Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний






Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Кор­рекция, являясь составной частью единого педагогическо­го процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаи­мосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, зада­чи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие лич­ности ребенка.

Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, мето­ды и формы организации учебно-воспитательного процес­са, передовой педагогический опыт, коррекционная педа­гогика вносит существенные поправки в методику и тех­нологию применения педагогических знаний, в содержа­ние обучения и воспитания детей и подростков в соответ­ствии с природой и характером их дефекта, разрабаты­вает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-, сур-до-, олигофренопедагогике, логопедии и др.).

Построение коррекционно-педагогической деятельности, организацию дифференцированного обучения и индивиду­ального воспитания невозможно осуществить, не зная при­роды дефекта у ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении и развитии. Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно орга­низовать эффективную коррекционную работу, тем более, что результаты исследования закономерностей психиче­ского развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие осо­бенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического разви­тия, замедленность, слабость и малоподвижность нервных


процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, непол­ное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др. Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи кор­рекционной педагогики и философии. Кропотливая кор­рекционная работа, повседневное педагогическое воздей­ствие на дефект в психическом или физическом развитии приводят к проявлению философской закономерности пе­рехода количества в качество, к уменьшению отклонения или к компенсации физического недостатка за счет ак-тивизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительную аномалию.

Наряду с философскими категориями общего, единич­ного и особенного, необходимого и случайного в коррек­ционной педагогике находят место законы общего разви­тия, его движущих сил, субъективного и объективного де­терминизма педагогических явлений и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.