Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Научная картина мира 5 страница
учения о Мировом океане сыграл акад. К. К. Марков. Многое сделали также акад. А. Ф. Трешников, член-корр. РАН д. П. Капица, С. С. Сальников, Е. Е. Шведе, В. В. Покшишев- ский, А. П. Алхименко. На VII съезде Географического общества СССР в 1980 году география Мирового океана была определена как специфическое направление системы географических наук, исследующее планетарные и комплексные физи-ко- и экономико-географические закономерности, процессы и комплексы в пределах океаносферы, а также взаимосвязь и взаимодействие океанских природных и социально-экономических комплексов с аналогичными комплексами на материках. Тогда же были охарактеризованы и главные принципы изучения Мирового океана с географической точки зрения.* В дальнейшем учение о Мировом океане получило новое развитие как в СССР — России, так и за рубежом. О повышенном внимании к этой проблематике может свидетельствовать тот факт, что XXVIII Международный географический конгресс в Нидерландах в 1996 году проходил под девизом: «Земля, море и человеческая деятельность», который отразил стремление к более органичному соединению «су- хопутной» и «морской» географии. Добавим, что в соответствии с принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 году «Повесткой дня на XXI век» 1998 год объявлен ООН Международным годом Мирового океана. Можно назвать еще несколько общенаучных учений, имеющих прямой «выход» на географическую науку и не только используемых, но и разрабатываемых географами. Это — учение о происхождении культурных растений акад. Н. И. Вавилова с выделением 8 главных центров (очагов) их зарождения; при этом в Индийском и Южноамериканском очагах им были намечены также «субцентры» (рис. 7). * Среди них особенно хотелось бы отметить определение пространственных границ географического исследования Мирового океана. В отличие от более узких рамок океанологии география Мирового океана занимается изучением географических процессов, происходящих не только в водной среде океана, но и в «переходных» зонах, включающих наряду с шельфом также побережья и острова. Именно это дало право Ю. Г. Сауш-кину назвать географию Мирового океана «земноводной» 3 Заказ 1097 65 Рис. 7. Центры (очаги) происхождения культурных растений Н. И. Вавилова (по Н. Ф. Рейсмерсу) Это — учение о почвах, основоположником которого по праву считается В. В. Докучаев. Его знаменитая работа «Русский чернозем» и другие исследования привели к созданию почвоведения как науки, не просто вобравшей в себя представления геологов и ботаников, химиков и агрономов, а подчинившей их единой цели. Хорошо известно, какое значение почвам придавал В. И. Вернадский, который рассматривал их как продукт взаимодействия живого и косного вещества, как центральное звено в обменных процессах между материальными телами. Идеи В. В. Докучаева и В. И. Вернадского затем получили развитие в работах П. А. Костычева, Т. Н. Высоцкого, Н. М. Симбирцева, К. Д. Глинки, Л. И. Прасолова, Б. Б. По-лынова, И. П. Герасимова и других ученых. Согласно современным представлениям, почва являет собой сплошной орга-но-минеральный комплекс, образующийся в результате взаимодействия факторов почвообразования: материнских горных пород, рельефа, климата, вод, растений и животных. В зависимости от различных сочетаний этих факторов формируются и разные типы почв. Это также учение о лесе, созданное Г. Ф. Морозовым и нашедшее отражение в его капитальном труде «Учение о лесе» [74]. Эта книга неоднократно переиздавалась у нас в стране и за рубежом. Учение Г. Ф. Морозова о лесе включает три основные части: 1) биологию лесных пород, 2) биологию насаждений, 3) учение о типах насаждений. Но Г. Ф. Морозов был не только биологом, но и географом. Развивая идеи своего учителя В. В. Докучаева, он пришел к пониманию леса как географического явления. «Лес и его территория, — писал он, — должны слиться для нас в единое целое, в географический индивидуум, или ландшафт». Г. Ф. Морозов считал, что разнообразные формы леса могут быть поняты только в связи с их географической средой. В изучение леса именно как географического явления большой вклад внесли также Г. И. Танфильев, Н. И. Кузнецов, В. Н. Сукачев и другие ученые. 