Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. профессор, доктор фил. наук, заведующая кафедрой инженерной педагогики НГМА Л.ДСтр 1 из 10Следующая ⇒
Рецензенты: профессор, доктор фил. наук, заведующая кафедрой инженерной педагогики НГМА Л.Д. Столяренко; профессор, доктор социологический наук СИ. Самыгин Никуленко Т.Г. Н 65 Коррекционная педагогика: Учебное пособие /Т.Г. Никуленко. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 381, [1] с. — (Высшее образование). ISBN 5-222-09471-5 В учебном пособии рассматриваются сущность, основные направления и содержание коррекционо-педагогичес-кой деятельности, раскрыты специальные и общие педагогические методы, приемы коррекционно-педагогичес-кого воздействия и др.
Дисциплина «Коррекционная педагогика» предусмотрена Государственным образовательным стандартом профессионального образования для студентов педагогических вузов. УДК 376(075.8) ББК 74.3я73 ) Т.Г. Никуленко, 2006 ) Оформление: изд-во «Феникс», 2006 Увеличение числа детей с отклонениями в развитии и поведении, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных учереждений групп выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы, составляет около 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Структура и содержание образования в коррекционных группах имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала учащимися данных классов несколько отличается от познавательных возможностей обычных учащихся. Это вызывает у преподавателей, работающих в коррекционных группах, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с учениками. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов педагогических вузов, в проведение целенаправленной работы по коррек-ционно-педагогической подготовке будущих учителей к работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении, испытывающими трудности в освоении школьных учебных дисциплин. Курс «Коррекционная педагогика», изучаемый в педагогических вузах, в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования призван подготовить студентов к работе с детьми с отклонени-
ями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию. В общеобразовательных классах массовой школы, в классах компенсирующего и коррекционно-раз-вивающего обучения учатся не только дети с легкими остаточными нарушениями функций головного мозга, недоразвитием отдельных психических процессов, негрубыми недостатками речи, с проявлениями незрелости в эмоционально-волевой сфере, соматической ослабленностью, двигательной расторможенностью, но и с ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности, педагогической запущенностью и школьной дезадаптацией. Поэтому предлагаемое учебное пособие ставит перед собой задачу познакомить студентов не только с особенностями организации и построения образовательного процесса с аномальными детьми во вспомогательной школе и специальных образовательных учреждениях, но и ввести будущего учителя в мир коррекционной педагогики; показать сложности и трудностиз социально-педагогические проблемы детей с отклонениями в развитии и поведении; определить тот круг вопросов, с которыми встречается учитель-предметник, выпускник недефектологических факультетов педвуза, при работе с учащимися, испытывающими затруднения в освоении школьной программы; раскрыть наличие арсенала специальных путей и средств в разрешении проблем отклонения в поведении и развитии детей и подростков, предупреждении их педагогической запущенности и трудновоспитуемости. В учебном пособии анализируются научные исследования в области специальной педагогики, характеризуется школьная практика коррекционной работы с различными категориями учащихся. В нем даны основные категории и понятия коррекционной педагогики, определены объект, предмет, цели и задачи учебного курса. Достаточное внимание уделено характеристике сущности коррекционно-педагогической деятельности, ее места в профессиональ- ной работе учителя, раскрыты ее структура и основные компоненты. В пособии наряду с характеристикой детей с различными видами психофизических отклонений в развитии и работы с ними в специальных образовательных учреждениях дается обширный материал о воспитании и обучении в общеобразовательных школах детей группы риска, с неустойчивой эмоционально-волевой сферой, с задержкой психического развития, с девиациями в поведении. Особое внимание уделяется проблеме трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков, организации целенаправленной профилактической и коррекционной педагогической работе с ними. В пособии в каждой теме выделяется ведущая проблема, изучаемая в коррекционной педагогике, характеризуются ее основные идеи, даются подходы к ее разрешению, определяются организационно-педагогические основы и нормативно-правовая база, раскрываются пути и средства, формы и методы коррекционно-педагогической работы с той или иной группой детей, имеющих недостатки в развитии и поведении. В учебном пособии дан обширный словарь специальных терминов, с которыми преподавателю придется встретиться в коррекционнно-педагогической практике. Уважаемые читатели! Это первый опыт создания такого пособия для недефектологических факультетов, с благодарностью примем ваши предложения и рекомендации по его дальнейшей доработке.
Коррекционная педагогика в системе наук о человеке
|