Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение феноменологической социологии






Цель феноменологического анализа социальных явлений заключается в исследовании того, как че-


Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 99

ловек шаг за шагом организует социальную реаль-\ ность. В этом заключается «просветительская» функ­ция феноменологической социологии: она стремит­ся изучить не только рутину повседневного мышления и его «святую простоту»1, но и «ложное сознание» — то есть власть идеологии в^широком смысле^^того слсгбаГТГоэтому феноменологическая социология" *^ этсГскорее нечто вроде протосоциологии.

Томас Лукман подчеркнул еще одну функцию феноменологической социологии, которая касается практической роли теории. Он пишет: «Одна из важнейших функций теории состоит в том, чтобы предложить успешные решения основных проблем повседневной жизни и помочь человеку ориенти­роваться в мире».2 Правда, на этот счет у социоло­гов нет единства. Некоторые из них категорически возражают против такой функции социологии. Дру­гие, наоборот, считают, что социология — именно она! — способна и обязана помочь в этом. Здесь нет ничего общего с миссионерством, а есть лишь ука­зание на то, что социология должна внести свою лепту в гуманизацию общества, так как она может раскрыть социально-структурные условия мышле­ния и действия человека и тем самым сделать их^ более рациональными и осознанными. Поэтому под­черкнем еще раз, что, согласно Лукману, важней­шая функция теории состоит в том, чтобы помочь людям в решение проблем повседневной жизни. Здесь, очевидно, Лукман пользуется понятием тео­рии в широком смысле, куда входят как большие научные теории, так и «теории», которыми мы


1 Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 115, 122. Ср. также: Schutz A., Luckmann T. Struk-turen der Lebenswelt. Bd. I. S. 209ff, 216ff.


1 Abels H., Stenger H. Gesellschaft lernen. Opladen, 1989. S. 56.

2 Luckmann Т. Phanomenologie und Soziologie. S. 200.


100 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация

пользуемся в повседневной жизни. Теория есть од­новременно средство наблюдения и упорядочения реальности. Поэтому Лукман говорит о комической функции теории. 1 Любая теория создает порядок вещей. Она расставляет все на свои «правильные» места. Так «работают» наши повседневные теории. Феноменологическая социология должна «дать при­емлемое объяснение повседневной жизни и проана­лизировать универсальную антропологическую осно­ву всех видов теоретической рефлексии».2

С развитием феноменологической социологии, начало которой положил А. Шюц, связан целый ряд социологических теорий, возникших в последние де­сятилетия. К ним относится социальная психология в традиции Дж. Мида, символический интеракцио-низм Г. Блумера и его последователей, а также со­циология науки. Последнее направление продолжает старую научную дискуссию, которая продолжалась от К. Маркса до К. Мангейма и оказалась поды­тоженной в произведении, название которого гово­рит само за себя: «Социальное конструирование реальности». Оно было написано двумя учениками Шюца — Питером Бергером и Томасом Лукманом. Эта книга, впервые опубликованная в США в 1966 году, серьезно повлияла на современную социоло­гическую мысль. Продолжая тему Шюца о консти-туировании и конструировании социальной реаль­ности, Бергер и Лукман поставили вопрос о том, как получается, что реальность предстает человеку как объективная, или лучше сказать, почему чело­век так легко забывает, что он является творцом социального мира?

1 Luckmann T. Phanomenologie und Soziologie. S. 201.

2 Ibid.


4. Концепция социального кон­струирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана

4.1. Смысл названия книги

Книга П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности», которая была впер­вые опубликована в США в 1966 году, стала одним из важнейших произведений современной социоло­гии. П. Бергер, родившийся в 1929 году в Вене, американский социолог. Т. Лукман, родившийся в 1927 году в Югославии, преподавал в разных не­мецких университетах. Оба мыслителя являются

На фотографии: Томас Лукман / Thomas Luckmann.

Фотография предоставлена: Archiv S. Fischer Verlag, S. Fischer Verlag, Bildarchiv, HedderichstraBe 114, 60596 Frankfurt/Main.


102 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация


Концепция социального конструирования реальности...103


 


учениками А. Шюца, рабо­тавшего в Новой школе соци­альных наук — университе­те, основанном в 40-е годы в Нью-Йорке, где преподавало много эмигрантов из гитле­ровской Германии.

Книга оказала большое вли­яние на современную теоретическую дискуссию в социологии XX века. В отличие от
Т. Парсонса, социология которого подвергалась все боль­шей критике, причем не всегда корректной и даже порой весьма односторонней, ее основные теорети­ ческие положения встретили широкое признание в социологическом сообществе. Очевидно, причина тому — социальный оптимизм авторов, выразив­шийся в теории, согласно которой каждый человек играет важную роль в конструировании социальной реальности. Тот, кто разделяет это исходное положение, может продолжить знакомство с теорией, и ему уже не придется так сильно «страдать
за общество»1. В нашем рассмотрении книги мы
ограничимся лишь вопросами социального взаимо­
действия (интеракции) и идентичности, то есть цент-

На фотографии: Питер Бергер / Peter L. Berger.

