Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравст-венного развития, воспитания и социализации обучающихся.






Мониторинг, как система ряда диагностических операций, позво-лит провести оценку результатов реализации общеобразовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Именно поэтому разработчикам следует внимательно отнестись к выделению объектов исследования, отбору показателей и обработке полученных результатов.

В ПООП ООО предложено выделить такие показатели, как [1, с. 262]:

«1. Особенности развития личностной, социальной, экологиче-ской, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культу-ры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая ат-мосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень вклю-ченности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс».

Не менее важным моментом при проведении мониторинга явля-ется и сама организация данного процесса, в основу которого долж-ны быть положены характерные для данных оценочных действий принципы: системности; личностно-социально-деятельностного под-хода; объективности; принцип детерминизма (причинной обуслов-ленности); принцип признания безусловного уважения прав) [1, с. 263]. Исходя из принципов, которыми руководствуются разработ-чики Программы, должны соблюдаться нормативная и нравственная стороны исследования.

Примерный методологический инструментарий представлен в ви-де схемы на рисунке 2.6.

Особое внимание руководителям общеобразовательных учреж-дений следует уделить разработке психолого-педагогического экс-перимента, так как данный метод исследования является основ-ным. В педагогической практике в рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование должно включать комплекс различ-ных самостоятельных эмпирических методов исследования, кото-рые помогут дать объективную оценку эффективности работы об-щеобразовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

 

Рис. 2.6. Методологический инструментарий мониторинга

 

Очень важно грамотно указать основную цель данного исследо-вания, которая заключается в отслеживании динамики процесса вос-питания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная шко-лой Программа).

Следует отметить, что в рамках психолого-педагогического ис-следования выделяют следующие этапы:

1. Контрольный этап исследования (диагностический срез);

2. Формирующий этап исследования;

3. Интерпретационный этап исследования

Напоминаем, что на последнем этапе как раз и предполагается ис-следование динамики процесса воспитания и социализации обучаю-щихся с использованием результатов контрольного и интерпретаци-онного этапов исследования. Подробное описание этапов представ-лено в ПООП ООО [1, с. 265].

В любом мониторинге должны быть заложены критерии эффек-тивности реализации. В данном случае при реализации Программы такими критериями может служить динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся, а именно [1, с. 265]:

«1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педа-гогической и нравственной атмосферы в общеобразовательном уч-реждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включен-ности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс».

Динамика понимается как состояние движения, ход развития, следовательно, необходимо указать критерии, по которым можно оценить степень изменения процесса воспитания и социализации обучающихся, а именно динамика может быть:

1) положительной (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся);

2) инертной положительной (отсутствие характеристик положи-тельной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпре-тационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3) устойчивой (стабильной).

 

Таким образом, при составлении мониторинга оценки эффектив-ности реализации Программы следует рассматривать процесс воспи-тания и социализации, как разносторонний, развивающийся и вклю-чающий в себя всех участников образовательного процесса.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования эколо-гической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Напоминаем руководителям общеобразовательных учреждений и разработчикам ООП ОУ, что Программа содержит в себе несколько направлений воспитания и социализации обучающихся, которые обязательно должны быть предусмотрены при составлении Про-граммы. Каждое из направлений предполагает достижение обучаю-щимися определенных результатов [1, с. 257, п. 2.3.10], которые не-обходимо сопоставлять и дополнять с планируемыми результатами, представленными в Целевом разделе ООП ОУ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.