Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная картина мира 5 страница







учения о Мировом океане сыграл акад. К. К. Марков. Мно­гое сделали также акад. А. Ф. Трешников, член-корр. РАН д. П. Капица, С. С. Сальников, Е. Е. Шведе, В. В. Покшишев- ский, А. П. Алхименко.

На VII съезде Географического общества СССР в 1980 году география Мирового океана была опре­делена как специфическое направление системы географиче­ских наук, исследующее планетарные и комплексные физи-ко- и экономико-географические закономерности, процессы и комплексы в пределах океаносферы, а также взаимосвязь и взаимодействие океанских природных и социально-эконо­мических комплексов с аналогичными комплексами на мате­риках. Тогда же были охарактеризованы и главные прин­ципы изучения Мирового океана с географической точки зрения.*

В дальнейшем учение о Мировом океане получило новое развитие как в СССР — России, так и за рубежом. О повы­шенном внимании к этой проблематике может свидетель­ствовать тот факт, что XXVIII Международный географиче­ский конгресс в Нидерландах в 1996 году проходил под де­визом: «Земля, море и человеческая деятельность», который отразил стремление к более органичному соединению «су- хопутной» и «морской» географии. Добавим, что в соответ­ствии с принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 году «Повесткой дня на XXI век» 1998 год объявлен ООН Международным годом Мирового океана.

Можно назвать еще несколько общенаучных учений, имеющих прямой «выход» на географическую науку и не только используемых, но и разрабатываемых географами.

Это — учение о происхождении культурных растений акад. Н. И. Вавилова с выделением 8 главных центров (очагов) их зарождения; при этом в Индийском и Южноаме­риканском очагах им были намечены также «субцентры» (рис. 7).

* Среди них особенно хотелось бы отметить определение простран­ственных границ географического исследования Мирового океана. В от­личие от более узких рамок океанологии география Мирового океана за­нимается изучением географических процессов, происходящих не только в водной среде океана, но и в «переходных» зонах, включающих наряду с шельфом также побережья и острова. Именно это дало право Ю. Г. Сауш-кину назвать географию Мирового океана «земноводной»

3 Заказ 1097 65


Рис. 7. Центры (очаги) происхождения культурных растений Н. И. Вави­лова (по Н. Ф. Рейсмерсу)

Это — учение о почвах, основоположником которого по праву считается В. В. Докучаев. Его знаменитая работа «Рус­ский чернозем» и другие исследования привели к созданию почвоведения как науки, не просто вобравшей в себя пред­ставления геологов и ботаников, химиков и агрономов, а под­чинившей их единой цели. Хорошо известно, какое значение почвам придавал В. И. Вернадский, который рассматривал их как продукт взаимодействия живого и косного вещества, как центральное звено в обменных процессах между материаль­ными телами. Идеи В. В. Докучаева и В. И. Вернадского затем получили развитие в работах П. А. Костычева, Т. Н. Высоцко­го, Н. М. Симбирцева, К. Д. Глинки, Л. И. Прасолова, Б. Б. По-лынова, И. П. Герасимова и других ученых. Согласно совре­менным представлениям, почва являет собой сплошной орга-но-минеральный комплекс, образующийся в результате взаи­модействия факторов почвообразования: материнских гор­ных пород, рельефа, климата, вод, растений и животных. В зависимости от различных сочетаний этих факторов фор­мируются и разные типы почв.

Это также учение о лесе, созданное Г. Ф. Морозовым и нашедшее отражение в его капитальном труде «Учение о лесе» [74]. Эта книга неоднократно переиздавалась у нас в стране и за рубежом. Учение Г. Ф. Морозова о лесе включает


три основные части: 1) биологию лесных пород, 2) биологию насаждений, 3) учение о типах насаждений. Но Г. Ф. Моро­зов был не только биологом, но и географом. Развивая идеи своего учителя В. В. Докучаева, он пришел к пониманию леса как географического явления. «Лес и его территория, — пи­сал он, — должны слиться для нас в единое целое, в геогра­фический индивидуум, или ландшафт». Г. Ф. Морозов считал, что разнообразные формы леса могут быть поняты только в связи с их географической средой. В изучение леса именно как географического явления большой вклад внесли также Г. И. Танфильев, Н. И. Кузнецов, В. Н. Сукачев и другие уче­ные.

