Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения






Развитие общества по капиталистическому пути, расширение круга научных знаний обусловило потребность в людях эрудированных, инициативных, изобретательных, мыслящих, активных, творческих, способных самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Это требовало замены методов механической зубрежки и муштры активными методами обучения.

Понятие «метод» Я.А. Коменский использует в разных значениях. Он пишет: «…чтобы пробуждать стремление к знанию, прежде всего самый метод всегда должен быть естественным». «Естественный» метод представляет собой реализацию принципа природосообразности в процессе обучения, т.е. построение процесса обучения так, как этого требует природа ребенка и природа самого процесса обучения (его сущность и закономерности), а также естественный переход от получения знаний к их использованию на деле как в самой школе, так и по выходу из нее.

Специального определения метода Я.А. Коменский не дал, но анализ его работ приводит к заключению, что под методом он понимал приемы, способы, систему средств, направленных на решение учебной задачи. Он не дает характеристики отдельных методов обучения, а рассматривает общие вопросы обучения.

Я.А. Коменский резко критикует схоластические методы, которые ставили учащегося в пассивную позицию, в результате чего дети, выходя из школы, не получали знаний. Он считает, что метод должен обеспечивать учащимся овладение основами наук, облегчать преодоление трудностей, способствовать переживанию радости успеха в учебе, развивать познавательный интерес, реализовывать принципы обучения. Я.А. Коменский утверждал, что подлинным является метод, раскрывающий способности человека самостоятельно добывать знания. Он настойчиво боролся против вербализма в обучении, что особенно проявлялось в преподавании языков, когда мысль и слово отрывались от вещей. В преподавании языков (да и других наук) в школах Европы использовалась схема, предложенная в XVI в. И. Штурмом: правило-примеры-упражнения. Я.А. Коменский, являясь сторонником индуктивного метода (под влиянием философии Ф.Бэкона), производит существенную перестановку составных частей этой дидактической схемы: примеры-правило-упражнения. Процесс усвоения приобретал следующую последовательность: учитель сначала предлагает учащимся отдельные примеры, затем, сравнивая, сопоставляя, анализирует их, после чего учащиеся с помощью учителя или самостоятельно формулируют правило и переходят к упражнениям. Эта логика ознакомления с новым материалом представляла собой общий метод, который использовался и при изучении различных наук. Его использование освобождало учащихся от догматического, механического заучивания правил. В «Великой дидактике» Я.А. Коменский пишет и об отдельных, конкретных методах: наблюдении, анализе, примере, сравнении, упражнении, беседе, игре, дидактическом театре и др.

Учение Я.А. Коменского о дидактических методах наносило существенный удар средневековой школе, делало процесс обучения живым, развивающим ребенка.

 

Теория классно-урочной системы как формы организации учебно-воспитательной деятельности

Одной из важных заслуг Я.А. Коменского является разработка теории классно-урочной системы. Возникновение урока объясняется объективными потребностями эпохи, когда экономическое развитие европейских стран по капиталистическому пути обусловило необходимость в обучении большого количества детей и в более сжатые сроки. Средневековая школа с индивидуальной формой организации обучения не соответствовала духу времени. Прием детей в школу производился в разное время в течение года, поэтому работать со всеми детьми совокупно учитель не мог, каждый учил свое и продвигался вперед в индивидуальном темпе. Следовательно, процесс обучения шел медленно и учитель не мог обучать большую группу детей.

Элементы классно-урочной формы организации обучения зародились в XVI – XVII вв. в братских школах Украины и Белоруссии и в Чехии. На основе изучения опыта братских школ и обобщения собственной практики Я.А. Коменский систематизировал элементы классно-урочной формы организации обучения и дал теоретическое обоснование классно-урочной системы школьного обучения.

В «Великой дидактике» и «Законах хорошо организованной школы» он определил правила организации обучения. Элементами классно-урочной системы являются: режим, урок, класс.

Я.А. Коменский установил режим обучения в течение года. Он вводит понятие «учебный год», определяет его начало и конец (дети должны приниматься в школу только 1 раз в год), делит учебный год на четверти (в природе четыре времени года), определяет время и продолжительность каникул, начало занятий в утренние часы. Им был установлен режим обучения в течение четверти, месяца, учебной недели (твердо установленное учебное расписание), учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка и 6 часов в латинской школе), время отдыха после каждого учебного часа (перемена).

Я.А. Коменский вводит понятие «урок» («каждый час должен иметь свою определенную задачу, которая обязательно должна быть решена»), длительность которого составляет 1 час, определяет структуру комбинированного урока (каждый учебный час имеет 3 части: начало – опрос изученного материала; продолжение – показ, восприятие, разъяснение нового; окончание – упражнение), дает распределение времени на уроке ( часа – показ и рассмотрение предмета, часа – его объяснение и восприятие, часа – упражнение и устранение пробелов). Ученый ставит вопрос о ликвидации перегрузки учащихся, о дозировке заданий, чтобы усвоение нового осуществлялось на уроке, а не при выполнении ребенком домашних заданий. Большое внимание Я.А. Коменский уделяет дисциплине и порядку на уроке, руководящей роли учителя, одновременной его работе со всеми детьми.

Я.А. Коменский вводит понятие «класс», имея в виду стабильную группу детей одного возраста и приблизительно одинакового уровня развития, а также учебное помещение, в котором за каждым учеником закреплено определенное место. Педагог разработал рекомендации по проблемам классного и школьного самоуправления, по вопросам управления школой.

Теория классно-урочной системы Я.А. Коменского явилась революционным переворотом в организации школьного обучения. Несмотря на то, что она была разработана более 400 лет назад, на достаточно жесткую критику в современной печати, достоинства классно-урочной системы настолько весомы и значимы, что она остается основной формой организации обучения и в наши дни.

Свои дидактические идеи Я.А. Коменский реализовал в учебных книгах («Открытая дверь языков и всех наук», «Мир чувственных вещей в картинках»), которые были переведены на многие языки и по которым учились многие поколения людей в разных странах.

Дидактика Я.А. Коменского представляет собой целостное учение, стройную научную систему. В России труды Я.А. Коменского появились во II половине XVII., его основные дидактические идеи на новых научных материалистических основах в XIX в., были развиты К.Д. Ушинским, и сегодня, в XXI в., мы используем многое из дидактического наследия великого педагога в практике современной школы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.