Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Оценка результатов коррекционно-педагогической работы
При выписке больного из стационара или завершении этапов амбулаторных занятии логопед оценивает результаты восстановительного обучения, отмечает степень тяжести речевого расстройства, активность больного, степень восстановления различных сторон речи, наличие разного темпа восстановления экспрессивной и импрессивной речи, чтения и письма. Используются 4 оценки результатов восстановительного обучения: значительное восстановление, общее улучшение, частичное улучшение, без изменения. Под значительным восстановлением подразумевается доступность свободного устного и письменного высказывания с элементами аграмматизма и редкими ошибками в письме. Значительное восстановление наблюдается при легких степенях выраженности речевого расстройства на раннем этапе после инсульта или в результате длительных систематических занятий. Под общим улучшением подразумевается возможность общения с помощью фраз больных с моторной афазией, при сенсорной афазии - восстановление фонематического слуха возможность составления несложных текстов по сериям сюжетных картинок, относительное восстановление чтения Частичное улучшение - наиболее частое заключение о результатах восстановительного обучения на разных этапах двух-трехмесячной работы. Длительная работа с больным позволяет суммировать неоднократное частичное улучшение различных сторон речи больного, и через 2—3 года занятий больной получает оценку общего улучшения или значительного восстановления. Частичное улучшение подразумевает появившуюся возможность общения с помощью отдельных слов или коротких предложений, улучшение понимания речи, улучшение в той или иной степени письменной речи. Оценка восстановительного обучения без изменения констатирует отсутствие динамики улучшения речевых функций. Такое отсутствие динамики может наблюдаться при тотальной и любой другой афазии на раннем этапе восстановления, при плохом соматическом состоянии больного и в конце длительных коррекционно-педагогических мероприятий. Кроме этой (принятой в НИИ неврологии АМН СССР) оценки результатов восстановительного обучения существует ряд других количественных и качественных оценок нарушения речевых функций и их восстановления '. При выписке больного из стационара или временном прекращении амбулаторных занятий больному предлагается задание на дом, которое дается с учетом формы афазии, степени ее тяжести и личных, преморбидных особенностей больного. Приведем пример таких рекомендаций на дом больному со смешанной средней тяжести акустико-гностической, акустико-мнестической и семантической афазией. Две недели — полный отдых: наводить дома порядок, гулять по саду, спать днем, т. е. помнить, что у вас каникулы. Читать только газеты, смотреть спортивные передачи по телевидению. Можно принимать гостей — не более 1—2 человек, самых близких, которые не будут вас утомлять. Через 2 недели начать занятия: 1) читать тексты по книге, письменно отвечать на вопросы к текстам, 2) по картинкам устно составлять сочинения, немного присочинять, фантазировать, 3) писать сочинения по рисункам X. Бидструпа, рисункам журнала «Крокодил», 4) писать под диктовку небольшие тексты. (Родственникам больного: диктовать ему текст по 1—2 слова. Предложение не должно превышать 5—6 слов. Хорошо, если диктант будет опираться на сюжетную картинку.) Диктовать двух- и трехзначные числа, 5) тренировать слухоречевую память: из «Лото на четырех языках» собирать в «колоду» 12—16 картинок и находить среди них 2— 3 картинки по заданию. Для того чтобы больной мог легче найти слово, можно подсказывать качества «забытых» предметов, 6) писать небольшие сочинения о различных предметах, описывая их качества и назначение. Сочинения писать на черновике и чистовике, редактируя написанный текст, 7) обсуждать смысл пословиц, поговорок, 8) решать арифметические задачи и примеры по учебнику для III класса, 9) восстанавливать ориентацию в левом и правом, давая инструкции: дай мне ложку, которая справа от стакана, и т. п., 10) письменно, буквенно записывать многозначные числа, затем записать их цифрами. Как и сколько заниматься: не заниматься в дни плохого самочувствия, плохого настроения, в банные дни, дни приема гостей и т. п. В обычные дни заниматься по 20—30 минут 2—3 раза в день с перерывами разной длины. Не переутомляться. После 18 часов не заниматься. Индивидуальные занятия с больными подобны многоплановому уроку. Пример плана урока с больным с эфферентной афазией: 1) проверка домашнего письменного задания больного (отмечаются не все ошибки больного, а лишь 3—4, чтобы не травмировать его); 2) проверка домашнего устного задания больного (составление больным фраз по картинкам, пересказ прочитанного); 3) восстановление навыков письма (работа с разрезной азбукой, заполнение пропущенных букв в слове, слуховые диктанты); 4) вызов слов через контекст, опирающийся на предмет, картинку и выразительный жест; 5) составление фраз по сюжетным картинкам, обсуждение их, запись в тетради самостоятельно или с помощью логопеда; 6) чтение текста и