Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программы основного общего образования






В соответствии со статьей 12 п. 7 ФЗ № 273 «Об образовании в Рос-сийской Федерации» «организации, осуществляющие образовательную

деятельность по имеющим государственную аккредитацию образова-тельным программам, разрабатывают образовательные программы в со-ответствии с ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ»[3, c. 17].ФГОС ООО реализуется в образо-вательном учреждении посредством далее ООП ООО.

ФГОС ООО п. 14 указывает на Программу развития универсаль-ных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) как обязательный компонент содержательного раздела ООП ООО, «который включает формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуника-ционных технологий, учебно-исследовательской и проектной дея-тельности» [3, с. 25].

Главная особенность Программы развития универсальных учеб-ных действий заключается в том, что она должна стать системообра-зующим документом для разработки учебных программ по учебным предметам, курсам и программ внеурочной деятельности, обеспечи-вающим экстраполяцию методологических оснований образователь-ных стандартов второго поколения ориентированных на развитие у обучающихся умения учиться.

Поэтому прежде чем начать проектировать Программу развития универсальных учебных действий необходимо разобраться в методо-логических основаниях, т. е. в сущности ФГОС, механизмах обеспе-чивающих развитие личности через формирование универсальных учебных действий.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным, государ-ственным и личностным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. «В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирова-ние универсальных учебных действий, которые являются инвари-антной основой образовательного и воспитательного процесса. Ов-ладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться» [4, с. 3].

«Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования в рамках создания ФГОС второго поколения стали:

 

· культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л. С. Выгот-ского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., рас-крывающий основные психологические условия и механизмы про-цесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую струк-туру учебной деятельности учащихся;

 учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский) и периодизация психологического развития ребен-ка, определяющая возрастные психологические особенности разви-тия личности и познания (Д. Б. Эльконин)» [4, с. 5].

Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на результат как системообразующий компонент конструкции стандартов. В Программе развития универсальных учебных действий выделены основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий в форме психологиче-ских новообразований как показателей гармоничного развития лич-ности [4, с. 5].

Фундаментальное ядро основного общего образования, как базо-вый документ федерального государственного образовательного стандарта необходимый для создания программ, определяет основ-ные подходы к разработке и реализации программы развития уни-версальных учебных действий. Во-первых, системно-деятельност-ный подход, описывающий структуру учебной деятельности учащих-ся, а также основные психологические условия и механизмы процес-са усвоения и указывает на то, что развитие личности в системе об-разования обеспечивается, прежде всего, формированием универ-сальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса [4, с. 5].

Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в пере-ходе от:

 определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как умения учиться;

 изолированного от жизни системы научных понятий, состав-ляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смы-слов;

 стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее це-ленаправленной организации и планомерного формирования;

· индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решаю-щей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения [4, с. 8].

Во-вторых, компетентностный подход, ориентирующий образо-вательный процесс на достижение учащимися способности эффек-тивно использовать на практике полученные знания и навыки.

В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной фор-мы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития.

В программе развития универсальных учебных действий для ос-новного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, и коммуникативный. В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория за-дач развития (Р. Хевигхерст), что позволяет реализовывать систем-ный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования[4, с. 11].

Согласно определенным стандартом особенностям в п. 18.2.1, программа направлена на:

– реализацию требований Стандарта к личностным и метапред-метным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;

– повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвое-ния знаний и учебных действий, расширение возможностей ориента-ции в различных предметных областях, научном и социальном про-ектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществ-лении учебной деятельности;

– формирование у обучающихся основ культуры исследователь-ской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследова-ния, предметного или межпредметного учебного проекта, направ-ленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы [3].

Программа развития универсальных учебных действий, согласно требованиям ФГОС ООО должна обеспечивать:

– развитие у обучающихся способности к саморазвитию и само-совершенствованию;

– формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуника-тивных универсальных учебных действий;

– формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач обще-культурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

– повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной дея-тельности;

– формирование навыков участия в различных формах организа-ции учебно-исследовательской и проектной деятельности (творче-ские конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные програм-мы и т. д.);

– овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрос-лыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятель-ности;

– формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и пере-дачей информации, презентацией выполненных работ, основами ин-формационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет [3].

Структура программы развития универсальных учебных действий определена ФГОС ООО в п. 18.2.1, при этом ПООП ООО дополняет эти требования (таблица 2.14).

Таблица 2.14






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.