Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структуры жизненного мира






Как уже отмечалось, двухтомное сочинение «Структуры жизненного мира» представляет собой реконструкцию и развитие одного из фрагментов, имеющихся в научном наследии Шюца, которую в течение ряда лет предпринял ученик и последова-

1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 14.


Алъфред Шюц и основы феноменологической социологии 81

тель Щюца Томас Лукман. Данный фрагмент пред­ставляет собой шесть записных книжек и сотни кар­точек на немецком языке.1 На некоторых из них были лишь заголовки будущих статей, на других — только ключевые понятия или выписки. Все это Лукману удалось привести в стройную систему ар­гументации, причем многие пробелы в ней ему при­шлось восполнять самому. Поэтому произведение было опубликовано от имени двух авторов — Шюца и Лукмана.

Разумеется, все основные теоретические поло­жения этого объемного сочинения невозможно из­ложить в двух словах, но самое главное, по мень­шей мере его предмет, обрисовать можно. Оно посвя­щено поведению человека в повседневном жизненном мире, в котором он ведет себя, руководствуясь есте­ственной установкой. Далее, в нем раскрывается про­цесс приобретения человеком социального опыта и его превращение в типичный опыт, содержащийся в запасе знания. С помощью запаса знания человек создает свой субъективный мир и одновременно познает себя в качестве части социального мира, который является общим с другими людьми и ко­торый уже существует, когда человек только всту­пает на жизненную сцену. В этом объективном мире накоплено знание, которое создали другие люди до нашего появления на свет2 и которое является обще­обязательным. Постольку реальность мира повсе­дневности задает человеку определенные рамки

1 Ср.: Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. S. 17.

2 Это совпадает с понятием социального факта как принудительной силы коллективного сознания в социо­логии Э. Дюркгейма.


82 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

мышления и действия. Субъективный и объектив­ный миры постоянно взаимодействуют друг с дру­гом. «Сеть структур жизненного мира конституиру­ется в процессе приспособления субъективно возни­кающего общественного запаса знания и объективно существующего общественного a priori, которое чис­то эмпирически обладает приоритетом по отноше­нию к субъективному запасу знания. То, что явля­ется с точки зрения естественной установки жизнен­ным миром человека, то, что он переживает и познает как свой жизненный мир, кажется ему социально заданным результатом общественного действия и опыта, накопленного обществом».1

При разработке оставленных Шюцем фрагмен­тов Лукман особо подчеркивает значение социаль­ного конституирования опыта. При этом речь идет не просто о том, чтобы описать, как индивид приоб­ретает доступ к общей с другими социальной реаль­ности, а о том, «как происходит структурирование жизненного мира посредством социальных институ­тов и результатов человеческих действий, которые оказывают на них обратное влияние. Короче гово­ря, речь идет об обратном воздействии социальных конструкций на их создателей».2 Руководствуясь этой «красной нитью», мы рассмотрим некоторые важнейшие темы феноменологической социологии, придерживаясь понятийного аппарата Шюца, ко­торый отчасти вошел в название глав книги, пре­дусмотренных еще самим Шюцем.

1 Soeffner H. G. Literaturbesprechung zu Schutz u. Luck-mann: Strukturen der Lebenswelt // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1987. H. 4. S. 802.

2 Ibid. S. 804.


Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 83






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.