Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типизации






Вернемся к вопросу о естественной установке в мире повседневности. Ее структуру Шюц описыва­ет следующим образом: «Каждый шаг моего истол­кования мира повседневности основан на запасе прошлого опыта, как моего личного непосредствен­ного опыта, так и подобного опыта других людей, который передан мне соплеменниками, прежде всего родителями, учителями и т. д. Весь этот непо-

Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt.

Bd. I. S. 80. 2 Ibid. S. 25.


Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 87

средственный и переданный мне другими людьми опыт превращается в определенное единство в фор­ме моего запаса знания, которое помогает мне на каждом шагу моей интерпретации мира. Весь мой опыт в мире повседневности опирается на него, так что предметы и события в жизненном мире с само­го начала выступают в своей типичности».1

Таким образом, в запасе знания содержится на­копленный опыт. В этой связи Шюц говорит об «отло­жениях».2 С помощью накопленного запаса знания осуществляется определение ситуаций и действия в них. Он служит схемой для упорядочения нового опыта, что предполагает накопление типичного опы­та. Как же происходит типизация опыта? Опыт воз­никает благодаря вниманию, которое человек уде­ляет ситуации. Внимание предполагает активность, понимаемую в широком смысле слова как социаль­ное действие, в результате которого происходит ре­шение проблем, что и запоминается. Если встреча­ется сходная ситуация, имеющийся запас знания активизируется. Типизация начинается в тот момент, когда определенный опыт можно поставить в связь с решением новой проблемы.3 Таким образом, типи­зация представляет собой создание смысловых свя­зей. Если ситуацию можно постоянно ставить в опре­деленную смысловую связь, то она превращается в

1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 26.

2 Ibid. S. 113.

3 В сущности эта последовательность неверна, и Шюц справедливо напоминает о том, что опыт и типизацию, начиная с Гуссерля, следует понимать как изначально равноправные (Ibid. S. 231). См. выше: S. 67. Anm. 4. Однако сам Шюц формулирует это положение противо­речиво. (См.: Ibid. S. 230, S. 28).


i

88 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

типичную ситуацию. «Каждая типизация, возник­шая при " исходном" решении проблемы, применя­ется при дальнейшем решении рутинных проблем. Если она всегда оказывается адекватной для реше­ния проблем, то может стать относительно завершен­ной типизацией. Тем самым она переходит в раз­ряд привычного знания, использование которого является полностью " автоматическим".1 Типизации упорядочивают социальную реальность и придают ей доверительный характер. Социальные типизации сводят множество возможных значений вещей к значению, которое они имеют в момент актуально­го действия человека. Типизации являются осно­вой прагматического мотива.

Как было отмечено выше, в субъективном запа­се знания содержится не только личный опыт, но и опыт всех других людей. Типизации, которые яв­ляются свободными от субъективного и непосред­ственного опыта и в значительной степени аноним­ны, объективируются. «Язык является главной формой отложения типичных схем опыта, релевант­ных для данного общества».2 В языке объективи­ровано большинство типизации жизненного мира. Поэтому в феноменологической социологии языку уделяется большое внимание.

Люди вырастают в языковой среде общества. Вместе с языком они приобретают «нормальные» типизации. Поэтому мы всегда исходим из того, что наши типизации являются такими же, как у дру­гих, по крайней мере до тех пор, пока не столкнем­ся с обратным. Шюц пишет об этом следующим

1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 231.

2 Ibid. S. 233.


Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 89

образом: «Все, что является несомненным, основа­но на привычке: в них содержатся рецепты для ре­шения проблем, встречающихся мне по мере моих поступков. Мой запас знания содержит варианты решения таких проблем... Если новый опыт в но­вой жизненной ситуации может быть непротиворе­чивым образом поставлен в соответствие с прежней типизацией, возникшей ранее в сходной ситуации, и тем самым быть включенным в релевантную схе­му отношений, то тем самым лишь подтверждается " правильность" моего запаса знаний. Все, что тре­бует ответа, благодаря актуальному новому опыту превращается посредством рутинного течения пе­реживаний в естественную установку, которая явля­ется самоочевидной».1 Тем самым прежний опыт воспринимается как само собой разумеющийся. Лишь в том случае, когда эта схема дает сбои, го­ризонт, в котором накопленный опыт является ос­мысленным, должен быть пересмотрен. Тем самым типизация модифицируется.2

Однако все это скорее исключение. Как прави­ло, мы интерпретируем мир так, каким мы его зна­ем: «Интерпретации, накопленные в моем запасе знания, имеют статус инструкций к действию: если вещи занимают такие-то и такие-то позиции, то я должен поступать так-то и так-то». Благодаря тому что подобные инструкции все время обеспечивают практический успех действий, «они воплощаются в привычные рецепты действий».3 Одна из гаран­тий правильности рецептов носит индивидуальный

' Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 28.

2 Ср.: Ibid. S. 30.

3 Ibid. S. 32.


90 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация

характер и заключается в успешном повторении прежних действий. Вторая гарантия является со­циальной, так как запас знания, который опосре-дуется обществом, состоит их таких накопленных рецептов.1

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что типизация является двусторонним процессом. С од­ной стороны, индивид находится во власти типиза­ции своего общества, от которых ему не так просто избавиться и от которых, вероятно, он и не стал бы избавляться, если бы был вообще способен думать об этом. Действительно, типизации выполняют охра­нительную функцию и воспринимаются, по-види­мому, на бессознательном уровне. С другой стороны, очевидное бессознательное усвоение типизации не должно скрывать того факта, что люди сами актив­но овладевают типизациями своего общества. Даже если человек полностью интегрирует типизации в свое мышление и подтверждает их своими действи­ями в отношении других людей, это означает, что он все-таки уяснил их смысл прежде, чем начать действовать. Нельзя упускать из виду двусторон­ний характер этого процесса, так как он объясня­ет, как возможны совместные и одинаковые дей­ствия и почему тем не менее людям кажется, что их поступки являются весьма своеобразными и со­вершенными лишь по их воле.

1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 32.


Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 91






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.