Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эфферентная афазия у подростка






 

Ира С, 15 лет, поступила в НИИ неврологии АМН СССР с д и а г-н о з о м: нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой средней мозговой артерии по геморрагическому типу (разрыв аневризмы), право- сторонний, гемипарез. Ученица VIII класса, мастер спорта по гимнастике. Нарушение мозгового кровообращения развилось в школе на уроке физ­культуры при подтягивании девочки на турнике.

Вяла, безынициативна. Обращенную речь понимает достаточно хо­рошо. Наличие импрессивного аграмматизма проверить не удается в связи с тяжелым состоянием девочки. Собственная речь отсутствует. Повторе­ние и называние недоступны. Оральной апраксии нет. При попытках прове­рить артикуляторный праксис беззвучно шевелит губами, воспроизводя адекватные артикуляторные позы на а, у, о, м, и. Афония. Имеется негру­бая премоторная апраксия. Доступно глобальное узнавание отдельных слов (показ слов по заданию), письменную речь при первом обследовании про­верить не удается. Больной ставится предварительный диагноз: моторная афазия. Занятия были начаты через три дня после инсульта. Задачи коррек-ционно-педагогической работы заключались в следующем: установление контакта с больной, уточнение речевого диагноза и степени нарушения по­нимания, письменной речи, счета, восстановление чтения вслух и письменной речи.

Приемами коррекционно-педагогической работы являлись: ободряющие беседы, подчеркивание всех появляющихся речевых успехов, знакомство с больной, у которой речь уже достаточно хорошо восстановилась, сти­мулирование устного высказывания в беседах на темы дня стимулирование с помощью «жестких» фразеологических речевых оборотов произнесение фрагментов фраз по простым сюжетным картинкам, раскладывание напи­санных фраз по сюжетным картинкам, чтение их про себя, а затем вслух с опорой на сопряженное с логопедом произнесение трудных слов, с опорой на подсказ через «жесткий» контекст: цветные... карандаши, жилой... дом, кирпичный... дом и т. п., зрительные диктанты отдельных слов, которые уже' произносятся, самостоятельная запись слов, входящих в автоматизиро­ванные речевые ряды (среда, четверг, суббота, апрель, май, июнь, июль и т. п.), запись слуховых диктантов с опорой на предварительный звуко-буквенный анализ относительно сложных слов, выполнение много­звеньевых инструкций, решение простых, но многозвеньевых арифметиче­ских примеров в целях улучшения внимания при переключении с одного действия на другое, типа: 5+6, 5—2 и т. п.

С первых трех занятий с больной был установлен контакт. Логопед объяснил, что речь у нее восстановится, но нужно много и активно зани­маться, " тренироваться. Больная — спортсменка, привыкшая к системати­ческим тренировкам, к постепенному улучшению возможностей в спор­те — активно включилась в логопедические занятия. Уже на третьем-четвертом занятиях у нее стали появляться первые самостоятельно найденные для общения слова и словосочетания, самостоятельные попытки составле­ния фраз по сюжетным картинкам, появилась возможность выполнения двухзвеньевых инструкций, улучшилась ориентация в окружающем. Вы­явилась выраженная премоторная апраксия. Артикуляторной и оральной апраксии у больной не отмечалось, но выявились явления легкой корковой дизартрии, особенно при произнесении звуков лир. Негрубая аграфия (пропуски и перестановки букв в словах из 5—6 букв).

В течение полутора месяцев велась интенсивная логопедическая ра­бота, которая протекала на фоне спонтанного восстановления нарушенных речевых функций; характерного для больных с разрывами аневризм. Че­рез полтора месяца после начала логопедических занятий речь больной была несколько замедленной, с паузами, но без явлений аграмматизма. Больная не только правильно устно составляла небольшие тексты по се­риям сюжетных картинок, но и могла их записывать. Значительно умень­шилось число ошибок в письменной речи, улучшилось внимание при реше­нии арифметических примеров большей сложности. Основным дефектом речи была легкая дизартрия и некоторая замедленность речи. Через год девочка вернулась в школу, окончила ее.

Хорошее восстановление речи у этой больной объясняется не только юным возрастом и ранним началом восстановительного обучения, но и ха­рактером нарушения мозгового кровообращения, разрывом аневризмы, находящейся вблизи от речевых зон, а не в самой речевой зоне.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.