5.2. Общегеографические учения Сущность данной группы учений определяется формулировкой самого заголовка. К их числу мы относим учения о географической среде, о геосистемах, о геоэкологии и о конструктивной географии. Учение о географической среде. Понятие «географическая среда» было введено в науку еще в конце XIX века французским географом Элизе Реклю и русским географом-эмигрантом Л. И. Мечниковым. В марксистской литературе его впервые употребил Г. В. Плеханов. Более чем за столетие своего существования это понятие постепенно углублялось, становясь ядром соответствующего учения. Но одновременно оно вызывало постоянные споры и разногласия. Некоторые из них в известной мере сохранились и до наших дней. Особенно бурные споры происходили в 60—70-х годах. Они служили отголоском дискуссий о «единой географии» и о системе географических наук. При этом главных спорных вопросов было два. Первый вопрос —? jp толковании самого понятия «географическая среда», который буквально разделил географов и близких к ним философов на два лагеря. Сторонники более широкой трактовки считали, что понятия «географическая среда» и «природа» в конце XX века стали синонимами, поскольку человек «окультурил» уже всю планету. Сторонни- Например, Ю. Г. Саушкин в 1973 году писал: «По своей площади геосреда уже расширилась до «географической оболочки», и ее расширение идет все больше «вглубь», т. е. увеличивается интенсивность и многосторонность ее эксплуатации [93, с. 319]. KiI более узкой трактовки полагали, что «географическая За прошедшее с тех пор время в этих вопросах появи- больше ясности, но многие разногласия еще остаются., по определению Э. Б. Алаева г_е ографическая среда — это та часть географической оболочки..., которая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и со-с^авляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества [НО, с. 18]. С другой стороны, акад. В. М. Котляков в последние годы не раз писал о том, что географическая оболочка в своем первобытном, естественном виде уже не существует, как практически уже нет и естественных ландшафтов. В какой-то мере примирению обеих сторон способствовало появление в 70-х годах в своем роде компромиссного термина «окружающая среда». Под окружающей средой понимают всю среду обитания и производственной деятельности человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную и техногенную среду. В тех же случаях, когда имеется в виду только природная среда, правильнее говорить об «окружающей природной среде». Учение о геосистемах. Понятие о геосистеме, являющееся краеугольным камнем соответствующего учения, было введено в научный обиход акад. В. Б. Сочавой в 1963 году. Под геосистемами В. Б. Сочава понимал природные образования, возникающие в сфере наземной жизни и в сфере морей и океанов. Природной геосистемой он называл конкретную территорию, на которой отдельные компоненты природы находятся в тесной связи друг с другом, с соседними участками, с человеческим обществом, с космосом. Позднее В. Б. Сочава предложил свою иерархию геосистем^ с выделением трех главных уровней: планетарного (вся географическая оболочка Земли, физико-географический пояс), регионального (природные зоны, подзоны, провинции и др.) и локального или топологического. Он считал учение о геосистемах стержнем всей физической географии [98]. В дальнейшем это учение получило развитие в работах многих известных физико-географов, а сам термин «геосистема» широко вошел в научный обиход в качестве синонима природного географического комплекса. В качестве одного из примеров именно такой трактовки можно привести высказывание А. Г. Исаченко о том, что «природный географический комплекс или г ё о си с" т е м а — есть особого рода материальная система, состоящая из взаимообусловленных географических компонентов, взаимосвязанных в своем размещении и развивающихся во времени как части целого» [53, с. 46]. Однако затем была предпринята попытка перенести понятие «геосистема» и на системы социально-экономической географии — например, территориально-производственные комплексы, системы расселения, территориально-рекреационные, природно-технические и другие системы. Следовательно, это учение, возникшее как