Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Комментарии 10 страница
ГЛАВА XXII 1 Похожее рассуждение о самоценности добродетели содер 2 Квинт Нумиторий Пулл из Фрегелл - города вольсков в Лации * Кодр, легендарный последний царь Афин, по преданию, пожертвовал собой ради спасения города в войне с дорийцами. Ср. Цицерон " Тускуланские беседы" 1116. 4 Согласно преданию, Эрехфей во время войны с элевсинцами по требованию Дельфийского оракула принес в жертву одну из своих дочерей; после этого остальные его дочери пожелали, чтобы их тоже принесли в жертву. Ср. " Тускуланские беседы" 1116. 5 См. II 54. " Аристид, афинский полководец и государственный деятель; отличился в сражении с персами при Марафоне в 490 г.; был архонтом в 489-488 гг.; участвовал в Саламинском сражении и предводительствовал афинянами в битве при Платеях; в 478 г. стал командующим греческим флотом и фактическим руководителем Афинского морского союза. Аристид служил образцом справедливого и достойного поведения - ср. Цицерон " Об обязанностях" III16 и 49. 7 См. II79. Книга пятая ° Речь идет о переносе в 204 г. в Рим из фригийского Пессинун-та святынь богини Кибелы, с помощью чего римляне хотели отвратить поражение во 2-й Пунической войне. Встречать святыни должен был лучший человек в Риме; таким человеком сочли Публия Корнелия Сципиона Назику - см. Ливии XXIX 14, 8. 9 Пизон имеет в виду Марка Эмилия Лепида, который после смерти Птолемея IV Филопатора в 204 г. управлял Египтом вместо несовершеннолетнего Птолемея V Эпифана. Ю Пизон говорит о Дециях - см. II61. 11 Об этом событии, происшедшем во время войны римлян с Пирром (280-275 гг.), Цицерон рассказывает в трактате " Об обязанностях" (III 86): " Когда царь Пирр начал войну с римским народом и когда шла борьба за владычество с царем, который был великодушным и могущественным, от царя в лагерь Фабриция пришел перебежчик и обещал ему - если Фабриций посулит ему награду - так же тайно, как прибыл, возвратиться в лагерь Пирра и отравить царя. Фабриций велел выдать перебежчика Пирру, и сенат воздал ему хвалу за этот поступок". 1 2 Речь идет о Лукреции и Вергинии - см. II вв. ГЛАВА XXIII 1 Ср. II45, III 62, IV 17; см. примеч. 7 к гл. XIV второй книги. Заимствованное у стоиков учение об общественной жизни венчало этическую систему Антиоха. Именно им заканчивает свои этические построения ученик Антиоха Варрон (у Августина, " О граде Божием" XIX 3): " Блаженная жизнь есть также и общественная, потому что блага друзей ради самих же этих благ она любит так же, как и собственные, и друзьям ради них самих желает того же, что и себе, находятся ли они в нашем доме, как жена, дети или кто-либо из домашних, или в том месте, где дом, например, в городе, каковы все так называемые сограждане; или во всей империи, как разные народы, с которыми мы соединены человеческим союзом, или в мире вообще, под которым разумеются земля и небо". Ср. также Стобей II120 (в изложении перипатетической этики). 2 Об используемой здесь стоической идее о единстве доброде Комментарии 3 Пизон, следуя перипатетикам, говорит о трех родах благ - о благах телесных, душевных и внешних (см. III43 и примеч. 2 к гл. XIII третьей книги). Однако в описании внешних благ он несколько отходит от перипатетического учения. Перипатетики относили к этой категории помимо родителей, детей, друзей и пр. также богатство и хорошую репутацию (Секст Эмпирик " Против ученых" XI45; ср. Цицерон " О пределах блага и зла" V 81), Пизон же исключает их из своего перечня. Интересно было бы сравнить с такой трактовкой богатства и славы два рассуждения в третьей книге, первое из которых (III49) посвящено доказательству того, что богатство не является благом, а во втором (III 57) высказано мнение, что слава не относится к вещам, предпочитаемым ради них самих. Поскольку эти два рассуждения, хотя и включены в изложение стоического учения, несут некоторые следы влияния Антиоха Аскалонского (см. примеч. 4 к гл. XV и примеч. 