Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческий путь Я.А. Коменского






Особенности и противоречия экономической и культурной жизни Европы проявились и в развитии Чехии – родины Я.А. Коменского. В период жизни Я.А. Коменского главной задачей чешского народа являлась борьба за свободу и национальную независимость, составляющим элементом которой была организация новых «братских» школ для народа в целях сохранения и развития своей национальной культуры, языка, религии. Эти проблемы нашли свое отражение и в педагогических идеях, и в деятельности Я.А. Коменского. Жизнь и педагогическая деятельность ученого была такой же бурной и трагичной, как и история его родины.

Я.А. Коменский родился 28 марта 1592 г. в местечке Нивнице в семье мельника, члена общины «Чешских братьев». Он получил широкое образование, окончив братскую, затем латинскую школы, богословский факультет Герборнского университета, учился в Гейдельбергском университете. Я.А. Коменский глубоко изучил многие науки, основательно знал философию античности (Платона, Аристотеля, Сенеку, Цицерона и др.) и Нового времени (Ф. Бэкона), а также педагогические труды ученых-гуманистов (Л. Вивеса, В. Ратке, И. Андреэ). Увлекшись идеей создать энциклопедию всеобщих знаний (Пансофию) на родном языке, доступную всем слоям населения, Я.А. Коменский в течение всей жизни пополнял свои знания, занимался самообразованием. Таким образом, Я.А. Коменский был энциклопедически образованным человеком, выдающимся ученым, философом-мыслителем своего времени, что определило элементы материализма в его педагогическом учении.

Получив образование, Я.А. Коменский сначала у себя на родине, а затем и в других странах (в Польше, Венгрии) руководит и преподает в школах, ведет религиозную деятельность. В своих школах он строит работу на гуманистических и демократических принципах, использует передовые педагогические идеи, отвергая догматизм и зубрежку, проводит занятия с детьми на природе. В это время он пишет работу о чешской поэзии, исторические очерки, составляет карту Моравии, учебники по физике, геометрии, астрономии, космографии, философии, школьные пьесы для дидактических спектаклей. Переворот в преподавании латинского языка произвел учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631 г.). Самым популярным учебником во многих странах до конца XIX в. стала книга «Мир чувственных вещей в картинках» (1654г.), иллюстрированная энциклопедия для первоначальных занятий родным языком с детьми дошкольного возраста и в школе родного языка.

В 1628 г. Я.А. Коменский написал работу по дошкольному воспитанию детей «Материнская школа», в 1632 г. – свой главный педагогический труд «Великая дидактика», в 1653 г. – «Законы хорошо организованной школы», раскрывающие теорию классно-урочной системы. Свои философские и социально- политические взгляды Я.А. Коменский раскрыл в наиболее известных работах «Лабиринт света и рай сердца», «Общий совет об исправлении дел человеческих», в которых выразил веру в победу разума, культуры, просвещенности над злом, войной, пороками, призывая людей к всеобщему единению и миру. Таким образом, Я.А. Коменский был талантливым педагогом – практиком, обладавшим богатым педагогическим опытом, что позволило ему обобщать собственную педагогическую практику и вводить элементы нового в свою преподавательскую деятельность.

Многие европейские страны, активно развивавшиеся по капиталистическому пути (Англия, Швеция, Голландия, Пруссия, Франция), высоко оценили педагогические идеи Я.А. Коменского, посылая ему приглашения, просили: «Приди и освободи нас от варварства». Работа в различных странах позволила Я.А. Коменскому хорошо изучить историю и современную его времени практику и теорию образования западноевропейских стран, обобщить и систематизировать все лучшее, что было накоплено в педагогической мысли и опыте.

Я.А. Коменский являлся великим сыном чешского народа, пламенным патриотом, активным участником национально-освободительного движения, что определило демократизацию его педагогических идей.

Вместе с тем Я.А. Коменский был крупным религиозным деятелем своей эпохи, являлся проповедником, последним епископом общины «Чешских братьев», что объясняет наличие религиозных позиций в его мировоззрении и педагогическом творчестве.

Скончался Я.А. Коменский 15 ноября 1670 г. и был похоронен в Наардаме, вблизи Амстердама (Голландия). Вся его жизнь – яркий пример беззаветного служения науке и своему народу, образец того, каким должен быть настоящий Учитель в высоком значении этого слова. День рождения великого педагога в Чехии объявлен Днем учителя.

Я.А. Коменский – яркий представитель научной мысли, имя которого занимает почетное место в ряду имен знаменитых ученых его времени – У. Шекспира, М.В. Ломоносова, Г. Галилея, И. Ньютона, В. Лейбница, Ф. Бэкона, Р. Декарта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.