физико-географическое, со временем перешло в ранг общегеографических. По современным представлениям существует три основных класса геосистем. Во-первых, это природные геосисте-мьТ, к которым принято относить естественные, практически неизмененные человеком системы. Во-вторых, это собственно антропогенные системы, целиком созданные человеком и не имеющие аналогов среди природных геосистем (например, города, промышленные объекты). В-третьих, это наиболее распространенные природно-антропогенные системы — территории разных рангов, на которых происходит взаимодействие природных и антропогенных процессов. В новом, расширительном понимании учение о геосистемах служит одной из главных предпосылок интеграции в географии. На это обращали внимание акад. В. М. Котляков, В. С. Жекулин, С. Б. Лавров, А. Г. Исаченко и другие географы. Учение о геоэкологии. Термин «экология» в буквальном переводе с греческого означает «наука о местообитании». Он быд предложен еще в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем и стал применяться для характеристики взаимоотношения организмов растительного и животного мира с окружающей природной средой. Затем на этой основе в рамках биологии зародилось учение об экологииутсото-рое стало быстро развиваться на основе исследованиягвЗаи-моотношений ТЗртанизмов и среды, сообществ и популяций этих организмов, а с 30-х годов XX века — и экосистем как природных комплексов, состоящих из совокупности живых организмов и окружающей их среды. В таком классическом понимании данная наука продолжала оставаться биологической экологией или биоэкологией. В принципе биоэкологией она оставалась и после того, как включила в свою орбиту и человека. Сам термин «экология человека» появился еще в начале 20-х годов, но широкое распространение получил уже во второй половине XX века, когда экология человека стала рассматриваться как биологическая дисциплина, изучающая адаптацию человека (популяции) к определенным природным условиям. При этом сам человек фигурировал в данном процессе как биологический вид, занимающий свою экологическую нишу в общей экосистеме Земли. Однако в дальнейшем экология вышла далеко за рамки биологии как таковой, превратившись в межпредметный комплекс научных направлений. Иногда этот комплекс называют «Большой» (или всеобщей) экологией и включают в него аналитическую и прикладную экологию, экологию человека, социальную экологию, биоэкологию, геоэкологию и некоторые другие структурные звенья. Вспомним и «экологию культуры», предложенную акад. Д. С. Лихачевым. С позиций географии особый интерес представляет социальная экология, под которой С. Б. Лавров понимает также разветвленный междисциплинарный комплекс наук, изучающий взаимоотношения между обществом и окружающей средой, принципы организации человеческой деятельности с учетом объективных экологических законов. Поскольку социальная экология берет на себя изучение проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества (именно общества, а не отдельного человека!), то в поле ее зрения неизбежно попадает и вся «вторичная природа», к которой относят то, что создано людьми и что, собственно говоря, в первую очередь порождает экологические проблемы. Подобной расширенной трактовки ныне придерживаются и многие крупнейшие биологи-экологи (акад. С. С. Шварц, акад. A. В. Яблоков, Н. Ф. Реймерс), а также такой авторитет в этих Что же касается собственно геоэкологии, то это понятие возникло н а Западе в 30-х годах XX в ека. Конечно, не следует думать, что интерес географии к подобной проблематике появился только в это время. Фактически именно география с самого своего возникновения занималась изучением среды обитания людей, взаимоотношениями человека и природы. В данном случае речь идет только о термине. Из советских географов первым обратил внимание на необходимость исследования взаимосвязей географии и экологии акад. B. Б. Сочава в 1970 году. Вначале геоэкологию рассматривали
