Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. профессор, доктор фил. наук, заведующая кафедрой инженерной педагогики НГМА Л.Д







 


Рецензенты:

профессор, доктор фил. наук, заведующая кафедрой инженерной педагогики НГМА Л.Д. Столяренко; профессор, доктор социологический наук СИ. Самыгин

Никуленко Т.Г.

Н 65 Коррекционная педагогика: Учебное пособие /Т.Г. Ни­куленко. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 381, [1] с. — (Высшее образование).

ISBN 5-222-09471-5

В учебном пособии рассматриваются сущность, основ­ные направления и содержание коррекционо-педагогичес-кой деятельности, раскрыты специальные и общие педа­гогические методы, приемы коррекционно-педагогичес-кого воздействия и др.

ISBN 5-222-09471-5

Дисциплина «Коррекционная педагогика» предусмот­рена Государственным образовательным стандартом про­фессионального образования для студентов педагогичес­ких вузов.

УДК 376(075.8) ББК 74.3я73

) Т.Г. Никуленко, 2006

) Оформление: изд-во «Феникс», 2006


Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиа­цией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений, к созданию в об­щеобразовательных учереждений групп выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоя­нии освоить образовательные программы, составляет око­ло 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нужда­ются в специальных формах и методах обучения.

Структура и содержание образования в коррекционных группах имеют известные особенности, а характер усвое­ния учебного материала учащимися данных классов не­сколько отличается от познавательных возможностей обыч­ных учащихся. Это вызывает у преподавателей, работаю­щих в коррекционных группах, соответствующие сложно­сти в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспи­тательной работы с учениками. Сложившиеся обстоятельст­ва требуют внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов педагогических вузов, в проведение целенаправленной работы по коррек-ционно-педагогической подготовке будущих учителей к работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении, испытывающими трудности в осво­ении школьных учебных дисциплин.

Курс «Коррекционная педагогика», изучаемый в педагогических вузах, в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования при­зван подготовить студентов к работе с детьми с отклонени-

 

ями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию. В общеобразовательных классах массовой школы, в классах компенсирующего и коррекционно-раз-вивающего обучения учатся не только дети с легкими ос­таточными нарушениями функций головного мозга, недо­развитием отдельных психических процессов, негрубыми недостатками речи, с проявлениями незрелости в эмоцио­нально-волевой сфере, соматической ослабленностью, двига­тельной расторможенностью, но и с ограниченным запа­сом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности, педа­гогической запущенностью и школьной дезадаптацией. Поэтому предлагаемое учебное пособие ставит перед собой задачу познакомить студентов не только с особенностями организации и построения образовательного процесса с аномальными детьми во вспомогательной школе и специ­альных образовательных учреждениях, но и ввести буду­щего учителя в мир коррекционной педагогики; показать сложности и трудностиз социально-педагогические пробле­мы детей с отклонениями в развитии и поведении; опреде­лить тот круг вопросов, с которыми встречается учитель-предметник, выпускник недефектологических факультетов педвуза, при работе с учащимися, испытывающими за­труднения в освоении школьной программы; раскрыть на­личие арсенала специальных путей и средств в разреше­нии проблем отклонения в поведении и развитии детей и подростков, предупреждении их педагогической запу­щенности и трудновоспитуемости.

В учебном пособии анализируются научные исследова­ния в области специальной педагогики, характеризуется школьная практика коррекционной работы с различными категориями учащихся. В нем даны основные категории и понятия коррекционной педагогики, определены объект, предмет, цели и задачи учебного курса. Достаточное вни­мание уделено характеристике сущности коррекционно-педагогической деятельности, ее места в профессиональ-


ной работе учителя, раскрыты ее структура и основные компоненты.

В пособии наряду с характеристикой детей с различны­ми видами психофизических отклонений в развитии и ра­боты с ними в специальных образовательных учреждени­ях дается обширный материал о воспитании и обучении в общеобразовательных школах детей группы риска, с неу­стойчивой эмоционально-волевой сферой, с задержкой пси­хического развития, с девиациями в поведении. Особое внимание уделяется проблеме трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков, организации целенаправленной профилактической и коррекционной педагогической работе с ними.

В пособии в каждой теме выделяется ведущая пробле­ма, изучаемая в коррекционной педагогике, характеризу­ются ее основные идеи, даются подходы к ее разрешению, определяются организационно-педагогические основы и нормативно-правовая база, раскрываются пути и средства, формы и методы коррекционно-педагогической работы с той или иной группой детей, имеющих недостатки в раз­витии и поведении. В учебном пособии дан обширный сло­варь специальных терминов, с которыми преподавателю придется встретиться в коррекционнно-педагогической практике.

Уважаемые читатели! Это первый опыт создания такого пособия для недефектологических факультетов, с благо­дарностью примем ваши предложения и рекомендации по его дальнейшей доработке.

 


Коррекционная педагогика в системе наук о человеке






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.