пересказ его по плану (по вопросам, по опорным словам); 7) задание на дом: чтение и пересказ небольшого текста, заполнение пропущенных букв или слов, рассказ по картинке и т. п. Групповые занятия с больными афазией. Задачи коррекционно-педагогической работы на групповых занятиях при афазии заключаются: 1) в восстановлении коммуникативной функции в речевой среде, 2) в преодолении речебоязни и т. п., 3) в умении преодолеть специфические для больных с афазией речевые трудности в условиях, приближенных к различным ситуациям, встречающимся в повседневной жизни. При моторных формах афазии групповые занятия должны способствовать реализации таких форм и функций речи, которые наименее произвольны, более сохранны, эмоциональны и выразительны. При сенсорной и семантической афазии на групповых занятиях преодолеваются трудности поиска слова. На групповых занятиях объединяется не более 3—4 больных с одной формой афазии или с одинаковой речевой активностью, так как гиперактивные больные с сенсорной афазией с логореей могут подавлять и без того низкую активность больных с моторной афазией, а нечеткое произношение больных с моторной афазией затруднит понимание речи больным с другой формой афазии. На групповых занятиях при моторной афазии используются беседы на темы дня, различные инсценировки («В аптеке», «У врача» и т. д.), обсуждение телепередач (спортивных, международных, о воспитании детей). Для самых тяжелых, безречевых больных используются приемы невербальной коммуникации при помощи рисунка, пиктограмм, полезны «путешествия» по географической карте с выяснением, где и когда больные жили или отдыхали, чем занимались. Больные используют в ответах на вопросы логопеда рисунок и жесты. С безречевыми больными с сенсомоторной афазией в работу можно включать речевые групповые игры на улучшение речевого внимания, умение изобразить действие или предмет при помощи жеста. В начале группового занятия логопед сообщает больному тему занятий, дает ему план «сценария». Наиболее часто употребляемые речевые обороты могут быть написаны на специальных карточках. Тему «сценария» можно предварительно проработать на индивидуальных занятиях. В процессе групповых занятий логопед принимает активное участие в беседе, своевременно приходит на помощь, сглаживает трудности речевого контакта. Больных с сенсорной и семантической афазией можно объединить по 2—3 человека в одну группу. Задачей работы с этими больными является воспитание точности высказывания и умение вести развернутый диалог-диспут, в котором все больные должны понять друг друга. Используются различные речевые игры, прежде всего несложные кроссворды, расшифровка значений пословиц, поговорок и идиом, небольшие диспуты, например, где лучше отдыхать, как лучше удить рыбу и т. п. Типы групповых занятий. Первый тип занятий разработан Л. С. Цветковой и ее сотрудниками для больных с моторной афазией. На этих занятиях используется метод классификации, рисования, ведения диалога на ту или иную бытовую тему. Метод «драматизации» предлагает разыгрывание той или иной ситуации, в которой может оказаться больной. Больным выдаются карточки с вопросами и словами, которые можно использовать для ответов. Второй тип групповых занятий разработан Э. С. Бейн и М. А. Бограш (1977) для смешанной группы больных с афазией. На этих занятиях используются беседы на текущие политические и спортивные темы. В ходе занятий логопед и больные прибегают к нахождению стран, городов, рек на географической карте. Используются различные исторические темы, например о Великой Отечественной войне, т. е. привлекается личный жизненный опыт больного, его воспоминания о прошедших событиях жизни (поездки в командировки, отдых в санаториях) Обсуждаются обычаи разных народов после просмотренных телевизионных передач и т. п. Заинтересованность больных приводит к непроизвольным высказываниям. На таких занятиях возможно объединить больных с разными формами афазии и разной степенью тяжести речевого расстройства, так как темы бесед близки интересам взрослых людей. Третий тип групповых занятий разработан М. К. Бурлаковой (1982) Он предусматривает использование на групповом занятии различных речевых игр, в которые играют в часы досуга здоровые взрослые. Это решение кроссвордов, шарад и ребусов, составление серий слов из одного многосложного слова. Эти занятия рассчитаны на больных с разными формами афазии при легкой и средней степени речевого расстройства. Решение кроссвордов или составление слов из звуко-буквенного состава многосложного слова требует тщательной подготовки логопеда к занятию: он составляет своего рода серии загадок для больных, которые они должны решить. Предлагая решить кроссворды, взятые из журналов «Мурзилка», «Пионер», «Огонек» и др., логопед упрощает степень зашифрованности слова, предлагаемой в журнале, подробно рассказывает об этом предмете. Логопед может сам составить кроссворды. Примеры групповых занятий. 