Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий словарь специальных терминов






Абрис (слова) — ритмико-мелодический, фонетически нечеткий рисунок слова, хранящийся в слухоречевой памяти. I

Агнозия — нарушения различных видов восприятия, возникающие при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зритель­ные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранной остроте зрения не может узнавать предметы и их изображения (при поражении теменно-затылочных отделов мозга, в основ­ном правого полушария), 2) слуховые А., проявляющиеся как в нарушении фонематического слуха, так и в узнавании знакомых мелодий, звуков, шумов, голосов, 3) тактиль­ные А. — неузнавание предметов на ощупь.

Аграфия — нарушения письма, возникающие при поражении различных областей коры головного мозга.

Акалькулия — нарушение счета и счетных операций как следствие пора­жения различных областей коры головного мозга.

Алексия — нарушение чтения, возникающее при поражении различных отделов коры головного мозга.

Амбидекстрия — парциальное левшество.

Амнезия — нарушение памяти при различных локальных поражениях мозга.

Апраксия — нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Выделяют следующие формы апраксии: 1) кинестетическая А. — распад нужного набора движений (в том числе оральная и артикуляторная А.), 2) конструктивно-пространственная А. — нарушение зрительно-пространственных координат, 3) кинетическая (динамическая) А. — затруднение серии последовательных актов, персеверации, 4) «лобная» регуляторная А. — нару­шение подчинения движений заданной программе (системные персеверации, эхолалии, эхопраксии).

Асимметрия функциональная головного мозга — характеристика распре­деления психических функций между левым и правым полу­шариями.

Аспонтанность (речевая) — отсутствие речевой активности, безынициа­тивность.

Афазия — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга, представляющее собой системное расстрой­ство различных видов речевой деятельности.

Афферентный импульс — идущий от периферии к центру, например кине­стетический, тактильный.

Вортсалат (речевая окрошка) — парафазическая речь больных с сенсорной афазией на раннем этапе болезни.

Глобальное чтение — неаналитическое чтение, узнавание слова как единого графического целого.

Гнозис — узнавание (акустическое, оптическое, тактильное, вкусовое и т. п.).

Имитация — слуховое или зрительное подражание.

Импрессивный аграмматизм — нарушение понимания грамматических средств языка.

Инсульт — нарушение мозгового кровообращения.

Интериоризация — постепенный переход от внешних схем иопор к внут­реннему планированию действия.

Локализация высших психических функций: мозг — субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль.

Мнезис — память, амнезия — нарушение памяти на что-либо.

Нейролингвистика — отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии илингвистики.

Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, неврологии и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций.

Паралич, парез — нарушение движений в руке и ноге в результате пора­жения головного мозга.

Парафазии — замены звуков (литеральные) или слов (вербальные) при разных формах афазии.

Параграфии и паралексии — замены букв, звуков и слов во время письма и чтения.

Парадигматические связи — симультанно, пространственно организован­ная единица, в которой смысл изменяется в связи с заменой какого-либо признака единицы. Организованы по признаку «или — или»; например, фонема может быть либо звонкой, либо глухой, либо ротовой, либо носовой.

Персеверация — циклическое повторение или настойчивое воспроизведе­ние звука, слова или движения, вопреки сознательному намерению.

Поздний этап восстановления — начало логопедических занятий через 6—8 месяцев после инсульта.

Предикат — сказуемое, психологический П. — замысел высказывания.

Преморбидный уровень больного — интеллектуальный, культурный уровень больного до заболевания (образование, среда, образ жизни).

Просодия — интонационный, мелодический компонент речи.

Ранний этап восстановления — от 1 недели до 6 месяцев после инсульта.

Резидуальный этап восстановления — длительный период восстановления речевых функций спустя год после инсульта или травмы головного мозга.

Речь — сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения.

Речь внутренняя — различные виды использования языковых значении вне процесса реальной коммуникации, типа внутреннего про-говаривания («речь про себя»): а) сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации и типичная для реше­ния мыслительных задач в затрудненных условиях, б) собст­венная Р. В., когда она выступает как средство мышления, в) структурное программирование (замысел, программа речевого высказывания)

Симультанный — единый, пространственно организованный, например фонема — речевая единица, симультанно организованная из ряда признаков.

Синтагматические отношения — сукцессивно. линейно организованная единица, в которой смысл связан по принципу «и — и»; например, предлог может стоять только перед существи­тельным, наречие, связанное с глаголом; другим примером может служить жесткая последовательность звуков в слове, слов в песне.

Телеграфный стиль аграмматизм больных, преимущественно с эффе­рентной моторной афазией, выражающейся в основном в употреблении существительных в именительном падеже.

Эйфория — повышенное радостное настроение, состояние благодушия и беспечности.

Экспрессивный аграмматизм — нарушение употребления грамматических средств языка в устной речи.

Эфферентный импульс, идущий от центра к периферии, например планирующий движение.

Эхолалия - автоматическое повторение чужих слов при поражении лобных долей мозга.

Эхопраксия - подражательное, автоматическое повторение движений и действий других людей при поражении лобных долей мозга.

Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.

Нарушение коммуникативной функции речи при органических за-­
болеваниях коры головного мозга
Акустико-гностическая сенсорная афазия
Акустико-мнестическая афазия
Семантическая афазия
Афферентная моторная афазия
Эфферентная моторная афазия
Динамическая афазия.
Комплексные афазии. Афазия у полиглотов и при амбидекстрии
Обследование нарушенных внешних корковых функций

Методика работы по восстановлению речи
Стимулирование понимания речи на слух на раннем этапе вос-­
становления
Растормаживание и стимулирование экспрессивной речи при
моторной афазии
Предупреждение различных патологических симптомов

Методика работы на резидуальном этапе восстановления речи
Коррекционно-педагогическая работа при сенсорной акустико-гностической афазии
Коррекционно-педагогическая работа при акустико-мнестической и оптико-мнестической афазиях

Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии
Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии
Коррекционно-педагогическая работа при эфферентной моторной афазии

Коррекционно-педагогическая работа при динамической афазии

Коррекционно-педагогическая работа при комплексных афазиях Коррекционно-педагогическая работа по преодолению апраксии, оптической алексии, аграфии и акалькулии

Особенности коррекционно-педагогической работы у больных-
полиглотов и амбидекстров...................

Преодоление афазии у детей и подростков

Некоторые вопросы организационно-педагогической работы при
афазии

Литература..................

Краткий словарь специальных терминов

Учебное издание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.