Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагоги­ческой работы при афазии






 

Выработка плана коррекционно-педагогической работы при афазии всегда требует индивидуального подхода. Со­ставлению плана работы предшествует тщательное иссле­дование речевых возможностей больного с учетом стадии его заболевания и формы афазии, а также интересов, его преморбидного уровня, взаимоотношений с членами семьи и т. п.

Приступая к занятиям, логопед находится в постоянном рабочем контакте с врачом, учитывает общесоматическое состояние больного, некоторые его перегрузки, например дополнительные обследования у других специалистов, по­сещение сослуживцев и т. п. Если у больного нарастает ухудшение речевых функций, то логопед об этом должен срочно сообщить врачу, так как это может служить сигна­лом о повышении артериального давления или наличии опу­холевого процесса.

На раннем этапе после инсульта больные, как правило, находятся в стационаре. Занятия с ними начинаются в тече­ние первых 2—3 недель после инсульта, так как это самый благоприятный момент для растормаживания и стимулиро­вания нарушенных функций. В первые дни после инсульта занятия проводятся по 7—15 минут, желательно 2—3 раза в день, затем от 15 до 30 минут. Для этого привлекаются родственники, которые могут выполнять с ними задания логопеда в послеобеденное время. Уже через месяц после нарушения мозгового кровообращения занятие может длиться от 30 до 40 минут, с небольшими перерывами и разными видами работы.

На резидуальном этапе после инсульта с больными про­водятся как индивидуальные, так и коллективные занятия по 40—60 минут. В течение первых двух лет после инсульта желательно, чтобы больной регулярно занимался как в ста­ционаре (полтора-два месяца), так и в поликлинике. В ста­ционаре логопед работает с больным по 4—5 раз в неделю, в поликлинике — 2—3 раза в неделю, в зависимости от тя­жести речевого расстройства, соматического состояния и т. п.

После каждых 2—3 месяцев занятий делается неболь­шой перерыв (1—2 месяца), после которого логопед заново составляет на больного карту с задачами и приемами кор­рекционно-педагогической работы. Речь некоторых больных после перерыва ухудшается, но это ухудшение, как правило, бывает временным, и через 3—4 занятия у больного восстанавливается речь до прежнего его уровня. Общая продолжи­тельность логопедических занятий различна, иногда по 2— 3 года. С больными в возрасте до 40—50 лет, которые могут вернуться к учебе в школе или вузе, или к работе по специ­альности, занятия могу? длиться до 4^5 лет.

При прогнозировании возможных результатов восста­новления речевых функций учитывается: а) наличие при­знаков левшества, б) общее соматическое состояние, в) воз­можность организации амбулаторных занятий, г) преморбидный уровень и д) взаимоотношения с родственниками, т. е. факторы, обеспечивающие возможность длительных, систематических логопедических занятий.

В планирование коррекционно-педагогической работы входит составление перспективного плана индивидуальных и групповых занятий, составление индивидуальных задач, программ и выбор приемов преодоления речевых рас­стройств каждого больного, которые фиксируются в индиви­дуальной карте.

В индивидуальной карте логопед записывает фамилию, имя и отчество больного, наличие левшества, его возраст, национальность, наличие полиглотства, образование и спе­циальность, даты инсульта или травмы, начала и окончания логопедических занятий, клинический диагноз заболевания, заключение о речевом статусе на различных этапах, задачи, приемы и результаты коррекционно-педагогической работы.

Тщательно проведенное обследование нарушенных ре­чевых функций позволяет наметить конкретный план кор­рекционно-педагогической работы на индивидуальных занятиях. При составлении плана коррекционно-педагогиче­ской работы учитывается этап заболевания, выбор соответ­ствующих этапу заболевания приемов коррекционно-педа­гогической работы, место проведения индивидуальных занятий (в палате больного, в кабинете логопеда) или участие в групповых занятиях.

К каждому занятию-уроку логопед составляет краткий план и подбирает дидактический материал. Занятие фикси­руется в дневнике, который заводится на больного. На инди­видуальном занятии логопед проверяет домашнее задание, занимается различного рода упражнениями по преодолению нарушений понимания, устной речи, чтения, письма и счета. Каждое занятие завершается записью в общей тетради больного очередного домашнего задания с обязательным указанием, когда и во сколько больной должен прийти к логопеду на следующее занятие.

Задачи восстановительного обучения строятся по плану, соответствующему характеру и степени нарушения всех сто­рон речи, а именно: 1) восстановление понимания ситуатив­ной речи, фонематического слуха и т. д. 2) восстановление элементарной экспрессивной речи, преодоление экспрессив­ного аграмматизма и т. п., 3) восстановление аналитическо­го чтения и письма.

Выбор приемов коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушаемых речевых функций у больных определяется, как уже говорилось, этапом восстановления речевых функций (ранний, резидуальный этап), формой афазии, степенью тяжести речевого расстройства. Если вос­становление нарушенных функций протекает быстро, что характерно для раннего этапа после инсульта и при левшестве, то смена задач и приемов преодоления речевых рас­стройств может происходить в течение каждой одной-двух недель. Если восстановление речи протекает медленно, то логопед периодически раз в два месяца уточняет задачи и приемы коррекционно-педагогической работы, заново со­ставляя план занятий с больным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.