И. П. Герасимова [29], Д. Л. Арманда, А. Г. Воронова, В. С. Же-кулина, Ф. Н. Милькова, В. С. Преображенского, С. Б. Лаврова, Ю. Д. Дмитревского, Н. Ф. Глазовского, А. Г. Исаченко, Ю. Н. Гладкого, К. М. Петрова [229] и др. Актуальные проблемы геоэкологии в той или иной мере обсуждались на всех последних съездах Географического общества СССР, но в особенности на IX (1990) и X (1995) съездах. Постепенно сложилось и современное представление о геоэкологии, как о составной части большого междисциплинарного комплекса экологических проблем и сферы перекрытия географии и экологии. Согласно одному из определений геоэкология — это наука, изучающая необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий. ^ Соответственно были сформулированы и две основные Задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия внешних условий, включая антропогенные, на геосистемы, 2) исследование воздействия природных условий на состояние и развитие триады: растение — животное — человек. Были намечены основные «отраслевые» направления геоэкологии: физико-географическое, историко-географическое, экономико-географическое, социально-географическое, ее главные территориальные аспекты: локальный, региональный, глобальный (акад. М. И. Будыко, Ю. Н. Гладкий, С.Б.Лавров), геоэкология Мирового океана, а также положено начало эколо-го-экономическому районированию (Ю. Д. Дмитревский, Н. Н. Клюев), ландшафтной геоэкологии. Однако все это не означает, что учение о геоэкологии можно считать уже сложившимся. Существует еще много неясностей в определении ее задач и границ, в формировании понятийного аппарата. Недавно А. Г. Исаченко высказал мнение о том, что в современной геоэкологии «чистая» география еще значительно преобладает над экологией. Поэтому он даже предложил называть ее не геоэкологией, а экологической географией. Экологическая география по А. Г. Исаченко — раздел географической науки или особое исследовательское направление в ней, предметом которого является изучение географической среды с экологической (гуманитарно-экологической) точки зрения и в целях решения экологических проблем человечества. Учение о конструктивной географии. Каждая наука имеет два главных направления исследований — фундаментальное и прикладное. Под термином «прикладные исследования» принято понимать совокупность научных работ, направленных на применение результатов прикладных исследований к конкретным проблемам и видам практической деятельности. Все это полностью относится и к географии. Даже будучи на протяжении долгого времени преимущественно описательной наукой, география была тесно связана с практикой. В качестве примеров такого рода приведем хотя бы практическую потребность Нидерландов, бывших в XVII веке крупнейшей морской державой, в географических знаниях и хороших географических картах. Или Великую Северную экспедицию в России, задуманную Петром I, которая имела и теоретическое и большое практическое значение. Сам термин «прикладная география» возник после второй мировой войны на Западе, в условиях, когда география все больше переставала быть кабинетной, «университетской» наукой и начинала уделять гораздо больше внимания прикладным исследованиям. В 1964 году в структуре Международного географического союза появилась постоянная комиссия по прикладной географии. Зародились прикладная климатология, прикладная геоморфология, прикладное ландшафтоведение и др. В СССР главным проповедником идей прикладной географии стал Институт географии Сибири и Дальнего Востока в Иркутске, возглавлявшийся акад. В. Б. Сочавой, а затем акад. В. В. Воробьевым. В качестве примеров прикладных географических исследований можно привести участие в проектировании полезащитных лесных полос, освоение Волго-Ахтубинской поймы, строительство Каракумского канала, а позднее — сооружение БАМа. Тем не менее по мере углубления научно-технической революций традиционное обслуживание географией запросов практики оказывалось уже недостаточным. Нужны были новые идеи, и одной из них стала выдвинутая акад. И. П. Герасимовым идея «ко нструктивной г'ео т-р а ф и и»". В общей форме она была высказана им еще в 1960 году, а сам этот термин был применен в 1965 году. В 1970 году И. П. Герасимов дал его обоснование на V съезде Географи- ческого общества СССР, а в 1976 году вышла его книга, специально посвященная конструктивной географии [28]. Благодаря им научная идея стала научной концепцией, сущность которой можно передать следующим образом. / С началом НТР география стала превращаться из прежней