Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические взгляды Джона Локка






Английская буржуазная революция XVII в. Мировоззрение Д. Локка.

 

Заметный след в развитии идей воспитания и обучения подрастающего поколения составило творчество английского просветителя Джона Локка. Джон Локк – педагог, философ, государственный деятель, был сыном своего века, и острые социальные противоречия, драматические коллизии нашли широкое отражение в его философских и педагогических взглядах. XVII век – век взлета человеческого духа в самых разнообразных областях его проявления. Современниками Локка были астроном Галилей, физик Ньютон, философы Декарт, Спиноза, Лейбниц, композиторы Гендель и Бах, писатели Мольер и Свифт. В XVII веке человеческий гений проявился в полотнах Рубенса, в скрипках Страдивари.

В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, ознаменовавшая переход от доиндустриального к индустриальному типу производства, начало эпохи превращения Англии в крупную промышленную, торговую и военную державу. Движущими силами английской революции были буржуазия и так называемое новое дворянство, заключившие между собой в 1688г. компромисс (соглашение) и выступившие против феодализма и старых порядков. Свершившийся в 1688 г. переворот носил «верхушечный» характер, с интересами народных масс его инициаторы не считались. По словам Маркса и Энгельса, Дж. Локк был «сыном классового компромисса и выразителем интересов буржуазии во всех ее проявлениях».

В истории Англии началась новая полоса – был открыт путь к ускоренному развитию капитализма и эксплуатации колоний, стали складываться предпосылки будущего великого промышленного переворота. Дж. Локк был ярким выразителем политической идеологии промышленной буржуазии.

Дж. Локк родился в семье провинциального адвоката. Получив среднее образование в старинной Вестминстерской школе, окончил Оксфордский университет. Увлекался естественными науками, медициной, философией. По окончании университета Локк был оставлен в нем как преподаватель греческого языка и литературы. Позже стал домашним врачом и воспитателем внука графа Шефтсбери, известного политического деятеля. Несколько лет провел во Франции – ухудшилось здоровье. Затем эмигрировал в Голландию. После провозглашения Вильгельма Оранского королем Англии Локк вернулся на родину, занимался правительственной службой, научной и практической деятельностью.

Мировоззрение Дж. Локка отражено в его главном философском труде «Опыт о человеческом разумении». Он был последователем материализма, считая, что мир материален и познаваем; сенсуалист – познание мира происходит благодаря ощущениям с помощью органов чувств; деист, т.е. Бог – первопричина мира, не вмешивающийся в закономерные течения его событий.

Краеугольным камнем гносеологии Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из индивидуального опыта. Опыт, по Локку, это всё то, что воздействует на сознание человека, усваиваясь им на протяжении всей жизни. До приобретения опыта сознание человека остается как бы «пустой комнатой». Состав опыта разделяется на две рубрики: опыт внешний (чувственное восприятие окружающего мира) и внутренней (рефлексия). Без рефлексии, без собственной деятельности рассудка невозможно человеческое познание. Позже Ф. Энгельс отметит, что имеется «два рода опыта: внешний, материальный, и внутренний – законы мышления и формы мышления». Это направление философии получило название дуализм.

Локк придерживался и развивал теорию естественных прав человека и договорную теорию происхождения государства. У человека есть право на свободу и собственность, но защищать это право одному человеку очень трудно, люди договорились между собой и передали это право государству. Таким образом, обосновывается идея возникновения государства в результате договора. Дж. Локк считал, что современное ему государство и политический строй самые лучшие, идеальные. Человек должен научиться жить при таком строе, а поэтому человека нужно воспитать.

Являясь представителем класса буржуазии, Локк доказывал, что буржуазия законным образом пришла к власти. Локк выступил с критикой теории преформизма или теории врожденных идей, господствовавшей на протяжении многих веков в феодальном обществе. Согласно этой теории, человек привилегированного, аристократического происхождения от рождения по наследству получает готовые знания, идеи, качества личности. Тем самым эта теория оправдывала власть феодалов. Буржуазия в основном принадлежала к третьему сословию, теперь же она пришла к власти. Локк разработал теорию «чистой доски». По его мнению, «человек родится с душой чистой как «доска», «душа каждого ребенка - белый лист бумаги», на котором воспитание и опыт жизни пишет свои письмена.

Локк прав: никакого априорного знания, качеств характера по наследству не передается.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.