Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменология и жизненный мир




Основатель феноменологической философии Эд­мунд Гуссерль незадолго до своей смерти назвал ее философией, которая «возвратилась к познающему субъекту как средоточию всех объективных смыс­лов и значений бытия».2 Гуссерль утверждал, что


Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 73

—~\ объект с необходимостью относится к субъекту. Это 1

означает, что справедливо и обратное утверждение ' о том, что не существует чистого сознания, а созна­ние всегда есть лишь сознание чего-либо. Поэтому важным предметом феноменологии является тот мир, с которым человек вступает в отношение в своем сознании. Опыт человека в мире есть часть его опыта жизни в мире совместно с другими людь­ми. Мир, который кажется нам несомненным, ос­нован на доверии к нему. Этот само собой разумею­щийся мир смыслового опыта Гуссерль называет жизненным миром. Он «является пространственно-временным миром вещей, каким мы его восприни­маем до и вне всякой науки».1 Этот мир просто су­ществует, он сам себя утверждает и не требует ни­каких дополнительных обоснований. По отношению нему мы обладаем естественной установкой, кото­рая удивительно непроблематична. По словам Шюца, именно эта мысль больше всего заинтересо­вала его в феноменологии Гуссерля.2 Естественная установка является нерефлексируемой и постоянно подтверждает себя через рутину повседневного по­вторения одного и того же. Жизненный мир есть несомненная реальность.

Шюц соединяет концепцию жизненного мира Гуссерля с понимающей социологией Макса Вебе-ра. Он пишет: «Науки об истолковании и объясне­нии человеческого действия и мышления должны начать с описания базовых структур донаучного знания которое является само собой разумеющей-


1 Письмо Парсонса от 2 февраля 1941 г.

2 Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie / Husserliana. Gesammelte Werke, Bd. VI. Den Haag, 1976. S. 102.


1 Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie / Husserliana. Gesammelte Werke, Bd. VI. Den Haag, 1976. S. 141.

2 Baeyer A., uon. Einleitung. S. 10.


74 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

ся реальностью для людей с естественной установ­кой. Эта реальность представляет собой повседнев­ный жизненный мир».1 Человек принимает в этом мире постоянное и неизбежное участие. Это тот мир, к которому человек постоянно ощущает свою при­надлежность, и одновременно это тот мир, в кото­ром он постоянно живет вместе с другими людьми. Как это возможно, будет показано в дальнейшем, а сейчас нам необходимо выяснить, как человек на­ходит свой путь к такой реальности. В этой связи следует воспользоваться несколько иным определе­нием понятия жизненного мира: «Под повседнев­ным жизненным миром понимается та область ре­альности, которая свойственна в качестве простой данности нормальному бодрствующему взрослому человеку в здравом рассудке. Простой данностью мы называем все, что переживаем как несомнен­ное, то есть любое положение дел, которое до поры до времени является для нас непроблематичным».2 В этом определении жизненный мир предстает как «не подлежащая сомнению основа естественного /мировоззрения». Каким образом человек приходит к своему естественному мировоззрению? В этом за­ключается основной вопрос феноменологии.



Феноменология изучает путь человека к соци­альной реальности, в которой он живет. Единствен­ная возможность найти путь к ней — это сознание, однако эта реальность далеко не единственная. Для меня такой реальностью является одно (родитель­ский дом, о котором я сохраняю добрую память),

1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. Neuwied, 1975. S. 23.

2 Ibid.


Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 75

для других — другое (например неудачная попыт­ка начать беседу). Одни части окружающей действи­тельности кажутся нам раз и навсегда данными и неизменными (например местоположение города, климат), другие мы можем менять по своей воле (плохие соседи или старый автомобиль). Доступ к этим частям реальности возможен лишь посредством сознания. Сознание всегда направлено на нечто, существующее вне его самого. Отныне феноменоло­гия не претендует на знание о вещах в себе, а огра­ничивается лишь тем, чтобы показать отражение вещей в сознании, направленном на них.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал