Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный мир — мир естественной установки




В начале главы говорилось о том, что основной целью феноменологической социологии является исследование процесса обретения человеком своего жизненного мира. Отсюда вытекает главная задача социальных наук, которую сформулировал еще Шюц.1 Напомним его формулировку: «Науки об истолковании и объяснении человеческого действия и мышления должны начать с описания базовых структур донаучного знания, которое является само собой разумеющейся реальностью для людей с есте­ственной установкой. Эта реальность представляет собой повседневный жизненный мир».2 Именно о ней и идет речь. Рассмотрим, что такое повседнев­ный жизненный мир.

Первое определение Шюцем этого мира звучит весьма тривиально: этот мир «является областью реальности, в которой человек принимает участие

1 Цитируя книгу «Strukturen der Lebenswelt», мы все­гда указываем в качестве автора лишь Шюца, так как сам Лукман недвусмысленно называл себя «вторичным автором» (S. 17), который следовал Шюцу «как можно точнее» (S. 15). Правда, здесь мы не касаемся посвящен­ной знанию и обществу четвертой главы, которая напи­сана Лукманом и является целиком новой (S. 16), так как научные взгляды Лукмана рассматриваются ниже, при анализе книги «Социальное конструирование реаль­ности».

2 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 23.


84 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация

с неизбежной и регулярной повторяемостью. Взаи­мопонимание человека с соплеменниками возмож­но лишь в пределах этой области, в которой проис­ходит взаимодействие с ними. Только в повседнев­ном жизненном мире возможно конституирование общей среды коммуникации. Следовательно, жиз­ненный мир повседневности есть особая реальность, свойственная лишь человеку».1 Прежде всего бро­сается в глаза, что в этом определении Шюц гово­рит об одной из областей действительности. Толь­ко в этой области человек может достичь взаимопо­нимания с другими людьми. Очевидно, имеются и другие области действительности, которые доступ­ны лишь отдельной личности, например, свой мир мечты, фантазии, или собственное прошлое. Эти области также являются реальностью и влияют на мышление и действие человека в мире других лю­дей. Видимо, сказанное справедливо в отношении всех людей. Следовательно, социальная действитель­ность является сложной и ни в коем случае не оди­наковой у разных людей.

Второе определение повседневного жизненного мира, которое уже приводилось выше, вносит в по­нимание предмета новый аспект и поэтому заслу­живает повторения: «Под повседневным жизненным миром понимается та область реальности, которая свойственна в качестве простой данности нормаль­ному бодрствующему взрослому человеку в здра­вом рассудке. Простой данностью мы называем все, что переживаем как несомненное, то есть любое положение дел, которое до поры до времени явля­ется для нас непроблематичным... В естественной



1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 23.


Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 85

установке человек находится в мире, который явля­ется для него беспроблемным, действительность ко­торого является для него само собой разумеющейся. Человек родился в нем и знает, что он существовал еще до его появления на свет».1 Из обоих определе­ний следует, что люди действуют в социальной ре­альности на основе естественной установки.

С точки зрения естественной установки «я вос­принимаю как непосредственную данность, что в моем мире существуют другие люди, причем не просто как другие неодушевленные предметы... а как люди, обладающие сознанием, которое в прин­ципе такое же, как у меня самого. Поэтому мой жизненный мир с самого начала является не про­сто моим личным миром, а интерсубъективным жизненным миром, структура которого является для меня общей с другими людьми».2 Как отмечалось, Шюц уделяет особое внимание интерсубъективнос­ти жизненного мира, которая находится в центре внимания еще у Гуссерля. В этой связи он дает тре­тье определение жизненного мира, а именно: жиз­ненный мир изначально воспринимается как мир, общий с другими людьми. В жизненном мире люди знают, что они существуют друг для друга и что они взаимно воспринимают друг друга и имеют зна­чение друг для друга. Так как мы допускаем, что действительность, в которой мы живем, видится другими людьми в принципе такой же, мы можем вступать с ними в разнообразные социальные отно­шения, а они, в свою очередь — с нами. На этом



1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 23.

2 Ibid. S. 24.


86 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

месте рассуждения Шюца о конституировании ин­терсубъективности обрываются, но мы еще вернем­ся к этому вопросу в параграфе под названием «Со­циальная структура жизненного мира».1

В заключение приведем четвертое определение жизненного мира, в котором подчеркивается, что мы не только живем, но и действуем в этом мире: «Жизненный мир есть... действительность, которую мы изменяем с помощью своих поступков и кото­рая в свою очередь меняет наши поступки. Можно сказать, что наша естественная установка в отно­шении мира повседневной жизни определятся лишь прагматическим мотивом».2 Мы действуем в сво­ем жизненном мире, который сам по себе дает рам­ки нашему мышлению и действию. Этот вывод имеет принципиальное значение для тезиса о «социаль­ном конструировании реальности».


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал