Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционно-педагогическая работа при динамической афазии






 

При динамической афазии основной задачей коррекционно-педагогической работы является преодоление инертности в речевом высказывании. При первом варианте это будет преодоление дефектов внутреннего речевого программиро­вания, при втором варианте — восстановление грамматичес­кого структурирования.

В связи с тем, что при сосудистых заболеваниях голов­ного мозга наблюдается, как правило, комплексная динами­ческая афазия, а нередко комплексная эфферентно-динамическая афазия, описание приемов преодоления динамической афазии приводится тоже комплексно.

Восстановление экспрессивной речи. При значительно выраженной аспонтанности больному даются задания вос­становить порядок слов в деформированных предложениях (например: В, дети, быстро, школу, идут), различные упраж­нения на классификацию предметов по разным признакам («Мебель», «Одежда», «Посуда», круглые, квадратные, дере­вянные, металлические предметы и т. п.). Используется прямой и обратный порядковый счет, вычитание из 100 по 7, по 4.

Преодоление дефектов внутреннего программирования осуществляется путем создания для больных внешних про­грамм высказывания с помощью различных внешних опор (схем, предложений, фишек и т. п.), постепенного сокращения их числа и последующей интериоризации, свертывания этой схемы вовнутрь. Больной, перенося указательный палец с од­ной фишки на другую, постепенно развертывает речевое вы­сказывание по сюжетной картинке, затем переходит к зрительному слежению за планом развертывания высказыва­ния без сопряженного двигательного подкрепления и, нако­нец, производит составление этих фраз без внешних опор, прибегая лишь к внутриречевому планированию высказывания.

Восстановлению линейного развертывания высказывания во времени содействует использование слов, входящих в вопросы к сюжетной картинке или к соответствующей обсуж­даемой на занятии ситуации. Так, на вопрос Куда вы сегодня пойдете? больной отвечаете «Я пойду к парикмахеру» или «Я пойду на рентген» и т. п., т. е. добавляет лишь одно слово. Другим приемом восстановления структуры высказывания является использование опорных слов, из которых больной составляет предложение. Постепенно число предложенных слов для составления предложений сокращается и больной свободно, по своему усмотрению добавляет слова и находит их грамматические формы.

Ввиду того, что при первом варианте динамической афазии нарушается в основном составление не фразы, а текстов, в качестве внешних опор используются серии последователь­ных картинок, связанных одним сюжетом. Например, серия рисунков X. Бидструпа, или о том, как ребенок самостоя­тельно построив плот, отправился в плавание, и о том, каковы были последствия этого плавания.

Речевая активность больных будет увеличиваться в процессе создания логопедом специальных речевых ситуаций-инсценировок, где инициатива ведения диалога принадлежит больному. Для облегчения ведения диалога логопед пред­варительно обсуждает с больным тему, предлагая ему вопро­сительные, «ключевые» слова, которые он может использо­вать в беседе, и план. Облегчает ведение диалога так же ис­пользование обращения к логопеду или другим собеседникам по имени и отчеству. На занятиях по стимулированию ре­чевой активности можно инсценировать беседу с 'врачом, в магазине, в аптеке, в гостях и т. п. Больной может быть ведущим в беседе о творчестве писателя, художника или композитора, при обсуждении художественного произведе­ния, при обсуждении телепередач. Ему можно давать пору­чения, чтобы устно он передал кому-либо просьбу логопеда.

При более легких формах динамической афазии лого­пед предлагает больному пересказать текст сначала с по­мощью развернутого вопросника, затем с помощью ключе­вых вопросов к отдельным абзацам текста, с опорой на односложный, свернутый план. Параллельно логопед учит его составлять самостоятельные планы к текстам, сначала развернутые, затем краткие, свернутые. Наконец, после предварительно составленного плана больной пересказывает текст, не заглядывая в этот план. Таким образом, проис­ходит интериоризация плана пересказа прочитанного.

