![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституирование и конструирование социального мира
Предметом феноменологии является процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Это исходный пункт феноменологической социологии.1 Глав- 1 Мы употребляем это понятие, несмотря на весьма аргументированные возражения Лукмана против использования термина «феноменологическая социология». Его аргументы связаны с предпосылками науки вообще и социологии в частности, согласно которым феноменология представляет собой обоснование лишь протосоцио-логии. (Luckmann T. Phanomenologie und Soziologie // Alfred Schutz und die Idee des Alltags in den Sozialwis-senschaften. Stuttgart, 1979. S. 205). Нам кажется, что в отношении понятия опыта различие между философией 76 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация ную задачу феноменологической социологии Т. Лук-ман сформулировал следующим образом: она должна раскрыть «универсальные структуры субъективной ориентации в социальном мире», 1 заниматься не «объяснением всех сторон объективного мира», а исследованием процесса конституирования мира сознанием и конструирования человеком своего мира. Феноменологическая социология стремится раскрыть процессы, «с помощью которых строится специфически человеческий мир».2 Это определение Лукмана, очевидно, напоминает название книги Шюца. Понятие «строится», как отмечалось, носит двойственный смысл: одновременно как кон-ституирование и как конструирование социального мира. Его двойственность становится очевидной, если представить себе, как мы входим в контакт с нашим миром: мы просто переживаем его, не задумываясь над этим. Однако эти переживания накапливаются. Социальный опыт возникает вместе с новой ситуацией, в которой человек вспоминает первое переживание. Опыт есть воплощение совокупности всего «рефлексивного использования» собственного Я в его «текущих переживаниях».3 Лишь с того Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение и социологией незначительно, а понятие мышления Мида делает его еще меньше. Поэтому мы вслед за большинством социологов продолжаем пользоваться понятием феноменологической социологии. Более того, сама попытка Шюца улучшить теорию социального действия Макса Вебера с помощью феноменологического обоснования говорит в пользу этого термина. 1 Luckmann T. Phanomenologie und Soziologie. S. 198. 2 Ibid. S. 197. 3 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 104. Альфред Шюц и основы, феноменологической социологии 77 момента, когда в действие вступает человеческое Я, можно говорить о сознании. Путем установления связи с другим опытом наш опыт не только накапливается, но и обобщается. Лишь так он приобретает смысл. Основываясь на вышеупомянутом тезисе о том, что опыт является рефлексивным применением Я к текущим переживаниям, Шюц уточняет понятие подразумеваемого смысла у Макса Вебера: «Подразумеваемый смысл переживания является не чем иным, как самоистолкованием переживания о новом переживании».1 Поэтому Лук-ман называет смысл отношением.2 Такое понятие смысла не следует путать с повседневным употреблением этого термина, в котором смысл означает нечто разумное или логичное. В феноменологической социологии смысл означает, что между двумя единицами опыта (феноменами) возникает связь, которая имеет значение для обеих. Тем самым смысл означает нечто, лежащее вне самих феноменов (яз-лений). Анализ процесса конституирования реальности в нашем сознании говорит о том, что оно, как минимум, с момента первого сравнения нашего опыта с предшествующим уже является процессом социального конструирования реальности.3 Мы, конечно, соотносим наш первый опыт не с бесконечным набором другого опыта, а с совершенно определен- 1 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 104. 2 Luckmann T. Theorie des sozialen Handelns. Berlin, 1992. S. 31. 3 Строго говоря, конституирование и конструирование социального мира происходит одновременно. См. по этому поводу: Ibid. S. 75 Anm. 2. 78 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация ным опытом. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей сознания, накопленных человеком к данному моменту. Отложения опыта уже отображают в силу вышеназванных причин определенный социальный порядок. Не все переживания доводятся до уровня сознания, а только вполне определенный опыт ставится в связь с иным конкретным опытом. Так в процессе жизни складывается субъективная система релевантностей. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Вышеописанный процесс ни в коем случае не, происходит сознательно в том смысле, что в каж-; дый момент времени человек сознает, как он упо- \ рядочивает свою реальность. Тем не менее социальный порядок возникает не случайно, а систематическим образом. Социальный порядок есть процесс, в котором прежний опыт сравнивается с новым и соединяется с ним в свободной от противоречий «теории». Между прочим, понятие теории в феноменологической социологии используется в исходном значении соответствующего греческого термина — как воззрение или представление. Поэтому здесь говорится о повседневных теориях, под которыми понимается содержание здравого человеческого рассудка. Он защищает нас от всяких сомнений, является, по сути дела, конструкцией, благодаря которой мы упорядочиваем окружающую действительность. Опыт направлен не только в прошлое, но и в будущее, так как на основе типичного опыта формируются типичные ожидания. Ожидания есть как бы опережающее воспоминание о поступке *, который еще только предстоит совершить в будущем. SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 77. Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 79 Шюц называет такое предварительное воспоминание проектом социального действия.1 Как будет показано ниже, проект действия имеет для него решающее значение. В структуре предметов сознания можно выделить тематическое ядро и тематическое поле.2 Тематическое ядро представляет собой то, на что актуально направлено сознание, а тематическое поле — смысловые связи, в которых сознание воспроизводит феномен в качестве типичного. Тематическое поле представляет собой релевантные отложения и ссылки на другие смысловые отношения, актуальные в настоящий момент. Ядро и поле находятся в открытом тематическом горизонте, что означает возможность создания множества других ссылок соответственно новой актуальной релевантности. Тематическое ядро представляет собой переживание, которое в случае его повторения или предвосхищения потребного будущего считается типичным и тематически упорядочивается в качестве опыта. Тем самым совершается переход от конституирова-ния к социальному конструированию реальности. Сознание связывает опыт прошлого с поступком, который должен осуществиться в будущем на основе этого опыта. К темпоральной структуре социального действия мы еще неоднократно вернемся.3 Подытоживая задачи феноменологической социологии, можно утверждать, что ее основным вопро- 1 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 77f. 2 Luckmann T. Theorie des sozialen Handelns. S. 29, где имеется ссылка на Гурвича. 3 См. ниже п. 3.8, где приводится формулировка Шю-ца, правда, не вполне корректная. 80 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация сом является процесс конституирования социального опыта. Именно в этом смысле Шюц усматривал предмет социальных наук в опыте и основанном на нем социальном действии. Если рассматривать процесс приобретения социального опыта и его применения в мире повседневности более детально, обнаруживаются некоторые универсальные структуры этого процесса. Универсальные структуры субъективной ориентации в мире повседневности в свою очередь в определенной мере раскрывают фундамент, на котором развертывается осмысленное действие, по М. Веберу, или символическая интеракция, по Дж. Миду. Этот фрагмент, оставленный Шюцем, был в дальнейшем разработан Лукманом в сочинении под названием «Структуры жизненного мира». Он подтверждает, что Шюц стремился сосредоточиться на анализе объективации сознательной деятельности людей в процессе «систематического описания мира повседневности как социальной действительности».1
|