Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Традиционные подходы 4 страница. ясными. Не случайно, что и в учебниках географии отсутствует методическое единство: некоторые из них завершаются словарем (списком
ясными. Не случайно, что и в учебниках географии отсутствует методическое единство: некоторые из них завершаются словарем (списком, указателем) терминов и понятий [276; 279; 298], другие — только терминов [264; 270; 273; 296]. По-видимому, первый из этих заголовков все же следует считать более правильным. С географическими понятиями тесно связаны и взаимо-переплетены не только термины, но и представления — зрительные образы (мысленные картины) различного рода географических объектов. Являясь в какой-то мере основой таких понятий, они имеют и самостоятельное значение. Иногда среди представлений — как и среди понятий — выделяют обобщенные и единичные представления. Без формирования представлений фактически невозможно создать «образ места», «образ территории», которому, как уже отмечалось, и в научной и в учебной географии придается такое большое значение. В зависимости от приемов, используемых для создания образов, представления обычно подразделяются на представления памяти, которые возникают в результате непосредственного восприятия объекта, и представления воображения, образующиеся без такого восприятия [222; 255]. Однако абсолютно четкую грань между ними удается провести далеко не всегда. Как прежде, так и теперь важную роль в формировании образных представлений играют непосредственные наблюдения школьников в пределах окружающей местности. Недаром, по мнению Н. Н. Баранского, личное непосредственное знакомство с территорией особенно важно, ибо «свой глаз — алмаз», а собственный опыт, личные наблюдения, трудно чем-либо заменить [243, с. 214]. Будем считать, что это еще один довод в пользу того, чтобы перейти от эфемерных учебных экскурсий, преимущественно в VI классе, к «зеленому классу», об идее которого уже говорилось выше. Впрочем, в наши дни было бы, видимо, неправильно ограничивать возможности личного непосредственного знакомства учащихся только окружающей территорией. Общее увеличение мобильности населения, развитие туризма, в том числе и международного, разного рода официальных и частных обменов создает совершенно новые возможности для расширения географического кругозора учащихся. Еще в 80-х годах трудно было представить себе школьника, который побывал бы в Западной Европе, в США или, скажем, на Кипре, Канарах, Багамах и т. д. А теперь это вполне представимо.
Как раньше, так и теперь формирование представлений-образов во многом зависит от живого слова учителя, особенно если он владеет искусством, применяя выражение Н. Н. Баранского, «рисовать словами», «рисовать языком». Ведь мир столь разнообразен, что никакой собственный опыт никогда не сможет охватить его сколько-нибудь полно — от фьордов Норвегии до влажных тропических лесов Амазонии, от городов США до портов Японии. Разумеется, всего этого не видел, да и никогда не увидит сам учитель.* Поэтому для него особенно важно использовать научно-популярные издания, географические хрестоматии, которые, увы, совсем перестали выпускать, и, конечно, художественную литературу — будь то описание Мещеры Паустовским, пустыни Сахары Сент-Экзюпери или Клондайка Джеком Лондоном. Наряду с собственными наблюдениями учащихся и образным рассказом учителя для формирования представлений всегда использовались и продолжают использоваться различные средства наглядности. Нет необходимости подробно характеризовать их, поскольку они описаны во многих работах. Хотелось бы обратить внимание лишь на то, как значение этих средств менялось во времени. В течение многих десятилетий главным средством формирования образов реальных объектов считались стенные географические картины, которые выпускались целыми сериями еще в дореволюционной России. Поскольку первое издание «Методики» Н. Н. Баранского вышло давно, в 1960 году, не удивительно, что и он придавал картинам едва ли не первостепенное значение. Немалое внимание этому способу было уделено и в более поздних работах [346, с. 166—167]. Тем не менее никто не отрицал того, что постепенно стенные картины стали отходить на второй план, уступая место экранным и экранно-звуковым пособиям — сначала диафильмам, затем учебному кино (в том числе в виде кинофрагментов) и слайдам-диапозитивам, и, наконец, телевидению — как учебному, так и в еще большей степени внеучебному, обычному. Примерно такой же путь перехода от простейших средств наглядности к сложным и разнообразным аудиовизуальным средствам прошла и школьная география в странах Запада, только ее технический уровень значительно выше, а охват — намного шире.
