Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики






Как научное понятие коррекционная педагогика в современной педагогической науке обрела официальный статус совсем недавно. На дефектологических факульте­тах педагогических вузов изучалась дефектология (лат. defectus — недостаток и греч. logos — учение) как наука, которая исследовала психофизиологические особенности развития аномальных детей (греч. anomalos — неправиль­ный), закономерности их обучения и воспитания, опре­деляла условия, способствовавшие преодолению имеющихся у детей дефектов в умственном и физическом развитии.

В состав дефектологической науки входят различные отрасли специальной педагогики и психологии (олигофре-нопсихология; логопедия и психология речевых наруше­ний; отрасли специальной педагогики и психологии, изу­чающей сложные дефекты, умственная отсталость, нару­шения моторно-двигательной сферы и др.).

Вместе с тем, как в общей и специальной педагогике, так и в современной педагогической практике существует немало моментов, когда бывает трудно дать однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ребенка. Это происходит тогда, когда дефект неярко выражен, а анома­лии в развитии имеют негрубые формы, когда имеющийся 1


недостаток находится в пограничной зоне между нормой и патологией. Это может быть тогда, когда ребенок имеет затруднения в освоении учебной программы в общеобра­зовательной массовой школе, но резко опережает детей в развитии и обучении во вспомогательной школе, когда в ликвидации его дефекта нужны не специальное медицин­ское лечение, не активное вмешательство дефектологов, логопедов и психологов, а обычная коррекция его позна­вательных возможностей, изменение условий общего и семейного воспитания, предупреждение и частичное ис­правление его поведения и помощь в освоении социаль­ных норм и нравственных ценностей. В связи с этим на­ряду с понятиями «специальная психология», «лечебная и реабилитационная педагогика» все чаще стало появ­ляться унифицированное понятие «коррекционная педа­гогика».

Этой педагогической дефиницией в одних случаях заме­няют существовавшее ранее понятие «дефектология» или используют как адекватный ей термин. В иных случаях коррекционная педагогика охватывает не только область специальных научных знаний, но и основы психолого-пе­дагогических знаний о сущности и закономерностях обра­зования и воспитания детей и подростков, * имеющих не­резко выраженные недостатки в развитии психики и от­клонения в поведении. Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправле­ние) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной ин­теграции в социум.

Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психо­физиологическом развитии (сенсорно-двигательной, сома­тической, интеллектуально-речевой сферах) или отклоне­ния в поведении, затрудняющие его адекватную социали­зацию и школьную адаптацию. Выражаясь языком мате­матических формул, мы бы сказали, что объектом кор­рекционной педагогики являются дети, имеющие четыре

 

«Д», то есть дети, имеющие неярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. deprivatio — лишение), в силу этого испытывающие школьную деза­даптацию (фр. des... — от..., нарушение, лат. adapto — приспособление) и проявляющие девиацию (лат. devi-atio — отклонение) в поведении.

Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, пре­дупреждение и преодоление отклонений в развитии и по­ведении у данных детей и подростков.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении — слож­ная социально-педагогическая проблема. Ее решение ле­жит в основе подготовки данной категории детей к актив­ной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наибо­лее полному освоению социальных ролей, к результатив­ной интеграции в социальную среду. Исходя из сложив­шейся социально-педагогической ситуации, в которой ока­зываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:

1. Определить природу и сущность недостатков в раз­
витии и отклонений в поведении детей и подростков, вы­
явить причины и условия их появления.

2. Изучить историю становления и развития коррек-
ционнб-педагогической деятельности с детьми с недостат­
ками в психофизиологическом развитии и девиациями в
поведении.

3. Выявить ведущие тенденции в предупреждении и
преодолении отклонений в развитии и поведении детей и
подростков, этиологию (причинно-следственную обуслов­
ленность) психофизиологического развития и социально-
педагогических условий жизнедеятельности ребенка.


 

4. Разработать технологии, совокупность методов, при­
емов и средств коррекционно-педагогического воздействия
на личность ребенка с недостатками в развитии и откло­
нениями в поведении.

5. Провести анализ общего и специального образова­
ния детей с недостатками в развитии и поведении в усло­
виях массовой школы.

6. Определить цели, задачи и основные направления
деятельности специальных, коррекционно-развивающих уч­
реждений и центров социальной защиты и реабилитации
детей и подростков.

7. Создать необходимую учебно-методическую базу в
подготовке учителя к коррекционно-педагогической рабо­
те с детьми и подростками с недостатками в психофизио­
логическом развитии и девиациями в поведении.

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является создание в ней собственного поня­тийного аппарата. Поскольку коррекционная педагогика является одной из отраслей педагогических знаний, то в ней наряду с собственной специфической терминологией существуют и общепедагогические категории и понятия.

В коррекционной педагогике, так же как и в общей, ведущими педагогическими категориями являются обуче­ние, воспитание, развитие.

Воспитание — основополагающая и смыслообразующая педагогическая категория, рассматривается как специаль­но организованная деятельность педагогов и воспитан­ников для реализации целей образования в едином педа­гогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или от­дельных ее качеств.

Воспитание детей с отклонениями в развитии и поведе­нии осуществляется в рамках единого педагогического про­цесса и направлено на формирование в ребенке гуманисти­ческих, общечеловеческих ценностей, активной граждан­ской позиции, нравственно положительных черт и качеств.

 

 

В воспитании используются как общепедагогические мето­ды и приемы, так и специальные меры воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонени­ями в поведении в зависимости от степени и структуры дефекта, сущности и характера аномалии, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Важной особенностью воспитания ребенка с отклонени­ями в развитии и поведении является оптимизм, уверен­ность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение из воспитатель­ного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на положительное в личности ребенка, стимулирование его компенсаторных возможностей, в то же время формирова­ние умения объективно оценивать свои возможности, свои действия и поступки.

Обучение педагогической наукой рассматривается как специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обуча­емого, в результате которого у обучающегося формиру­ются определенные знания, умения, навыки, опыт дея­тельности и поведения, а также личностные качества.

Обучение в коррекционной педагогике носит специфи­ческий характер, определяемый глубиной и характером дефекта ребенка. Причем общедидактические методы и приемы, организация учебного процесса дифференцируют­ся в зависимости от отраслей специальной педагогики (сур-до-, тифло- или олигофренопедагогики).

Обучение и развитие — два взаимосвязанных явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведении предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника (по Л.С. Выготскому), тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятель­но в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное разви­тие, когда поддержка учителя помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его самостоя­тельности. Обучение ведет за собой развитие.

К сугубо специальным педагогическим понятиям отно­сятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».

В справочной и специальной дефектологической (кор-рекционно - педагогической) литературе (Т.А. Власова, В.А. Лапшин, М.С. Певзнер, Б.П. Пузанов, С.Г. Шевчен­ко и др.) довольно глубоко и обоснованно разработан по­нятийный аппарат учебного курса, дана характеристика ведущих категорий коррекционной педагогики, производ-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.