2 к гл. XVII третьей книги), можно предположить, что они, как и данное место, заимствованы именно у Антиоха. Сложно сказать, почему Пизон, хотя и говорит о самоценности внешних благ, тем не менее отказывается признать их составляющей частью конечной цели. Может быть, дело в том, что конечная цель была определена им как совершенство человеческой природы, состоящей из двух частей - тела и души; таким образом, логично представить конечную цель складывающейся только из телесных и душевных благ. ГЛАВА XXIV 1 Публий Корнелий Сципион Африканский Старший в 202 г. 2 Луций Эмилий Павел победил македонского царя Персея в * О введенном Антиохом Аскалонским противопоставлении понятий " счастливая жизнь" и " счастливейшая жизнь" см. § 81 и 84 ел. Книга пятая ГЛАВА XXV 1 Ср. IV 36, где Цицерон упрекает Герилла в том, что он видит 2 Ср. изложение одной из эпикурейских теорий дружбы в 169 и ее опровержение в II82; это учение приписано эпикурейцам без всяких на то оснований (см. примеч. 4 и 7 к гл. XX первой книги). 3 См. §8. 4 Стасея служит примером упадка перипатетической школы, о котором Пизон говорил в § 12-14; чрезмерное внимание к внешним обстоятельствам и телесным благам было, с точки зрения Пизона, одним из главных проявлений этого упадка (см. § 12 о Феофрасте). ГЛАВА XXVI 1 Пизон имеет в виду учение скептической Академии, отрицав 2 Предметом данного спора служит проблема критерия. Анти-ох Аскалонский, взгляды которого излагает Пизон, вслед за стоиками полагал критерием " постигающее впечатление" (катаХляпкп фаута-aiot; ср. " постиг", лат. comprehensum в разбираемом месте) - см. о нем в примеч. 5 к гл. V третьей книги. О критерии " убедительное впечатление" (тпвссот) фссутасшх; Цицерон передает этот термин словом рго-babile - " достойное одобрения, приемлемое, вероятное"), принятом в скептической Академии, последователем которой считает себя Цицерон, см. примеч. 1 к гл. XIV второй книги. Этой полемике между Анти-охом и скептической Академией посвящена большая часть второй книги " Академических исследований" Цицерона. 3 Опровергая стоический критерий истины (" постигающие впечатления") и основанную на нем идею о возможности верного и объективного знания, академики Аркесилай и Карнеад утверждали, что у любого истинного впечатления может быть абсолютно схожее с ним ложное впечатление и потому невозможно отличить " постигающие впечатления" от " непостигающих" (см. " Академические иссле- Комментарии дования" II 77-78). В ответ стоики предложили ту характеристику " постигающих впечатлений", о которой говорит здесь Цицерон: это такие впечатления, подобные которым не могут возникать от несуществующего (см. там же; ср. Секст Эмпирик " Против ученых" VII 248; Диоген Лаэрций VII 50). 4 Полемику о " постигающих впечатлениях" академики действительно вели со стоиками, а не с перипатетиками, и перипатетики, возможно, не были столь категоричны в своих суждениях о познании, как стоики (см. Цицерон " Академические исследования" II 112); тем не менее, как и стоики, перипатетики были убеждены в возможности объективного знания, и поэтому утверждение Цицерона, что между скептической Академией и перипатетиками нет никаких принципиальных эпистемологических расхождений, вряд ли верно. 5 Ср. тот же аргумент у Цицерона в " Тускуланских беседах" (V 24-25). " Антиох полагает, что стоические " благо" и " предпочитаемое", а также " зло" и " отвергаемое" различаются только степенью (т. е. " предпочитаемое" равнозначно " малому благу"); на самом же деле, с точки зрения стоиков, различие между ними является функциональным - см. примеч. 1 к гл. VIII четвертой книги. ГЛАВА XXVII * Цицерон обращается к опровержению посредством выявления противоречий; об этом методе опровержения см. примеч. 3 к гл. X второй книги. 2 ebullire. Цицерон иронически использует здесь слово самого Эпикура (в латинской передаче), которым тот характеризовал суждения других философов - ср. цитату из Эпикура в " Тускуланских беседах" (III42): " Сколько бы ни извергали (ebullire) они слова о добродетелях и мудрости, они указывают лишь на путь, ведущий к наслаждению". 3 См. II88. 4 С данным местом связано несколько проблем, разрешить которые мы не можем. Во-первых, Пизон в той части своей речи, на которую отвечает здесь Цицерон (см. § 68), относил к внешним благам только друзей, детей, близких и пр.; Цицерон же почему-то перечисляет здесь все традиционные перипатетические внешние блага, Книга пятая включая богатство и славу (см. примеч. 3 к гл. XXIII). Во-вторых, Цицерон видит роль внешних благ в достижении благ телесных, в то время как Пизон ничего не говорил об этом, а в § 69 описывал их функцию иначе - как материала для добродетельного поведения. Стоит заметить, что роль творца телесных благ должно играть прежде всего то внешнее благо, которое Пизон опускает - а именно богатство; об этой роли богатства см. в III49. 