5.2. Общегеографические учения

Сущность данной группы учений определяется формули­ровкой самого заголовка. К их числу мы относим учения о географической среде, о геосистемах, о геоэкологии и о конструктивной географии.

Учение о географической среде. Понятие «географиче­ская среда» было введено в науку еще в конце XIX века французским географом Элизе Реклю и русским географом-эмигрантом Л. И. Мечниковым. В марксистской литературе его впервые употребил Г. В. Плеханов. Более чем за столетие своего существования это понятие постепенно углублялось, становясь ядром соответствующего учения. Но одновремен­но оно вызывало постоянные споры и разногласия. Некото­рые из них в известной мере сохранились и до наших дней.

Особенно бурные споры происходили в 60—70-х годах. Они служили отголоском дискуссий о «единой географии» и о системе географических наук. При этом главных спор­ных вопросов было два.

Первый вопрос —? jp толковании самого понятия «геогра­фическая среда», который буквально разделил географов и близких к ним философов на два лагеря. Сторонники более широкой трактовки считали, что понятия «географическая среда» и «природа» в конце XX века стали синонимами, по­скольку человек «окультурил» уже всю планету. Сторонни-

Например, Ю. Г. Саушкин в 1973 году писал: «По своей площади ге­осреда уже расширилась до «географической оболочки», и ее расшире­ние идет все больше «вглубь», т. е. увеличивается интенсивность и мно­госторонность ее эксплуатации [93, с. 319].


KiI более узкой трактовки полагали, что «географическая
сОеда» и «природа» — это понятия одного плана и когда-ни-
6vAb действительно сольются. Но пока еще географической
„„едой человеческого общества следует называть только ту
насть географической оболочки Земли, которая по существу
представляет собой сферу жизни и деятельности человека.
Д. Анучин и его сторонники считали, что географическая среда включает разнокачественные — и природные, и об­щественные — элементы. Поэтому в ней взаимодействуют природные и общественные законы. Кроме того, сторонни-к11 этой трактовки включали в географическую среду и са­мого человека как часть природы и биосоциальное сущест-в0. Представители иной точки зрения, возглавлявшиеся а1сад. СВ. Калесником, предлагали включать в понятие о географической среде только те элементы и те тела и силы природы, которые, хотя и созданы человеком, но сохраняют природные аналоги (поля, сады, пастбища, пруды, каналы, л6сные полосы). Они категорически отрицали правомер­ность включения в географическую среду самого человека, ^скольку во взаимоотношениях с природой он играет роль < (2созяина», а также существование «переходных» законов. О& я полагали, что преобразовательная деятельность людей в природе подчиняется общественным законам, хотя дальней­шее развитие «очеловеченной» природы происходит по ес­тественным законам.

За прошедшее с тех пор время в этих вопросах появи- больше ясности, но многие разногласия еще остаются., по определению Э. Б. Алаева г_е ографическая среда — это та часть географической оболочки..., кото­рая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и со-с^авляет, таким образом, материальную основу существова­ния человеческого общества [НО, с. 18].


С другой стороны, акад. В. М. Котляков в последние годы не раз писал о том, что географическая оболочка в своем первобытном, естественном виде уже не существует, как практически уже нет и естественных ландшафтов.

В какой-то мере примирению обеих сторон способство­вало появление в 70-х годах в своем роде компромиссного термина «окружающая среда». Под окружающей средой по­нимают всю среду обитания и производственной деятельно­сти человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную и техногенную среду. В тех же случаях, когда имеется в виду только при­родная среда, правильнее говорить об «окружающей при­родной среде».

Учение о геосистемах. Понятие о геосистеме, являющее­ся краеугольным камнем соответствующего учения, было введено в научный обиход акад. В. Б. Сочавой в 1963 году. Под геосистемами В. Б. Сочава понимал природные образо­вания, возникающие в сфере наземной жизни и в сфере мо­рей и океанов. Природной геосистемой он называл конкрет­ную территорию, на которой отдельные компоненты приро­ды находятся в тесной связи друг с другом, с соседними участками, с человеческим обществом, с космосом. Позднее В. Б. Сочава предложил свою иерархию геосистем^ с выделе­нием трех главных уровней: планетарного (вся географиче­ская оболочка Земли, физико-географический пояс), регио­нального (природные зоны, подзоны, провинции и др.) и ло­кального или топологического. Он считал учение о геосисте­мах стержнем всей физической географии [98].

В дальнейшем это учение получило развитие в работах многих известных физико-географов, а сам термин «геосис­тема» широко вошел в научный обиход в качестве синонима природного географического комплекса. В качестве одного из примеров именно такой трактовки можно привести вы­сказывание А. Г. Исаченко о том, что «природный географи­ческий комплекс или г ё о си с" т е м а — есть особого рода материальная система, состоящая из взаимообусловленных географических компонентов, взаимосвязанных в своем размещении и развивающихся во времени как части цело­го» [53, с. 46].

Однако затем была предпринята попытка перенести по­нятие «геосистема» и на системы социально-экономической


географии — например, территориально-производственные комплексы, системы расселения, территориально-рекреаци­онные, природно-технические и другие системы. Следова­тельно, это учение, возникшее как физико-географическое, со временем перешло в ранг общегеографических. По со­временным представлениям существует три основных класса геосистем. Во-первых, это природные геосисте-мьТ, к которым принято относить естественные, практически неизмененные человеком системы. Во-вторых, это собствен­но антропогенные системы, целиком созданные человеком и не имеющие аналогов среди природных геосистем (напри­мер, города, промышленные объекты). В-третьих, это наибо­лее распространенные природно-антропогенные системы — территории разных рангов, на которых происходит взаимо­действие природных и антропогенных процессов.

В новом, расширительном понимании учение о геосисте­мах служит одной из главных предпосылок интеграции в географии. На это обращали внимание акад. В. М. Котляков, В. С. Жекулин, С. Б. Лавров, А. Г. Исаченко и другие геогра­фы.

Учение о геоэкологии. Термин «экология» в буквальном переводе с греческого означает «наука о местообитании». Он быд предложен еще в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем и стал применяться для характеристики взаимоотношения организмов растительного и животного мира с окружающей природной средой. Затем на этой осно­ве в рамках биологии зародилось учение об экологииутсото-рое стало быстро развиваться на основе исследованиягвЗаи-моотношений ТЗртанизмов и среды, сообществ и популяций этих организмов, а с 30-х годов XX века — и экосистем как природных комплексов, состоящих из совокупности живых организмов и окружающей их среды. В таком классическом понимании данная наука продолжала оставаться биологи­ческой экологией или биоэкологией.

В принципе биоэкологией она оставалась и после того, как включила в свою орбиту и человека. Сам термин «эко­логия человека» появился еще в начале 20-х годов, но широ­кое распространение получил уже во второй половине XX века, когда экология человека стала рассматриваться как биологическая дисциплина, изучающая адаптацию человека (популяции) к определенным природным условиям. При


этом сам человек фигурировал в данном процессе как био­логический вид, занимающий свою экологическую нишу в общей экосистеме Земли.

Однако в дальнейшем экология вышла далеко за рамки биологии как таковой, превратившись в межпредметный комплекс научных направлений. Иногда этот комплекс на­зывают «Большой» (или всеобщей) экологией и включают в него аналитическую и прикладную экологию, экологию че­ловека, социальную экологию, биоэкологию, геоэкологию и некоторые другие структурные звенья. Вспомним и «эколо­гию культуры», предложенную акад. Д. С. Лихачевым.

