Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие коррекционной педагогики как науки. Дефектологическая наука и коррекционно-педагогиче-ская практика имеют богатый исторический опыт






Дефектологическая наука и коррекционно-педагогиче-ская практика имеют богатый исторический опыт. За годы изучения аномальных детей, выявления природы и сущ­ности их отклонений, организации коррекционной рабо­ты с ними сформировалась стройная система научных зна­ний об аномальных детях и истории развития специаль­ных образовательных учреждений для детей с недостатка­ми в развитии и поведении. Опыт изучения теории и прак­тики коррекционной работы охватывает не только отрас­ли специальных дефектологических знаний в области сурдопедагогики (Н.М. Назарова) или истории изучения, воспитания и обучения умственно отсталых детей (Х.С. Замский), но и историю становления и развития воспитания трудновоспитуемых детей (А.В. Гаврилин),


 



 

подготовку педагогических кадров к работе с девиантны-ми подростками в образовательных учреждениях (С.А. Завражин).

Важными задачами курса коррекционной педагогики является изучение истории становления и развития кор-рекционно-педагогической деятельности с детьми и подро­стками с отклонениями в развитии и девиациями в пове­дении, выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении ре­бенка. Наиболее содержательно и обоснованно решение их осуществлено в курсе «История олигофренопедагоги­ки» (Х.С. Замский), где автор предлагает уникальный по широте охвата и глубине анализа материал по истории изучения, воспитания и обучения детей с недостатками ин­теллекта. Поскольку любой дефект, наличие различных отклонений в поведении так или иначе сказываются на ин­теллектуальном развитии ребенка, мы считаем целесооб­разным провести небольшой экскурс по данной работе.

В дефектологической науке, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонения в развитии и поведении, имеется четыре самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных аспекта: медико-клиниче­ский, психологический, педагогический и социологичес­кий, которые в истории дефектологии то развивались не­зависимо друг от друга, то переплетались, взаимодопол-няя и расширяя проблему.

Особенно наглядно это видно на истории становления и развития олигофренопедагогики.

Медико-клинический аспект раскрывает вопросы эти­ологии умственного дефекта, его анатомо-физиологические нарушения и симптомы, исследует способы клинического диагностирования дефекта, подходы к его классификации.

Психологический аспект устанавливает картину пси­хических аномалий, раскрывает своеобразие интеллекту­альной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнооб­разными психическими отклонениями, определяет симп­томы отдельных форм того или иного дефекта.


Педагогический аспект рассматривает проблемы ум­ственной отсталости, например, с точки зрения обучаемо­сти и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе, определяет принципы, методы и приемы педагоги­ческой коррекции дефекта.

Социологический аспект анализирует проблему с точ­ки зрения социальной оценки существующего явления, зависимости ее от социально-экономических условий, со­циально-педагогических причин, влияния на нее характе­ра и условий развития общества. Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характе­ристика, оценка их развития и поведения в ходе истори­ческой эволюции человеческого общества были неодно­значны. Если физические недостатки человека, увечья или другие аномалии были зримо различимы, то интеллекту­альная недостаточность, отклонения в умственном разви­тии проявлялись на более поздних этапах жизнедеятельно­сти человека. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, со­стояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодей­ствие окружающих с теми, кто имел дефект в развитии и поведении. Причем палитра отношений располагалась от

нетерпимости к дефекту, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредст­венной материальной и моральной помощи людям, имею­щим физический или психический недостаток.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.