Он может только позавидовать Е. Евтушенко, который недавно заметил, что побывал в 94 странах! «Школьному преподавателю, — писал Н. Н. Баранский, — еще более, чем вузовскому лектору, важно иметь всегда наготове запас таких картинок, ярко подтверждающих резко характерные для данного района особенности. Так, например, говоря о засушливости климата Средней Азии, можно использовать тип тамошних жилищ, приспособленных к этим особенностям климата (дома с плоскими крышами и с окнами только на внутренний двор); или, говоря о повышенной дождливости на западе европейской части СССР, отметить «зонтики» на копнах сена» [243, с. 214].
Надо полагать, что при формировании образных представлений и учащиеся и учителя не забывают использовать многочисленные цветные фотографии, которые теперь имеются во всех школьных учебниках, создавая в каждом из них относительно завершенный зрительный ряд. Однако эти зрительные ряды получились не совсем равноценными. Например, учебники по курсу VIII класса — самому «бесчеловечному» из всех школьных курсов географии — иллюстрированы столь же «бесчеловечными» фотографиями. А в новом страноведческом учебнике для VII класса [276], напротив, преобладают фотографии «с человеческим лицом», что заметно увеличивает его общую привлекательность и способствует лучшему формированию чувственно-наглядных образов географических и в особенности этногеогра-фических объектов. Гуманизация нашей учебной географии, как одно из важнейших сквозных направлений, просто обязывает других авторов учебников следовать этому примеру. 5.2. Язык фактов, цифр и дат Научный факт, как уже говорилось, относится к категории эмпирических знаний. Естественно, что без опоры на язык фактов не может быть раскрыта ни одна из форм фундаментальных научных знаний. Еще Н. К. Крупская писала о том, что «учебник должен давать прежде всего фактический материал, который надо усвоить». Поэтому критику школьной географии за ее излишний фактологизм не следует расценивать как умаление роли фактического материала. Речь идет о более строгом его отборе, об обеспечении организующей роли теории по отношению к фактам. В нашей методической литературе языку фактов обычно уделяется не так уж много внимания. Тем не менее были предприняты попытки сгруппировать факты по их целям: 1) как базы для выводов теоретического содержания, усвоения природных и социально-экономических закономерностей; 2) как важного пути конкретизации теоретических выводов при дедуктивном пути формирования понятий и закономерностей; 3) как способа характеристики производственной практики человека, экономической жизни населения; 4) как возможности для расширения полноты сведений об изучаемом предмете или явлении [222]. Сохраняет свое значение и та группировка фактического материала, которая была предложена М. К. Ковалевской еще в 70-х годах. Сущность этой группировки заключается в подразделении всех фактов на образовательные и иллюстративные. К фактам образовательного значения она отнесла такие факты, которые каждый образованный человек должен твердо знать, запомнив их со школьной скамьи. Можно сказать, что именно эти факты входят составной частью в общую географическую культуру. Наряду с этим в школьных курсах имеется фактический материал, который служит для подтверждения или конкретизации отдельных положений. Он может быть уже известен учащимся из предыдущих курсов географии или других предметов, может быть и новым, но в целом имеет характер иллюстративного, не столь необходимого для изучения и осмысления главных вопросов. В качестве примеров иллюстративного материала приводились исторические справки, технологические сведения и др. Вопросы, связанные с использованием в школьной географии языка цифр, методически разработаны гораздо более полно. Как и во многих других случаях, первоисточником здесь служат высказывания Н. Н. Баранского, в «Методике» которого есть специальный раздел под названием «О работе с цифровым материалом» [243, с. 236—246]. Н. Н. Баранский начинает его с констатации перегибов, существовавших до 1934 года, когда учащихся заставляли заучивать массу цифровых показателей, и притом не в округленном виде, а полностью, вплоть до последнего знака. Как тут не вспомнить Гоголя, написавшего о том, что «величину земель государств никогда нельзя заучивать исчислением квадратных миль» И приходит к выводу. «Лучший способ к тому, чтобы