Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития коррекционной педагогики в Западной Европе






История становления человеческого общества свидетель­ствует, что на ранних этапах своего развития, в силу не­развитости производительных сил, низкого уровня культу­ры» нравственных и духовных ценностей, отношение к лю­дям с психофизическими недостатками было нетерпимым.


 



 

Б эпоху античности в ряде эллинистических государств (Спарта) у отдельных человеческих сообществ, исповеду­ющих культ силы, выносливости, культ человеческого тела, всякие отклонения в физическом развитии, уродство и иные аномалии у детей считалось нежелательными.

Первые упоминания о людях с грубыми физическими и умственными нарушениями содержатся в законодательных документах античного мира. С точки зрения закона, вла­стей и общества в целом, лица с выраженными дефектами не считались полноценными гражданами и приравнива­лись в статусе к рабам и животным. Дети, родившиеся с грубыми недостатками, обрекались на смерть. Закон, сфор­мулированный Аристотелем в его «Политике», гласит: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует».

Существенно изменяется взгляд на людей с отклонени­ями в развитии и на их положение в обществе лишь с распространением в большинстве стран Европы христиан­ской религии. Можно наблюдать как происходит станов­ление и развитие конфессиональных теоретических подхо­дов к проблеме помощи через осмысление важнейших хри­стианских догматов о милосердии. Труды мыслителей цер­кви оказали большое влияние на формирование обществен­ного сознания в вопросах помощи, поддержки и призре­ния. Факты милосердного отношения к «убогим» пред­ставляли своеобразный общественный благотворительный институт, где на практике реализовывались идеи помощи нуждающимся, но одновременно в обществе росло и число религиозных предубеждений и суеверных опасений.

Средневековое западноевропейское законодательство, следуя традициям Римского Права, не признает инвали­дов дееспособными, светский и церковный законы, народ­ные традиции едины в отношении к «неполноценному мень­шинству» как к отверженным, «иным» людям и видит своей задачей ограждение общества от их присутствия.

В этих условиях, независимо от сословия, инвалиды становятся изгоями общества. Их удел — просить милос-


тыню, в которой по религиозным канонам общество не только не отказывает, но и вменяет в обязанность госу­дарству и отдельному гражданину. Социальные потрясе­ния, войны, крестовые походы, эпидемии способствовали увеличению количества людей, нуждающихся в постоян­ной общественной поддержке.

Началом первой рефлексии государства на присутствие

в обществе людей с выраженными дефектами и понимани­ем необходимости заботиться о них можно считать откры- тие первых приютов — «убежищ» для слепых (1198 г. — ария, 1225 г. — Франция). Конечно, основная масса нуждающихся находилась вне общественной опеки и вла- чила жалкое существование.

Потребовалось более двух тысяч лет для осознания необходимости призрения людей с отклонениями разви­тия и признания их права на существование. Глубокие преобразования в духовной жизни европейского общества элохи Возрождения характеризуются появлением новых философских систем, основанных на интересе к реальной жизни, человеку, к его назначению и месту в обществе. Гуманисты эпохи Возрождения сыграли позитивную роль и в изменении отношения общества к человеку, имеющему физические и умственные отклонения. Впервые высказы­вается мысль о том, что назначение общества заключает­ся не столько в подаче милостыни, организации приютов для калек и больных, сколько в возможности дать им алементарное образование и воспитать в них «нравствен­ность» и «благочестие».

«Можно ли, — пишет Я.А. Коменский, — приобщить К образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? От­вет: из человеческого образования не исключается ничего, хроме разве что нечеловека».

Следствием социального заказа представителей знати, имеющих детей с сенсорными нарушениями, явились по­пытки индивидуального обучения глухих (1578 г. в Испа­нии, 1648 г. в Англии) и слепых (1670 г. во Франции).


 



 

Социальный заказ носил локальный характер и касался небольшого числа конкретных детей. Соответственно и результаты, сколько бы блестящими они не были, не име­ли смысла вне конкретной ситуации и представляли ка­мерный интерес. Однако двухсотлетний опыт многочислен­ных энтузиастов-одиночек стал убедительным доказатель­ством возможности оказания социальной помощи людям с отклонениями в развитии и способствовал теоретическому обоснованию необходимости их массового обучения.

Поворот в государственной политике и общественном сознании, обусловленный становлением нового, более гу­манного и демократического взгляда на гражданские пра­ва лиц с отклонениями в развитии, был подготовлен идея­ми французских просветителей (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Воль­тер, Ш. Монтескье, Д. Дидро) и принятой в 1793 г. французским Конвентом «Декларацией прав человека».

Новая законодательная политика способствовала раз­витию общественной мысли в области социальной помо­щи. Осмысление человека как вневременного и культур­но-исторического феномена приводит к понятию права че­ловека и равенства всех людей. На этой идеологической базе появляются гуманистические учения Геллерта, Клоп-стока, Гер дера и других мыслителей, которые влияют на проявление основных направлений общественной помощи и которые окончательно сформируются в XX веке. Впер­вые определены субъект помощи, его правовые и деятель-ностные полномочия, а также очерчен круг проблем, тре­бующих вмешательства со стороны государства.

Каждая западноевропейская страна прошла свой путь развития указанных направлений, и в том числе создания национальной системы специального образования. Несмот­ря на ряд существенных различий (законодательных, фи­нансовых, кадровых, концептуальных) всенациональные системы складывались в Западной Европе в сопоставимые j исторические сроки. На изменение форм организации со^ циальной помощи детям с отклонениями в развитии ока­зала значительное влияние и эволюция гуманистических


общественных тенденций. Если в эпоху Я.А. Коменского высшим проявлением гуманизма признавалось равное для всех детей право на обучение, то в XIX веке все большее признание завоевывает гуманистическая концепция пользы, согласно которой дети с нарушениями развития, получив специальное образование, не только не будут обу­зой обществу, но и станут его полезными социально ак­тивными членами.

Либерализм XIX века как социально-политическое ми­ровоззрение представлен различными концепциями, и его [ рассмотреть в виде целостной теории. Однако можно

говорить о том, что основной постулат данного миро-воззрения был связан с вопросами ответственности и дол­га государства перед личностью за невозможность предо­ставить все условия для ее нормального существования. Вопросы о «правильной» социальной помощи связаны с отношениями государственных институтов социальной за­щиты с частной благотворительной деятельностью. Одно­значных подходов здесь не существовало, вместе с тем дис­куссии о роли государства и частной благотворительности оформляют определенную систему «права личности на по­мощь» средствами открытого призрения и реализацию це-девых программ образования и социального воспитания через структуры муниципалитетов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.