Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки как самостоятельной отрасли знания






Вклад Я.А. Коменского в развитие мировой педагогики и науки его времени трудно переоценить. Его при жизни называли «наставником мира», т.к. он был первым педагогом-философом, кто выявил и теоретически обосновал обусловленность улучшения общества, его прогресс и процветание воспитанием. Пламенный патриот, демократ Я.А. Коменский в течение всей жизни не переставал заботиться не только об освобождении родной Чехии, но и о благе всех народов, всего человечества. Поэтому его «Великая дидактика» адресована не только учителям, родителям, ученикам, школе, но и государству.

Педагогическое учение Я.А. Коменского страны Западной Европы оценили как великое открытие, новое слово в науке. Недаром его до сих пор называют Ньютоном, Колумбом, Коперником педагогики, отцом новой науки, учителем мира.

Педагогическая теория Я.А. Коменского основана на принципах демократизма (выступал за всенародный, массовый характер культуры, требовал учить всех, в том числе и самых бедных, одним из первых заявил, что среди бедных находится не меньше способных и талантливых детей, чем среди привилегированных слоев населения), гуманизма (требовал бережного, любовного отношения к ребенку, создания ему ситуации радости и успеха в обучении, воспитания в человеке человечности), народности (отстаивал необходимость обучения ребенка на родном языке, изучения народной культуры, истории родины), оптимизма (глубоко верил в силы и способности каждого ребенка, в возможность всесторонне усовершенствовать человеческую природу), природосообразности (требовал учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании), прогрессивных не только для его, но и для нашего времени. Он новаторски подошел ко всем проблемам педагогики, которые получили свое развитие в творчестве других ученых-педагогов, его последователей. «Великая дидактика» считалась учебником педагогики не только XVII в., но и последующих веков, и сегодня мы находим в ней ответы на многие вопросы обучения и воспитания.

Я.А. Коменский по праву считается основоположником научной педагогики, т.к.:

1) он обобщил и систематизировал все лучшее, что было накоплено в практике воспитания и педагогической мысли для осуществления по-новому сформулированной цели воспитания нового человека новой эпохи;

2) опираясь на передовые научные открытия своей эпохи и обобщив мировой педагогический опыт, он первым вскрыл закономерности обучения и воспитания;

3) на уровне научных достижений своего времени Я.А. Коменский создал целостное педагогическое учение, в котором раскрыл все стержневые проблемы педагогики (теоретико-методологические основы, дидактика, теория воспитания, управление школой). Не случайно свой главный труд он назвал «Великой дидактикой», великой по глубине и охвату педагогических проблем.

Я.А. Коменский в своих трудах отразил не только уровень современной ему науки, но и во многих вопросах предвосхитил ее, что было под силу только ученому, обладавшему могучим талантом и большой эрудицией, знавшему всю историю культуры человечества.

Многие гениальные идеи Я.А. Коменского опередили свое время. Его педагогика уже при его жизни была переведена почти на все языки мира, оказалась в центре внимания педагогов, ученых, передовых деятелей культуры и политики. Но, к сожалению, в последующее время она утратила широкую известность и многие его идеи «переоткрывали» ученые последующих эпох.

Многие вопросы обучения и воспитания, разработанные Я.А. Коменским, не устарели и сегодня и уже более 400 лет лежат в основе ведущих положений научной педагогики, поэтому очень важны для каждого педагога.

Не все прогрессивные положения, намеченные Я.А. Коменским, решены в полной мере даже современной педагогической наукой и практикой (учить всех всему всесторонне, легко, быстро, основательно, природосообразно; идея пампедии – непрерывного универсального образования и др.).

Отдельные идеи Я.А. Коменского сегодня подвергаются острой критике. Так некоторые современные авторы (В.К. Дьяченко) считают классно-урочную систему организации обучения устаревшей, видят в ней причины многих недостатков сегодняшней школы. Конечно, классно-урочная система имеет свои отрицательные стороны, но ее достоинства настолько весомы, что ни одна из разработанных позднее форм организации обучения не смогла их перевесить. История мирового педагогического опыта показала, что попытки ликвидировать классно-урочную форму организации обучения бесплодны.

Я.А. Коменский – идеальный образец не только настоящего учителя, но и пример того, каким должен быть подлинный ученый, общественный деятель, политик.

Творчество Я.А. Коменского не потеряло своей актуальности, оно неисчерпаемо и является большим подспорьем в работе и учителю-практику, и педагогу-теоретику, дает богатую пищу для размышлений, идеи для инноваций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.