С позиций географии особый интерес представляет соци­альная экология, под которой С. Б. Лавров понимает также разветвленный междисциплинарный комплекс наук, изучаю­щий взаимоотношения между обществом и окружающей средой, принципы организации человеческой деятельности с учетом объективных экологических законов. Поскольку со­циальная экология берет на себя изучение проблем, связан­ных с взаимоотношениями природы и общества (именно об­щества, а не отдельного человека!), то в поле ее зрения неиз­бежно попадает и вся «вторичная природа», к которой отно­сят то, что создано людьми и что, собственно говоря, в пер­вую очередь порождает экологические проблемы. Подобной расширенной трактовки ныне придерживаются и многие крупнейшие биологи-экологи (акад. С. С. Шварц, акад.

A. В. Яблоков, Н. Ф. Реймерс), а также такой авторитет в этих
вопросах, как акад. Н. Н. Моисеев.

Что же касается собственно геоэкологии, то это понятие возникло н а Западе в 30-х годах XX в ека. Конечно, не следу­ет думать, что интерес географии к подобной проблематике появился только в это время. Фактически именно география с самого своего возникновения занималась изучением среды обитания людей, взаимоотношениями человека и природы.

В данном случае речь идет только о термине. Из совет­ских географов первым обратил внимание на необходимость исследования взаимосвязей географии и экологии акад.

B. Б. Сочава в 1970 году. Вначале геоэкологию рассматривали
как своего рода гибридное направление, объединяющее эко­
логические и географические подходы к изучению экосис­
тем и геосистем. Но затем шаг за шагом это понятие расши­
рялось и уточнялось — прежде всего благодаря работам акад.


 


И. П. Герасимова [29], Д. Л. Арманда, А. Г. Воронова, В. С. Же-кулина, Ф. Н. Милькова, В. С. Преображенского, С. Б. Лавро­ва, Ю. Д. Дмитревского, Н. Ф. Глазовского, А. Г. Исаченко, Ю. Н. Гладкого, К. М. Петрова [229] и др. Актуальные пробле­мы геоэкологии в той или иной мере обсуждались на всех последних съездах Географического общества СССР, но в особенности на IX (1990) и X (1995) съездах.

Постепенно сложилось и современное представление о геоэкологии, как о составной части большого междисципли­нарного комплекса экологических проблем и сферы пере­крытия географии и экологии. Согласно одному из опреде­лений геоэкология — это наука, изучающая необра­тимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воз­действия, а также близкие и отдаленные во времени послед­ствия этих воздействий.

^ Соответственно были сформулированы и две основные Задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия внешних усло­вий, включая антропогенные, на геосистемы, 2) исследова­ние воздействия природных условий на состояние и разви­тие триады: растение — животное — человек. Были намече­ны основные «отраслевые» направления геоэкологии: физи­ко-географическое, историко-географическое, экономико-географическое, социально-географическое, ее главные тер­риториальные аспекты: локальный, региональный, глобаль­ный (акад. М. И. Будыко, Ю. Н. Гладкий, С.Б.Лавров), гео­экология Мирового океана, а также положено начало эколо-го-экономическому районированию (Ю. Д. Дмитревский, Н. Н. Клюев), ландшафтной геоэкологии.

Однако все это не означает, что учение о геоэкологии можно считать уже сложившимся. Существует еще много неясностей в определении ее задач и границ, в формирова­нии понятийного аппарата. Недавно А. Г. Исаченко высказал мнение о том, что в современной геоэкологии «чистая» география еще значительно преобладает над экологией. По­этому он даже предложил называть ее не геоэкологией, а экологической географией. Экологическая география по А. Г. Исаченко — раздел географической науки или особое исследовательское направление в ней, предметом которого является изучение географической среды с экологической (гуманитарно-экологической) точки зрения и в целях реше­ния экологических проблем человечества.