1. Знакомство участников группы (логопед кратко рассказывает о каждом больном, подчеркивая их лучшие качества) Сообщение темы занятия (решение кроссворда, ребусов или составление серии слов из звуко-буквенного состава многосложного слова) Логопед предлагает рассмотреть рисунок кроссворда и дает определение слов, из которых состоит кроссворд. Кроссворды могут состоять из слов с одинаковым числом букв, например: муж, мак, кок, жук; пес, пол, лук, сук, холл, хор, рак, люк, стоп, сруб, борт порт; лист, лифт торс, трос и т п. При решении кроссворда логопед подробно рассказывает о каждом слове, например: 1) Красивое насекомое, порхающее с цветка на цветок. Слово состоит из семи букв. Мы уже знаем, что в этом слове есть а и ч (бабочка), 2) Насекомое, собирающее для нас мед. Укус этого насекомого очень болезненный, но и полезный. Слово состоит из пяти букв и т д. Произнести название насекомого или какого-либо предмета может 2. При составлении серии слов из звуко-буквенного состава многосложного слова логопед объясняет больным, что из букв длинного слова можно составить несколько коротких слов. Как правило, взрослые больные в юности играли в эту игру, и они с удовольствием включаются в нее. Логопед, предварительно составивший список слов, регулирует работу больных, подсказывая указкой порядок букв в словах, которые можно легко найти. Все коллективно найденные слова записываются на отдельном листе. Например, из букв, входящих в слово корабельщик, можно составить множество простых слов из 3—5 букв: кора, рак, кок, рок, река, клещ, щи, лещ, щель, белка и т. д. Каждое самостоятельно найденное слово особо поощряется. В работе можно использовать различные «подсказки» через контекст, через составление «загадки»: повар на корабле — кок и т. п. На всех этапах коррекционно-педагогической работы чрезвычайное значение имеет эмоциональный фактор. Больные с афферентной и сенсорной афазией, а иногда и с эфферентной афазией часто бывают угнетены, постоянно нуждаются в ободряющих беседах, в которых отмечаются уже имеющиеся достижения, обсуждаются перспективы восстановления, необходимость систематически, упорно работать по преодолению речевого расстройства. Беседы о возвращении к трудовой деятельности или к учебе требуют большого такта со стороны логопеда по отношению к больному. В разделе описаны основные принципы и приемы коррекционно-педагогической работы. Множество рекомендаций и приемов восстановления речи у больных с афазией приведены в работах Э. С. Бейн, Л. С. Цветковой, В. В. Оппель, Ю. А. Флоринской, А. Д. Черновой и многих других советских и зарубежных афазиологов. Каждый логопед в процессе индивидуальной и коллективной работы с больными с афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно-педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт. Нередко приемы и варианты занятии подсказывают сами больные, имеющие за плечами большой жизненный опыт. Логопед должен повседневно пополнять дидактический материал, которым он пользуется в работе, с учетом возраста и преморбидного уровня больного. Во многом результаты коррекционно-педагогической работы зависят от настойчивости логопеда и больного, являющихся по существу сотрудниками в достижении одной цели: максимального восстановления речи, нарушенной в результате инсульта или травмы головного мозга. В заключение подчеркивается следующее: при восстановлении нарушенных речевых функций необходимо помнить, что материальной основой высших психических процессов является весь мозг в целом, но мозг как высоко дифференцированная система, части которой являются материальным субстратом психических процессов, не созревает самостоятельно, а формируется прижизненно в общении и предметной деятельности ребенка и подростка. И как неоднократно подчеркивал А. Р. Лурия, отдельные участки коры головного мозга нельзя рассматривать как фиксированные «центры». Они являются «узловыми пунктами», «транзитными этапами» динамических возбуждений, протекающих в головном мозге. Эти «узловые пункты» имеют очень сложную изменчивую многозначную структуру. Многозначность отдельных участков мозга и позволяет реорганизовывать и восстанавливать нарушенную функцию путем вовлечения в процесс коррекционно-педагогического воздействия сохранных зон мозга. Подобная перестройка нарушенных функций особенно заметна при преодолении афазии, аграфии, алексии, фонематического слуха у лиц с парциальным левшеством. ЛИТЕРАТУРА А х у т и н а Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М., 1975. Б е й н Э. С, О в ч а р о в а П. А. Клиника и лечение афазий/Под ред. Э. С. Бейн. — София, 1970. Б е й н Э. С, Б у р л а к о в а М. К., Базель Т. Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М., 1982. Логопедия/Под ред. Л. С. Волковой. — М, 1989. Л у р и я А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1969. Л у р и я А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975. Проблемы афазии и восстановительного обучения/ Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 1979. — Т. I, И. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. — М., 1978. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. — М., 1972. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М., 1988. Ш о х о р-Т р о ц к а я М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М., 1972.
|