Восстановление понимания. При грубой динамической афазии понимание ситуативной речи восстанавливается путем обсуждения различных событий дня. Например, лого­пед, выяснив вопрос о самочувствии больного, говорит: А теперь поговорим о ваших вкусах. Любите ли вы стихи? Знаете ли вы...? Или, переключив его внимание на новую тему, спрашивает: Кто навещал вас накануне? При этом ло­гопед интонационно выделяет предикат высказывания, акцентируя внимание больного на том или ином фрагменте. В дальнейшем больные начинают использовать интона­цию в целях общения, привлекать к себе внимание окружа­ющих, выполнять однозвеньевые и многозвеньевые инструк­ции.

По мере воспитания внимания к речи окружающих вос­станавливается и ее понимание, уменьшаются трудности переключения акустического восприятия с одной темы бе­седы на другую.

Восстановление письменной речи. Дисграфические нару­шения в письме больных наблюдаются редко. Однако они испытывают значительные трудности при составлении пись­менного текста. Наличие ошибок при письме говорит о том, что у больных имеются признаки эфферентной афазии.

Параллельно с восстановлением экспрессивной речи появляется возможность заполнять в текстах пропущенные, предлоги, глаголы, наречия, слоги и буквы, письменно состав­лять фразы по опорным словам, отвечать на вопросы к текстам, писать сочинения по сериям сюжетных картинок, заявления, доверенности на получение пенсии, письма зна­комым и т. д.

Больной С, 54 года, пенсионер, поступил в НИИ неврологии АМН СССР через 8 месяцев после инсульта с диагнозом: гипертоническая болезнь третьей степени. Атеросклероз. Остаточные явления после нару­шения мозгового кровообращения в бассейне левой средней мозговой арте-рии. Речевой статус больного: контактен, в месте и времени ориентирован Имеются трудности в построении фразы преимущественно по типу дина­мической афазии, и особенно трудности в поиске глаголов и существитель­ных. Понимание обращенной речи и грамматических конструкций не нарушено. Письмо и чтение не нарушены. Заключение: динамичес­кая афазия средней степени тяжести, выражающаяся в трудностях построения фразы.

Больной затрудняется в пересказе несколько раз прочитанного текста. «Читал много раз и хотел понять, что же там надо изложить словами. Это сложно рассказать. Про кого рассказ? Про ворон, да? И эту., как ее. лисицу Читаешь, вроде, ясно, а тут рассказать не могу. Лиса была на дереве и увидела, что идет человек... нет ворона. И это... Нет, не могу Сколько раз пытался. Кого увидела лиса? Ворон... Что хотела лиса с ними сделать? Лиса? Захотела, решила их съесть. Что она для этого сделала? Притворилась мертвой».

Приемы коррекционно - педагогической работы: 1) обучение обращению к собеседнику с вопросительными словами, зара­нее данными больному, 2) разыгрывание речевых этюдов, в которых «ведущим» является больной, 3) составление фраз по простым сюжетным картинкам и рассказов по сериям картинок, 4) составление фраз по опорным словам, 5) составление вариантов фраз, 6) заканчивание начатых фраз (ва­рианты заканчивания), 7) чтение и пересказ прочитанного по вопросам, по плану, по самостоятельно составленному плану, 8) рассказ на задан­ную тему, подбор синонимов, антонимов. В результате двухмесячных логопедических занятий больной научился составлять фразы по сюжетной картинке и по опорным словам. При стимуляции вопросами стало доступно составление распространенного высказывания. Улучшился пересказ про­читанного. Остались трудности варьирования высказывания при составлении фразы, наблюдаются персеверации. Синтаксические конструкции однообраз­ны, стереотипны.

Несомненно, приведенные в разделе методы» приемы восстановительного обучения больных с разными формами афазий далеко не исчерпывают себя. Нередко сами больные подсказывают логопеду тот или иной прием преодоления имеющегося у него дефекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.