описательно-познавательной в экспериментально-преоб-/ разовательную науку. Основным объектом ее исследования становятся не «белые пятна» на карте мира, а давно открытые и освоенные территории. Развитие конструктивной географии тесно связано с новыми требованиями к использованию естественных ресурсов, с сильным возрастанием воздействия общества на природную среду. По существу, речь шла о новом научном учении, тесно связанном с преобразованием природной среды и управлением этим процессом. Соответственно И. П. Герасимов считал, что современная конструктивная география должна быть нацелена на решение двух крупнейших конкретных задач: 1) оптимизацию взаимодействия человеческого общества с природой, 2) рациональную территориальную организацию жизни самого общества. Он также рассматривал конструктивную географию как путь к дальнейшей интеграции в географии, подчеркивал ее идеологическое значение. Концепция конструктивной географии многими геогра Добавим, что понятие О конструктивной географии шире понятия о прикладной географии, поскольку оно охватывает весь цикл исследований — от фундаментальных до прикладных. 74 _. 5.3. Учения в физической географии К этой группе учений, по нашему мнению, следует отнести учения о географической оболочке Земли, о географической зональности, о географическом ландшафте и о природно-территоральном комплексе. Учение о географической оболочке. Как уже отмечалось, физическая география — это, прежде всего, наука о географической оболочке Земли. Отсюда вытекает и особое знание учения об этой оболочке. Начало его формирования восходит еще к XIX веку: в 1875 году знаменитый австрийский геолог Эдуард Зюсс в качестве оболочек Земли выделил литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. В 1910 году русским метеорологом П. И. Броуновым было выдвинуто представление о единой географической оболочке, состоящей из этих разнородных, но тесно взаимодействующих сфер. Но основоположником учения о физико-географической оболочке Земли по праву считается акад. А. А. Григорьев. Еще в 30-х годах он пришел к выводу о том, что земная поверхность представляет качественно особую физико-географическую оболочку, характеризующуюся активным взаимодействием входящих в нее сфер, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса. А. А. Григорьев показал, что в основе генетического разнообразия физико-географической оболочки лежат прежде всего различия в количестве тепла и влаги, получаемых земной поверхностью, которые он предложил изучать с помощью балансового метода. Он также выделил три основных исторических этапа развития этой оболочки — неорганический, биосферный и антропосферный. Идеи А. А. Григорьева не сразу встретили понимание и поддержку в ученом мире. Примечательно, что они были признаны сначала представителями астрономии, геохимии, геофизики, математики, а затем уже географами. Тем не менее разработка этого учения А. А. Григорьевым и его соратниками и единомышленниками, среди которых можно назвать академиков М. И. Будыко, И. П. Герасимова, С. В. Ка-лесника, В. М. Котлякова, а также Д. Л. Арманда, И. М. Забелина, А. В. Шнитникова, Г. К. Тушинского, В. С. Преображенского, А. Н. Кренке и многих других видных физико-геогра- \ В результате современное представление о сущности географической оболочки можно выразить следующим образом. В самой краткой дефиниции географическая оболочка — это оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и живое вещество. При более развернутом определении под географической оболочкой в целом понимают сложную, но упорядоченную иерархическую систему, отличающуюся от других оболочек Земли тем, что материальные тела в ней могут находиться в трех агрегатных состояниях— твердом, жидком и газообразном. Физико-географические процессы в этой оболочке протекают под воздействием как солнечной, так и внутренних источников энергии. При этом все виды энергии, поступающей в нее, претерпевают трансформацию и частично консервируются. В пределах географической оболочки происходит непрерывное сложное взаимодействие, обмен веществом и энергией. Это относится и к населяющим ее живым организмам [7, с. 14; 81, с. 78—79]. Некоторая нечеткость границ^ географической оболочки приводит к тому, что ее «вертикальный