Учение о конструктивной географии. Каждая наука име­ет два главных направления исследований — фундаменталь­ное и прикладное. Под термином «прикладные исследова­ния» принято понимать совокупность научных работ, на­правленных на применение результатов прикладных иссле­дований к конкретным проблемам и видам практической деятельности. Все это полностью относится и к географии. Даже будучи на протяжении долгого времени преимуще­ственно описательной наукой, география была тесно связа­на с практикой. В качестве примеров такого рода приведем хотя бы практическую потребность Нидерландов, бывших в XVII веке крупнейшей морской державой, в географических знаниях и хороших географических картах. Или Великую Северную экспедицию в России, задуманную Петром I, ко­торая имела и теоретическое и большое практическое зна­чение.

Сам термин «прикладная география» возник после второй мировой войны на Западе, в условиях, когда география все больше переставала быть кабинетной, «уни­верситетской» наукой и начинала уделять гораздо больше внимания прикладным исследованиям. В 1964 году в струк­туре Международного географического союза появилась постоянная комиссия по прикладной географии. Зародились прикладная климатология, прикладная геоморфология, при­кладное ландшафтоведение и др. В СССР главным пропо­ведником идей прикладной географии стал Институт геогра­фии Сибири и Дальнего Востока в Иркутске, возглавляв­шийся акад. В. Б. Сочавой, а затем акад. В. В. Воробьевым. В качестве примеров прикладных географических исследо­ваний можно привести участие в проектировании полеза­щитных лесных полос, освоение Волго-Ахтубинской поймы, строительство Каракумского канала, а позднее — сооруже­ние БАМа.

Тем не менее по мере углубления научно-технической революций традиционное обслуживание географией запро­сов практики оказывалось уже недостаточным. Нужны были новые идеи, и одной из них стала выдвинутая акад. И. П. Ге­расимовым идея «ко нструктивной г'ео т-р а ф и и»". В общей форме она была высказана им еще в 1960 году, а сам этот термин был применен в 1965 году. В 1970 году И. П. Герасимов дал его обоснование на V съезде Географи-


ческого общества СССР, а в 1976 году вышла его книга, спе­циально посвященная конструктивной географии [28]. Бла­годаря им научная идея стала научной концепцией, сущ­ность которой можно передать следующим образом. / С началом НТР география стала превращаться из преж­ней описательно-познавательной в экспериментально-преоб-/ разовательную науку.

Основным объектом ее исследования становятся не «белые пятна» на карте мира, а давно откры­тые и освоенные территории. Развитие конструктивной гео­графии тесно связано с новыми требованиями к использо­ванию естественных ресурсов, с сильным возрастанием воз­действия общества на природную среду. По существу, речь шла о новом научном учении, тесно связанном с преобразо­ванием природной среды и управлением этим процессом. Соответственно И. П. Герасимов считал, что современная конструктивная география должна быть нацелена на реше­ние двух крупнейших конкретных задач: 1) оптимизацию взаимодействия человеческого общества с природой, 2) ра­циональную территориальную организацию жизни самого общества. Он также рассматривал конструктивную геогра­фию как путь к дальнейшей интеграции в географии, под­черкивал ее идеологическое значение.

Концепция конструктивной географии многими геогра­
фами была принята «в штыки». Ее противники доказывали,
что наша наука и так всегда была и будет конструктивной.
Высказывались опасения, что конструктивная география мо­
жет поглотить всю систему географических наук. Однако
школа И. П. Герасимова своими трудами доказала не только
жизненность конструктивной географии, но и ее постепен­
ное перерастание в научное учение. Начиная с 1975 года
академический институт географии издал серию из 20 книг
под общим названием «Проблемы конструктивной геогра­
фии». Их авторами выступили И. П. Герасимов, И. В. Комар,
В. С. Преображенский, Г. М. Лаппо и другие ученые. В цент­
ре внимания этой серии, как и всей конструктивной геогра­
фии, стоит человек, общество, удовлетворение их потреб­
ностей. g.

