Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы процесса обучения






Я.А. Коменский стремился к тому, чтобы сделать процесс обучения легким, естественным, протекающим приятно и ненасильственно и, вместе с тем, дающим истинное основательное образование. Обобщив практический опыт обучения и осмыслив его с современных научных позиций, Я.А. Коменский вскрыл ряд закономерностей процесса обучения и охарактеризовал их сущность. Педагог не использует понятие «принцип», в «Великой дидактике» употребляется понятие «правила», соблюдение которых учителем позволит эффективно достичь целей обучения.

а) принцип наглядности, «золотое правило дидактики»

Принцип наглядности обучения является у Я.А. Коменского ведущим. О необходимости сделать процесс обучения наглядным говорилось и до Я.А. Коменского, но только Я.А. Коменский разработал идею наглядности как принцип. Научным обоснованием этого принципа является идея сенсуализма – «… начало познаний необходимо всегда вытекает из ощущений (ведь нет ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях)». А поэтому следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними». Наглядное обучение, по мнению ученого, способствует сознательному осмысленному усвоению знаний детьми – «… истина и точность знаний зависит не от чего иного, как от свидетельства ощущений», облегчает процесс запоминания учебного материала – «… если кто-либо этим путем что-либо усвоил, … он будет знать это твердо». Задачей наглядного обучения Я.А. Коменский считал также развитие органов чувств, придавая большое значение в этом упражнениям.

Принцип наглядности реализуется через ряд правил, одно из которых Я.А. Коменский называет «золотым». «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащие вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Таким образом, Я.А. Коменский понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и связанную с другими органами чувств. Верно подметив особенность детской природы в стремлении объять, исследовать незнакомый предмет со всех сторон, ученый опирается на эту особенность в процессе обучения, требуя привлекать, по возможности, все органы чувств ребенка к познанию.

Для осуществления принципа наглядности Я.А. Коменский считал необходимым использовать реальные предметы, модели или копии предметов, картинки, графики, яркий рассказ учителя. Я.А. Коменский подчеркивал, что правильное наблюдение учащихся над явлениями и предметами нуждается в руководстве со стороны учителя, в его разъяснениях. Им были разработаны требования к организации наблюдения, которые не потеряли своей актуальности в наши дни.

Заслуга Я.А. Коменского в разработке принципа наглядности состоит и в том, что он создал первый в истории человечества иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках».

Великий педагог не только дал резкую критику вербального обучения, основанного на механической зубрежке, но и дал ему альтернативу, показал пути его преодоления. Особенности традиционного обучения в средневековой школе делают понятным абсолютизацию Я.А. Коменским принципа наглядности, представление его в качестве универсального всеобъемлющего принципа, что, конечно, же является неправомерным с точки зрения современной дидактики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.