Фотография предоставлена: © Freda Bluestone, S. Fischer Verlag, Bildarchiv, Hedderichstrafie 114, 60596 Frankfurt/Main.

1 Именно так звучит название книги Г. Драйцеля «Об­щественные страдания и страдания за общество». См.: Dreitzel H. Die gesellschaftlichen Leiden und das Leiden an der Gesellschaft. Stuttgart, 1968.


ральными темами интерпретативнои социологии, не касаясь остальных тем.

В большом предисловии к немецкому изданию книги Бергера и Лукмана «Социальное конструиро­вание реальности» 1969 года философ и социолог Г. Плеснер доходчиво разъяснил смысл названия книги, рельефно подчеркнул ее основные идеи. В его предисловии дается очерк самопонимания социоло­гии того времени, против которого во многом и была направлена книга. Плеснер писал в своем преди­словии: «Самый лучший совет, который можно было бы дать авторам, — сохранить в переводном изда­нии название книги " Социальное конструирование реальности". Философы любят подобные " крипто­граммы", но социологов они могут отпугнуть. Эле­менты конструктивизма воспринимаются социоло­гами как преграда научному познанию в смысле верного отражения реальных социальных отноше­ний. Когда речь заходит ал> ьнойлредльности> ^то некоторые социологи счита­ют такой тезис либо провокацией, либо шуткой. Поэтому авторы книги выбрали удачный подзаголо­вок " Трактат поср^^иологии знания", который как бы преду пр^ж^еТво^мажные возражения, а в немецком восприятии даже вызывает неподдельный интерес, так как социология знания является старым немецким предметом теоретической социологии».1

В предисловии чувствуется, что Плеснер пыта­ется несколько сгладить тезис, направленный про­тив «доброго имени» тогдашней социологии, пола-

lPlessner H. Zur deutschen Ausgabe // Berger P., Luck-mann T. Die gesellschafthche Konstruktion der Wirk-lichkeit. Frankfurt am Main, 1993. S. lOf.


104 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация

гавшей как само собой разумеющееся, что она име­ет дело с «реальностью» и верш? отражает ее. Это положение является фундаментальным для пози­тивистской социологии. Тонкость, однако, заклю­чается в том, что одобрительное отношение Плес-нера к подзаголовку, фактически означающему апелляцию Бергера и Лукмана к немецкой тради­ции социологии знания, на самом деле является двойственным. Действительно, с одной стороны, Плеснер указывает на К. Мангейма и А. Шюца, которые уже доказали, что наш^^нде^биШц^Огь-ной реальности ходе^кдзимнвго весьма индивиду­альных^ л ичностно окрашенных представлений, и

является

такойд^как ее интерпретарую^^амд_д|оди. С другой стороны, наше " единство по поводу «общей» соци­альной реальности основано лишь на том, что мы выросли в одном обществе и усвоили общую точку зрения на большинство вещей.

Именно с этого начинают свою книгу Бергер и Лукман и, опираясь на традицию Э. Дюркгейма, показывают, что единство в восприятии внешнего мира обусловлено самим обществом. Предметы внешнего мира существуют не сами па себе, а.име­ют тот смысл, который^ вкладывает в них общество, и тот, который в дальнейшем придают им сами люди. После того как мы посвящены в это смысло­вое содержание внешнего мира посредством социа­лизации, мы становимся полноправными участни­ками дальнейшего коллективного истолкования реальности^ однако возможность и даже сама по-требность—гш-своему определять смысл предметов внешнего мира является в высшей степени ограни-«н^енной. Причина тому кроется не только в процес-


се социализации и прочности социальных институ­тов, но и в рутине повседневных действий и пре­имуществах привычных способов мышления.

Книга Бергера и Лукмана посвящена всем этим вопросам и, следовательно, является сочинением по социологии знания. В этой связи Бергер и Лукман говорят о «пролегоменах — в связи с обоснованием знания повседневной жизни», которыми они обя­заны прежде всего идеям А. Шюца.1 На самом деле содержание книги гораздо богаче: в ней содержит­ся теория социального порядка, его возникновения и сохранения, продолжающая традицию Э. Дюрк­гейма; в ней дается социально-психологическая тео­рия отношения человека и общества, предпосылки которой, по свидетельству авторов, «обусловлены влиянием Дж. Мида и его последователей, представ­ляющих школу символического интеракционизма в американской социологии».2 Из приведенной ци­таты видно, что тема книги была новой для немец­кой социологии 60-х годов, и в тоже время ее разра­ботка Бергером и Лукманом являлась новым пред­метом и для американской социологии, которую они обогатили использованием немецких источников социологии знания. Далее, в последнем разделе кни­ги содержится целостная теория социализации, из которой мы рассмотрим лишь теорию идентичнос­ти, чему посвящена глава «Общество как субъек­тивная реальность»^

~*" ~ Прежде всего рассмотрим три важнейших во­проса: что такое общественное знание, социальный

1 Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 33.

2 Там же.


106 X Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

порядок и идентичность, каждому из которых по­священ отдельный раздел. Для понимания единства всех трех вопросов необходимо остановиться на ис-торико-теоретической ситуации, в которой была написана книга Бергера и Лукмана.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.