Добавим, что понятие О конструктивной географии шире понятия о прикладной географии, поскольку оно охватывает весь цикл исследований — от фундаментальных до приклад­ных.

74 _.


5.3. Учения в физической географии

К этой группе учений, по нашему мнению, следует от­нести учения о географической оболочке Земли, о геогра­фической зональности, о географическом ландшафте и о природно-территоральном комплексе.

Учение о географической оболочке. Как уже отмечалось, физическая география — это, прежде всего, наука о геогра­фической оболочке Земли. Отсюда вытекает и особое зна­ние учения об этой оболочке.

Начало его формирования восходит еще к XIX веку: в 1875 году знаменитый австрийский геолог Эдуард Зюсс в качестве оболочек Земли выделил литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. В 1910 году русским метеорологом П. И. Броуновым было выдвинуто представление о единой географической оболочке, состоящей из этих разнородных, но тесно взаимодействующих сфер. Но основоположником учения о физико-географической оболочке Земли по праву считается акад. А. А. Григорьев.

Еще в 30-х годах он пришел к выводу о том, что земная поверхность представляет качественно особую физико-гео­графическую оболочку, характеризующуюся активным взаимодействием входящих в нее сфер, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процес­са. А. А. Григорьев показал, что в основе генетического раз­нообразия физико-географической оболочки лежат прежде всего различия в количестве тепла и влаги, получаемых зем­ной поверхностью, которые он предложил изучать с по­мощью балансового метода. Он также выделил три основ­ных исторических этапа развития этой оболочки — неорга­нический, биосферный и антропосферный.

Идеи А. А. Григорьева не сразу встретили понимание и поддержку в ученом мире. Примечательно, что они были признаны сначала представителями астрономии, геохимии, геофизики, математики, а затем уже географами. Тем не ме­нее разработка этого учения А. А. Григорьевым и его сорат­никами и единомышленниками, среди которых можно на­звать академиков М. И. Будыко, И. П. Герасимова, С. В. Ка-лесника, В. М. Котлякова, а также Д. Л. Арманда, И. М. Забе­лина, А. В. Шнитникова, Г. К. Тушинского, В. С. Преображен­ского, А. Н. Кренке и многих других видных физико-геогра-


\
фов, продолжалась. Так, СВ. Калесник предложил имено­вать физико-географическую оболочку Григорьева просто географической оболочкой, что важно прежде всего с пози­ций признания той роли, которую играет в структуре при­родной оболочки Земли человек и его деятельность.

В результате современное представление о сущности географической оболочки можно выразить сле­дующим образом. В самой краткой дефиниции географиче­ская оболочка — это оболочка Земли, в которой соприкаса­ются и взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и живое вещество. При более развернутом определении под географической оболочкой в целом понимают сложную, но упорядоченную иерархическую систему, отличающуюся от других оболочек Земли тем, что материальные тела в ней могут находиться в трех агрегатных состояниях— твердом, жидком и газообразном. Физико-географические процессы в этой оболочке протекают под воздействием как солнеч­ной, так и внутренних источников энергии. При этом все виды энергии, поступающей в нее, претерпевают трансфор­мацию и частично консервируются. В пределах географиче­ской оболочки происходит непрерывное сложное взаимо­действие, обмен веществом и энергией. Это относится и к населяющим ее живым организмам [7, с. 14; 81, с. 78—79].

Некоторая нечеткость границ^ географической оболочки приводит к тому, что ее «вертикальный разрез» различные ученые определяют по-разному. Больше единства в характе­ристике ее «горизонтального разреза», в основе которого лежат природные комплексы разного ранга. Но, пожалуй, особенно детально разработан учеными вопрос о свойствах (закономерностях) географической оболочки. К числу этих закономерностей обычно относят: 1) целостность (единство), обусловленные круговоротом вещества и энергии между слагающими ее компонентами, 2) ритмичность (повторяе­мость во времени тех или иных явлений), 3) горизонтальную зональность, 4) высотную поясность. Большой вклад в раз­работку этих закономерностей внесли академики А. А. Гри-


