Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика эпохи конца ХVI – XVII вв.






Великий чешский педагог Я.А. Коменский принадлежит к числу немногих выдающихся ученых, которые являются основоположниками (целых) самостоятельных отраслей научного знания. Я.А. Коменский – крупный философ, мыслитель-гуманист, известный богослов, священнослужитель, выдающийся общественный деятель своего времени, дипломат, лингвист, историк, основатель научной педагогики.

Педагогика как самостоятельная наука о воспитании возникла на определенной ступени общественного развития в XVII в. Ее формированию как научной системы предшествовали многовековая педагогическая практика, попытки ее обобщения в художественной форме в народной педагогике (сказках, былинах, песнях, пословицах, поговорках – устном народном творчестве); затем педагогические идеи, возникшие в рамках учений философов Древнего Востока, Древней Греции и Рима, в работах религиозных деятелей Средневековья, в творчестве педагогов-гуманистов эпохи Возрождения.

Я.А. Коменский создал целостное педагогическое учение, основанное на обобщении лучшего предшествовавшего педагогического опыта и педагогической мысли. Величие учения Я.А. Коменского заключается в том, что на многих его идеях основывается современный педагогический процесс, а построение школы в соответствии со всеми принципами Коменского до сих пор представляется еще идеалом.

Появление педагогики как самостоятельной науки было обусловлено объективными потребностями и научными открытиями эпохи XVII в., благодаря гению Я.А. Коменского. Какие же объективные процессы и тенденции общественного развития Европы XVII в. определили необходимость оформления педагогики как отдельной области научного знания, обусловили жизнь, деятельность, научное творчество Я.А. Коменского?

XVII в. для европейских стран явился периодом бурных исторических событий, когда в недрах феодализма зародились основы капиталистического строя. Все большее распространение получает форма капиталистического производства – мануфактура, значительно развиваются технология ремесел, изобретательство, торговля, международные экономические и культурные связи. Расширение промышленного производства способствовало росту городов, классовой дифференциации городского населения. С развитием капитализма изменяется характер отношений старых общественных сословий (крепостных крестьян, ремесленников, купцов, дворян и духовенства), усиливается эксплуатация крестьянства со стороны дворянства и духовенства. Зарождаются и развиваются новые общественные классы – буржуазия и пролетариат. Обострение социальных противоречий отразилось в религиозной и социально-классовой борьбе, сложившейся в движение – Реформацию, охватившего почти все европейские страны.

Развитие капитализма разрушало и изменяло не только экономические и социальные основы феодализма, но и господствующую средневековую церковную идеологию. Реформационное движение нанесло тяжелый удар католической церкви и религии, являвшейся мощной опорой феодализма. Основы новой идеологии преодоления догматизма и схоластики были заложены учеными-гуманистами эпохи Возрождения Т. Мором, Т. Кампанеллой, Ф. Рабле, Э. Роттердамским и др.) Представители католицизма во главе с австрийскими императорами династии Габсбугров образовали сильный военный союз «католическую лигу» и принялись огнем и мечом восстанавливать утраченный авторитет, могущество, потерянные владения и земли, развязав Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.). В эту войну были втянуты все крупные государства Европы, но с наибольшей силой тяжесть военных действий отразилась на Чехии.

В XVI – XVII вв. во многих странах Западной Европы ведется борьба за утверждение новой научной мысли в различных отраслях знания, происходит расцвет искусства, литературы. Это эпоха, породившая гениев почти во всех сферах научной и культурной жизни мира.

Развитие производительных сил и торговли определило необходимость изучения природы, развития естествознания. Развитие естественных наук (физики, химии, механики, географии, астрономии, метеорологии, зоологии, ботаники, физиологии, геологии) было связано с научными открытиями А. Агриколы, Д. Бруно, А. Везалия, Г. Галилея, У. Гилберта, И. Кеплера и др. Они доказывали, что необходимо анализировать действительные явления и процессы, вскрывать закономерности, руководствуясь предположением, что природа повинуется определенным законам.

В это время начинается философское осмысление человека, изучение его с научной точки зрения. Развитие материалистического (сенсуалистического) направления в философии связано с трудами Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы. Особенно большое влияние на развитие научной мысли оказал Ф. Бэкон, который явился основоположником материалистического эмпиризма в гносеологии Нового времени. Он считал, что не может быть ничего в сознании, чего раньше не было бы дано в ощущениях (позиция сенсуализма), т.е. единственно истинным знанием является знание, полученное путем внешних ощущений. Данные чувств подтверждаются и проверяются экспериментом, использованием метода индукции. Материалистически – индуктивный метод познания, который пришел на смену догмам и схоластике, оказал важное влияние на развитие научной мысли и педагогики, в частности.

Новый взгляд на человека, появление новых знаний о строении и функционировании его тела определили возросший интерес представителей разных наук к исследованиям души, интерес к психологическим вопросам, в научном обороте появляется термин «психология».

Хотя материализм в этот период набирал силу и двигал науку вперед, научные взгляды ученых не были свободны от средневековой мистики. Сочетание религиозных и научных взглядов было свойственно многим видным мыслителям, что было естественным явлением в науке того времени.

В эпоху Я.А. Коменского развиваются литература, театр, искусство (Мольер, Т. Тассо, М. Сервантес, У. Шекспир, Лопе де Вега, П. Рубенс, Рембранд ван Рейн и др.), которые также постепенно освобождаются от религиозного содержания, «открывают человека», проявляя большой интерес к личности.

Общими тенденциями в развитии науки того времени были стремление ученых осмыслить огромный пласт новых знаний и научных открытий, попытки их систематизировать, стремление устранить противоречия между научными знаниями и религиозными истинами, привести их в гармонию. Все эти тенденции получили отражение в педагогическом творчестве Я.А. Коменского.

Итак:

1) Переход к новой формации общественного развития, развитие промышленного производства, торговли, науки обусловили необходимость в людях, владеющих реальными научными знаниями и умеющих использовать их в практической деятельности.

2) Средневековая схоластичная и догматичная школа не отвечала новым потребностям общества, поэтому в эпоху Я.А. Коменского остро встала задача коренного реформирования школы.

3) Необходимо было разработать реальное научное содержание образования, заменить зубрежку и муштру активными методами и формами обучения, обучать большее количество детей и в более быстрые сроки (ввести классно-урочную систему обучения).

4) Требовалось изменить отношение к детям, применять ненасильственные методы воспитания, отменить розгу и другие телесные наказания.

5) Проблемы гуманизации и демократизации системы образования были поставлены Коменским и его временем на повестку дня.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.