5 Квинт Цецилий Метелл в 148 г., будучи претором, подавил вос 6 См. II65. ГЛАВА XXVIII 1 По преданию, тиран Акраганта Фаларид имел обыкновение ГЛАВА XXIX * Возможно, Пизон цитирует начало упоминавшейся выше книги Феофраста " О счастливой жизни". 2 О путешествиях Платона, Пифагора и Демокрита см. также § 50 и примеч. 2 к гл. XIX. 3 Ср. Цицерон " О государстве" 116, где, однако, названы только Архит и Тимей. О пифагорейце Эхекрате, ученике Эврита и Филолая, см. Диоген Лаэрций VIII46. Арион более нигде не упоминается (кроме одного места у Валерия Максима, VIII7, 3, почерпнувшего информацию у Цицерона). 4 Лурье фр. XLIII; об истории этой легенды см. там же, коммент. на с. 396-397. Ср. Цицерон " Тускуланские беседы" V 114 (= Лурье фр. XLII), а также Лурье фр. XLIV ел. 5 Лурье фр. XXVI (ср. Цицерон " Тускуланские беседы" V 115; Диоген Лаэрций IX 39). 6 См. § 23 и примеч. 8 к гл. VIII. О понятии а8ац(3ш см. Лурье фр. 743 и коммент. на с. 606. Комментарии 7 Иски (actiones): здесь - стандартные формы исков, в соответ 8 А именно, когда в сенат приводили греческих посланников. ГЛАВА XXX 1 О понятии " достаточная ценность'' см. III 51 и примеч. 9 к гл. XV 2 См. III 51-52. 3 " Несмеющийся". Тот же стих Луцилия Цицерон вспоминает в Ту-скуланских беседах" (III31). 4 О случае с кольцом самосского тирана Поликрата и об убийстве Поликрата персидским сатрапом Оретом (в 522 г.) рассказывает 1еродот (III41 и 124-125). ГЛАВА XXXI 1 См. 162. 2 О Дионисие из Гераклеи, ученике Зенона, порвавшем со стоиками ГЛАВА XXXII 1 Ср. упрек перипатетикам в слабости их рассуждений из-за недостаточного знания дилектики в III41. Приложение к комментариям Эпикур о наслаждении: проблема кинетического и статического наслаждения Практически каждый современный обзор эпикурейской концепции наслаждения начинается с замечания, что наслаждение у Эпикура было понятием неоднозначным: Эпикур, по мнению исследователей, различал два вида наслаждения: " статическое", или наслаждение " в покое", и " кинетическое", или наслаждение " в движении". Об этом разделении мы знаем главным образом из одного текста - из первых двух книг диалога Цицерона " О пределах блага и зла". В первой книге этого сочинения один из персонажей, эпикуреец Торкват, дает определение двум разным наслаждениям, одно из которых " приводит в движение саму нашу природу и вызывает в наших чувствах некое приятное ощущение" 1, являясь, таким образом, наслаждением " в движении" 2, в то время как второе, статическое наслаждение3, " воспринимается при освобождении от всякого страдания" 4. Торкват разграничивает здесь два различных состояния, к каждому из которых, по его мнению, применимо понятие " наслаждение": во-первых, состояние, предполагающее активную стимуляцию приятных ощущений, и, во-вторых, состояние, негативно определяемое как отсутствие боли и страдания. Это сообщение Цицерона большинство исследователей признают достоверным5, однако оно ставит нас перед несколькими сложно разрешимыми проблемами. Прежде всего у ученых нет единодушия в том, какие именно наслаждения Эпикур причислял к кинетическим. Согласно традиционной точке зрения6, кинетическими Эпикур называл те наслажения, которые сопутст- Приложение к комментариям вуют процессу удовлетворения желаний, под статическим же наслаждением он понимал состояние, наступающее, когда желания удовлетворены. Эта интерпретация основана на одном свидетельстве Цицерона, который рассматривает в качестве примера кинетического наслаждения наслаждение от утоления жажды, противопоставляя его статическому наслаждению от утоленной жажды7. Однако сам же Цицерон далеко не всегда придерживается такой трактовки двух форм наслаждения: в другом месте8 он приводит цитату Эпикура, в которой говорится о наслаждениях, сопутствующих приятным вкусовым, слуховым и зрительным ощущениям, и рассматривает как кинетические на этот раз уже эти наслаждения. Кроме того, традиционная интерпретация кинетического наслаждения противоречит идее Эпикура о том, что невозможно испытывать одновременно наслаждение и страдание9: например, если человек получает удовольствие, утоляя голод, то в этот момент, по-видимому, удовольствие должно сопровождаться страданием от не до конца утоленного голода. Для того чтобы разрешить эти противоречия, некоторые