Существует еще много терминов, более или менее соответствую­щих понятию «географическая оболочка». Например, это «ландшафтная оболочка» (С В Калесник), «ландшафтная сфера» (Ю К Ефремов), «эпи-геосфера» (А. Г Исаченко), «биогеосфера» (И М Забелин) и др Но все они близки по смыслу


горьев, СВ. Калесник [55], такие ученые, как И. М. Забелин [48], Д. Л Арманд [7], А. Г. Исаченко [53]. Акад. К. К. Марков считал одной из важнейших закономерностей географиче­ской оболочки полярную асимметрию Земли. А ритмично­сти ее развития посвящены многие труды А. Л. Чижевского, столетие со дня рождения которого отмечалось в начале 1997 года.

В наши дни учение о географической оболочке продол­
жает обогащаться. По мнению акад. В. М. Котлякова, ныне
сложились все предпосылки для формирования на основе
достигнутых разработок и новых эмпирических материалов,
а также новых методологических подходов, единой теории
строения и развития географической оболочки на стадии ее
перехода из биосферы в ноосферу. ~" " ~^

Учение о географической зональности. Учение о геогра­фической (природной) зональности едва ли не самое разра­ботанное в географической науке. Это объясняется как тем, что оно отражает самые ранние из открытых географами закономерностей, так и тем, что данное учение образует ядро всей физической географии.

Известно, что гипотеза о широтных тепловых поясах воз­никла еще в античное время. Но в научное направление она стала превращаться только в конце XVIII века, когда натура­листы стали участниками кругосветных плаваний. Затем, в первой половине XIX века большой вклад в развитие этого учения был сделан Александром Гумбольдтом, который про­следил зональность растительности и животного мира в свя­зи с климатом и открыл явление высотной поясности. Тем не менее учение о географических зонах в его современном виде зародилось только на рубеже XIX и XX веков, в резуль­тате исследований В. В. Докучаева, который по общему при­знанию и является его основоположником.

В. В. Докучаев обосновал зональность как всеобщий за­кон природы, проявляющийся в равной мере на суше и на море, на равнинах и в горах. К пониманию этого закона он пришел от изучения почв, которые считал «зеркалом ланд­шафта». Поэтому при выделении в северном полушарии Земли семи природных зон он конкретно назвал и почвы, типичные для каждой из них. Каждая зона, по его мнению, являла собой подлинно комплексное образование, все ком­поненты которого (климат, воды, грунты, почва, раститель­ный и животный мир) находятся в тесной взаимосвязи. От­крытие В. В. Докучаевым географических зон как целостных


природных комплексов стало одним из крупнейших собы­тий в истории географической науки. После этого в течение ряда десятилетий географы занимались его дальнейшей раз­работкой и конкретизацией.

Новый этап в развитии этого учения наступил уже в 40—60-е годы и был связан с именами академиков Л. С. Бер­га и А. А. Григорьева. Среди работ Л. С. Берга по этой про­блематике выделяется двухтомная монография «Географиче­ские зоны Советского Союза», в которой дано описание семи природных зон, а также горных ландшафтов страны. Всего же в пределах географической оболочки Земли Л. С. Берг выделял 13 природных зон.

А. А. Григорьев посвятил свои исследования анализу фи­зико-географических процессов и выявлению факторов зо­нальности и внутренней структуры географических зон. Он пришел к выводу, что на формирование географической зо­нальности решающее воздействие оказывает величина годо­вого радиационного баланса и количество годовых осадков, а также их сочетание. Опираясь на это, А. А. Григорьев и М. И. Будыко в 1956 году сформулировали периодический закон географической зональности, лежащий в основе структуры географической оболочки Земли. В самой этой структуре А. А. Григорьев выделил две высшие градации — пояса (по термическому фактору) и зоны (по балансу тепла и влаги). Всего в пределах земной суши он различал 9 поя­сов и 24 зоны [35].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.