внушить учащимся отвращение к экономической географии на всю жизнь, трудно было бы и придумать». Отсюда логически обоснованно вытекает его совет не злоупотреблять цифровым материалом, не превращать его в самоцель. А далее следуют многочисленные конкретные советы учителям. Эти идеи Н. Н. Баранского были подхвачены и развиты В. А. Жучкевичем, Л. М. Панчешниковой, Н. Н. Егоровой, В. А. Щеневым и другими географами-методистами. Обобщая, можно утверждать, что они пришли к выводу о том, что язык цифр в школьной географии нужен прежде всего для того, чтобы: 1) формировать в сознании учащихся необходимые количественные представления; 2) вырабатывать у них умения пользоваться различными цифровыми показателями; 3) прививать им навыки чтения и понимания разного рода графических изображений цифровых показателей. Что касается самой внутренней систематизации языка цифр, то по-видимому в его арсенале следует различать, во-первых, использование одиночных (несгруппированных) цифр, во-вторых, цифровые величины, сведенные в таблицы и, в-третьих, графические изображения цифрового материала. Каждая из названных подсистем требует своих приемов работы. Одиночные, несгруппированные цифры используются в учебниках физической географии и страноведения. Это могут быть сведения о высотах гор и глубинах Мирового океана — в метрах, о расстояниях и толщине земной коры — в километрах, о географической широте и долготе — в градусах, о величине осадков в миллиметрах, о температуре воздуха — в градусах С, различного рода долевые показатели — в процентах, показатели размеров территории — в квадратных километрах и т. д. Вполне естественно, что в курсах экономической и социальной географии одиночных цифр значительно больше. Это прежде всего показатели площади и численности населения отдельных стран, многочисленные и разнообразные показатели, характеризующие динамику, структуру и размещение населения, общие и отраслевые показатели экономики, количественные показатели, относящиеся к районам и городам и т. п. Работа с одиночными текстовыми цифрами требует особых навыков и правил. Одно из них заключается в округлении цифр; Н. Н. Баранский назвал его первым и самым эле- ментарным навыком работы с численными показателями. (Конечно это не относится к таким показателям, как, скажем, высота Эвереста или глубина Марианской впадины, поскольку они прежде всего интересны именно своей индивидуальностью). Другой важный навык заключается в желательности сравнения, сопоставления цифр, которое делает цифровой материал гораздо более понятным и выразительным для учащихся. (В самом деле, без сравнения школьнику было бы гораздо труднее осознать, прочувствовать, что 12 000 мм годовых осадков в Черрапунджи — это очень много, а средний показатель плотности населения в Монголии, не достигающий и 1, 5 человек на 1 кв. км, — это крайне мало). Разумеется, очень важна и дозировка одиночных текстовых цифр, которая в учебниках второй, а отчасти и третьей «волн» нередко заметно превышала допустимые нормы, превращая текст в нечто такое, что Н. Н. Баранский когда-то остроумно назвал «кашей с гвоздями». Впрочем, рецидивы такой неумеренной дозировки в некоторых наших учебниках сохраняются до сих пор [296]. Рациональная методическая работа с одиночными текстовыми цифрами невозможна без их классификации, которая в принципе напоминает классификацию, группировку фактов. Нам уже приходилось писать о том, что все цифры, имеющиеся в учебниках географии, можно и нужно подразделять на ключевые, предназначенные для безусловного запоминания, и ориентировочные, иллюстративные. Первые из них образуют своего рода «таблицу умножения» школьной географии, выполняют эталонную функцию, помогающую усвоить порядок цифр, получить представление о том, что такое «много» и «мало». Ориентировочные же цифры предназначены не для запоминания, они характеризуют количественные параметры или пропорции географических явлений как бы второго плана [254, с. 37]. Развивая эти положения, хотелось бы добавить, что к «таблице умножения» следует, по-видимому, отнести: 1) основные цифры, характеризующие географическую оболочку нашей планеты, включая некоторые максимальные и минимальные показатели; 2) основные цифры, характеризующие мировое население и хозяйство, включая, например, численность населения, долю городских жителей, размеры выработки электроэнергии, добычи нефти и т. д.; 