разрез» различные ученые определяют по-разному. Больше единства в характеристике ее «горизонтального разреза», в основе которого лежат природные комплексы разного ранга. Но, пожалуй, особенно детально разработан учеными вопрос о свойствах (закономерностях) географической оболочки. К числу этих закономерностей обычно относят: 1) целостность (единство), обусловленные круговоротом вещества и энергии между слагающими ее компонентами, 2) ритмичность (повторяемость во времени тех или иных явлений), 3) горизонтальную зональность, 4) высотную поясность. Большой вклад в разработку этих закономерностей внесли академики А. А. Гри- Существует еще много терминов, более или менее соответствующих понятию «географическая оболочка». Например, это «ландшафтная оболочка» (С В Калесник), «ландшафтная сфера» (Ю К Ефремов), «эпи-геосфера» (А. Г Исаченко), «биогеосфера» (И М Забелин) и др Но все они близки по смыслу горьев, СВ. Калесник [55], такие ученые, как И. М. Забелин [48], Д. Л Арманд [7], А. Г. Исаченко [53]. Акад. К. К. Марков считал одной из важнейших закономерностей географической оболочки полярную асимметрию Земли. А ритмичности ее развития посвящены многие труды А. Л. Чижевского, столетие со дня рождения которого отмечалось в начале 1997 года. В наши дни учение о географической оболочке продол Учение о географической зональности. Учение о географической (природной) зональности едва ли не самое разработанное в географической науке. Это объясняется как тем, что оно отражает самые ранние из открытых географами закономерностей, так и тем, что данное учение образует ядро всей физической географии. Известно, что гипотеза о широтных тепловых поясах возникла еще в античное время. Но в научное направление она стала превращаться только в конце XVIII века, когда натуралисты стали участниками кругосветных плаваний. Затем, в первой половине XIX века большой вклад в развитие этого учения был сделан Александром Гумбольдтом, который проследил зональность растительности и животного мира в связи с климатом и открыл явление высотной поясности. Тем не менее учение о географических зонах в его современном виде зародилось только на рубеже XIX и XX веков, в результате исследований В. В. Докучаева, который по общему признанию и является его основоположником. В. В. Докучаев обосновал зональность как всеобщий закон природы, проявляющийся в равной мере на суше и на море, на равнинах и в горах. К пониманию этого закона он пришел от изучения почв, которые считал «зеркалом ландшафта». Поэтому при выделении в северном полушарии Земли семи природных зон он конкретно назвал и почвы, типичные для каждой из них. Каждая зона, по его мнению, являла собой подлинно комплексное образование, все компоненты которого (климат, воды, грунты, почва, растительный и животный мир) находятся в тесной взаимосвязи. Открытие В. В. Докучаевым географических зон как целостных природных комплексов стало одним из крупнейших событий в истории географической науки. После этого в течение ряда десятилетий географы занимались его дальнейшей разработкой и конкретизацией. Новый этап в развитии этого учения наступил уже в 40—60-е годы и был связан с именами академиков Л. С. Берга и А. А. Григорьева. Среди работ Л. С. Берга по этой проблематике выделяется двухтомная монография «Географические зоны Советского Союза», в которой дано описание семи природных зон, а также горных ландшафтов страны. Всего же в пределах географической оболочки Земли Л. С. Берг выделял 13 природных зон. А. А. Григорьев посвятил свои исследования анализу физико-географических процессов и выявлению факторов зональности и внутренней структуры географических зон. Он пришел к выводу, что на формирование географической зональности решающее воздействие оказывает величина годового радиационного баланса и количество годовых осадков, а также их сочетание. Опираясь на это, А. А. Григорьев и М. И. Будыко в 1956 году сформулировали периодический закон географической зональности, лежащий в основе структуры географической оболочки Земли. В самой этой структуре А. А. Григорьев выделил две высшие градации — пояса (по термическому фактору) и зоны (по балансу тепла и влаги). Всего в пределах земной суши он различал 9 поясов и 24 зоны [35].
|