Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жых от них понятий.






Коррекция (лат. correctio — исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, на­правленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как са­мостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недо­статка или преодоление дефекта (коррекция речи, произ­ношения отдельных звуков, исправление недостатков зре­ния), в то же время коррекция может быть составнбй ча­стью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изме­нение формирующейся личности ребенка.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватыва­ет всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонени­ями в поведении. Она направлена на изменение познава­тельных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склоннос-


 



 

тей, трудовых, художественно-эстетических и иных спо­собностей.

Коррекционно-развивающее обучение — это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим труд­ности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполне­ние пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного мате­риала.

Компенсация (лат. compensatio — возмещение, урав­новешивание) — это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразви­тых психофизиологических функций организма. Компен­саторный процесс опирается на резервные или недоста­точно задействованные возможности организма человека.

В процессе компенсации в организме ребенка происхо­дит формирование новых динамических систем и услов­ных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усилива­ются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинес­тетических анализаторов).

Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступле­нию патологических процессов в организме. В то же вре­мя сопротивляемость дефекту, его компенсация усилива­ются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

Адаптация школьная (лат. adaptio — приспособ­лять) — это процесс приспособления ребенка к условиям


школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к актив­ной познавательной деятельности, усвоению необходи­мых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям пе­дагогов в силу своего общего развития (точнее, его недо­статков) или же ошибок и неблагополучия семейного вос­питания. Так возникает проблема школьной дезадапта-ции, результатом которой являются хроническая неуспе-ваемосгь, отставание по ряду предметов в освоении школь-нойпрограммы, сопротивление педагогическому воздейст­вию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение.

Реабилитация социальная (лат. rehabilitate — вос­становление) — это процесс включения ребенка с откло­нениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адек­ватные взаимоотношения со сверстниками.

Процесс реабилитации — это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение, в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психоло­гическую реабилитацию (снятие психологических комп­лексов, восстановление психических процессов), педагоги­ческую реабилитацию (восстановление утраченных учеб­ных умений, познавательных навыков, формирование инди­видуальных личностных качеств). Реабилитация — это своего рода итог всей коррекционно-педагогической дея­тельности.


 



 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.