла развития, не ограничены во време­
ни и носят исключительно разрушительный харак­
тер, не создавая условий и не содействуя формирова­
нию психологических новообразовании, знаменующих
переход к новому возрастному циклу и др.

Если рассматривать отклонение в поведении ребенка как не выходящее за пределы «низкой нормы» и не обусловлен­ное органическим поражением центральной нервной систе-


мы, то есть как отклонение в развитии неорганической эти­ологии, тогда, по утверждению Л.С. Выготского, ведущим в определении цели коррекционной работы является преду­преждение развития вторичных дефектов по сравнению с за­дачами исправления уже образовавшихся первичных дефек­тов. Под вторичным дефектом он понимал нарушение разви­тия социокультурных высших психических функций. То есть говоря о возможностях коррекционной помощи, необходимо иметь в виду не столько тяжесть самого органического пора­жения, сколько возможности социальной компенсации этого первичного дефекта за счет развития высших функций.

Одним словом, основополагающим психолого-педагоги­ческим аспектом коррекционной работы должно стать обес­печение условий для формирования высших форм психи­ческой деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом раз­вития высших психических функций),

Следовательно, коррекционно-недагогическая работа, как отмечалось выше, должна строиться не как совокуп­ность отдельных упражнений, не как простая тренировка западающих умений и навыков, а как целостная осмыс­ленная деятельность ребенка, органически вписывающая­ся в систему его повседневной жизнедеятельности и систе-, му его социальных отношений.

Следует согласиться с утверждением отечественных пси- хологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), что цель коррекционной работы должна определяться по-ниманием закономерностей психического развития ребен-ка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме усвоения обще-гвенно-исторического опыта путем его интериоризации. При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что:

♦ цели коррекции должны формулироваться в пози­
тивной, а не в негативной форме;

♦ цели коррекции должны быть реалистичны и соотно­
ситься с продолжительностью коррекционной работы;


 



 

♦ цели коррекции должны быть привлекательны и
оптимистичны, вызывать желание и стремление у
подростка их достигнуть;

♦ наконец, они должны учитывать индивидуальные и
психологические возможности ребенка и его микро­
социум.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.