3) аналогичные цифры, характеризующие население и хозяйство России. Именно они должны стать своего рода количественным фоном для всей остальной текстовой «цифири». Без такого подхода трудно говорить об овладении настоящей географической культурой. О цифровых показателях, представленных в виде статистических таблиц, выше уже говорилось при знакомстве со статистическим методом. Этот вопрос также довольно хорошо разработан в методической литературе, начиная опять же с Н. Н. Баранского, который не только декларировал навык чтения статистических таблиц в качестве одного из очень важных, но и перечислил элементарные правила, последовательность его формирования [243, с. 244—245]. Поскольку в наших учебниках VI—VIII классов преобладают нецифровые систематизирующие таблицы (да и тех сравнительно немного), а собственно статистические таблицы встречаются крайне редко, все, что говорилось и говорится о такого рода таблицах, относится к учебникам социально-экономической географии, где они обычно встречаются и в тексте и в виде приложений [264; 271; 296]. С некоторым сожалением можно отметить, что в подавляющем большинстве случаев авторы ограничиваются простыми или групповыми таблицами, явно избегая, даже в IX—X классах, более сложных комбинационных таблиц. Жаль также, что заданий по анализу таблиц в учебниках очень много, а по их составлению — почти нет. -
Рис 59 Климатограммы различных типов климата Африки (по И. В. Душиной, В. А. Коринской, В. А. Щеневу)
Наконец, о графическом отображении цифрового материала, которое придает ему гораздо большую наглядность, доступность. Вопрос о графической интерпретации цифрового материала в школе, хотя и кратко, также затрагивал Н. Н. Баранский. Более подробно и классификационно его разбирали Р. А. Заездный [329], В. П. Голов [215], некоторые другие авторы. Так что в принципиально-постановочном плане этот вопрос в общем достаточно ясен. Однако анализ школьных учебников четвертой «волны» под этим утлом зрения наводит на некоторые раздумья. В VI классе авторы учебников ориентируются только на блокдиаграммы, которые, собственно, даже нельзя отнести к графической интерпретации цифрового материала, и по одному разу используют розу ветров. У авторов учебников для VII класса наиболее популярны климатограммы (рис. 59), а столбиковые, полосовые (ленточные) и особенно круговые (секторные) диаграммы встречаются очень редко. В учебниках для VIII класса диаграмм и графиков вообще мало и они не образуют какой-либо системы, хотя «вдруг» можно обнаружить концентрическую круговую диаграмму [266, с. 91, 154]. Только в учебниках для IX класса набор графиков и диаграмм, построенных на базе цифровых показателей, заметно расширяется. Здесь можно встретить и линейные, и столбиковые (простые и сплошные), и полосовые, и секторные (круговые и квадратные) диаграммы, а также возраст-но-половые пирамиды. Более того, в некоторых случаях авторы начинают как бы комбинировать круговые и столбиковые диаграммы [296, с. 194] или приводить целую серию круговых диаграмм по отдельным районах России [264]. В учебниках для X класса все это разнообразие диаграмм в общем сохраняется и даже возрастает. Здесь в пример можно, пожалуй, привести учебник Ю. Н. Гладкого и С. Б. Лаврова, в котором есть по нескольку столбиковых, полосовых, квадратных, секторных диаграмм разных видов, приводятся возрастно-половые пирамиды, (рис. 60). Очень много различного рода графиков в учебнике А. П. Кузнецова. Однако, как и в случае с таблицами, дело в основном ограничивается анализом графиков, тогда как ориентация на приобретение навыков их составления прослеживается очень слабо.
Рис. 60. Возрастные пирамиды (по Ю.Н. Гладкову и С.Б. Лаврову)
Язык хронологических дат также присущ школьной географии. Он проявляется прежде всего в тех разделах, где авторы учебников пытаются осуществить исторический подход. В VII классе — это разделы, связанные с описанием Великих географических открытий, в VIII и IX классах — с характеристикой географических исследований и формирования территории России и отдельных ее регионов, в X классе — с проблемами хозяйственного освоения Земли, формированием мирового хозяйства и национальных хозяйств некоторых отдельных стран. Интересно, что в некоторых случаях авторы стремятся свести исторический материал в отдельные хронологические таблицы [264, с. 97; 266, с. 181; 276, с. 408—410].
|