исследователи10 предлагают иное объяснение кинетического наслаждения. По их мнению, статическое наслаждение не вытекает из кинетического, а обязательно должно предшествовать ему - мы получаем статическое наслаждение от того, что наш организм здоров и не испытывает боли, кинетическое же наслаждение возникает тогда, когда к этому хорошему состоянию самого организма присовокупляется приятное внешнее воздействие. Противопоставление процесса и результата удовлетворения таких желаний, как голод и жажда, согласно этой теории, следует представить иначе, чем это делалось в традиционной науке. Кинетическое наслаждение от еды и питья уже не может описываться просто как наслаждение от утоления голода и жажды - ведь оно непременно должно предполагать предшествующее ему статическое наслаждение. Поэтому мы должны считать, что, с точки зрения Эпикура, наслаждение в процессе еды и питья получает не желудок, продолжающий в это время испытывать голод или жажду, а только органы вкуса, и оно будет накладываться на то статическое наслаждение, в котором в данный момент пребывают эти органы. Следовательно, когда Эпикур разграничивает наслаждения от процесса питья и от утоленной жажды, он имеет в виду не только два разных ви- Приложение к комментариям да наслаждения - кинетическое и статическое, но и наслаждение двух разных частей организма: когда жажда утоляется, наслаждение испытывают органы вкуса, а когда она утолена, наслаждается желудок. Однако такое двойное объяснение различий между этими наслаждениями не подкрепляется почти никакими дополнительными свидетельствами античных авторов1 1 , вряд ли его имел в виду и Цицерон, который ограничивается противопоставлением процесса и результата утоления жажды и ничего не говорит о том, что эти наслаждения получают разные органы; так что справедливость данной интерпретации вызывает сомнения. Впрочем, сложности с определением кинетического наслаждения - не единственная проблема, с которой мы сталкиваемся, разбирая эпикурейскую классификацию. Довольно странным кажется и употребление Эпикуром понятия " наслаждение" по отношению к состоянию, заключающемуся просто в отсутствии страдания, т. е. к тому состоянию, которое Цицерон рассматривает как второй, статический вид наслаждения. Сложно поспорить с критическим замечанием, которое высказывает на сей счет тот же Цицерон: " или Эпикур не знает, что такое наслаждение, или этого не знает никто из смертных... всем известно, что наслаждение есть то, что, воздействуя на чувства, приводит их в движение и наполняет неким приятным ощущением" 12. Почему бы Эпикуру не согласиться со всеми прочими философами и не назвать это состояние особым термином - cbtovia или dndSeia, вместо того чтобы, нарушая обычное словоупотребление15, применять к нему не совсем подходящее слово " наслаждение"? Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к спекулятивным психологическим предположениям. Нам предлагают признать, что Эпикур видит в нейтральном состоянии наслаждение только в силу своей жизнерадостной и оптимистичной натуры14. Но философия Эпикура - это менее всего самовыражение веселого человека. Эпикур стремился создать такое учение, которое привлекло бы массы людей, и, насколько мы знаем, добился в этом немалого успеха. Вряд ли он мог рассчитывать на этот успех, если бы ориентировался только на людей от природы жизнерадостных. Еще одна проблема связана с определением значения кинетического и статического наслаждения для счастливой жизни. Согласно свидетельству Цицерона, высшим благом и конечной Приложение к комментариям целью, с точки зрения Эпикура, служило статическое наслаждение15. Однако некоторые другие свидетельства противоречат или по крайней мере не очень хорошо согласуются с этим. Во-первых, в одном своем высказывании, приводимом Цицероном и Диогеном Лаэрцием, Эпикур утверждает, что он и помыслить не может иного блага, кроме наслаждений, связанных с приятными вкусовыми, слуховыми, зрительными или сексуальными ощущениями16, т. е. тех наслаждений, которые принято считать кинетическими. Во-вторых, в предсмертном своем письме Идоменею Эпикур писал, что радость его души при воспоминании об их прежних беседах помогала ему преодолеть затяжные боли от затрудненного мочеиспускания и дизентерии17; а поскольку радость обычно относят к кинетическим наслаждениям, мы должны допустить, что кинетическое наслаждение иногда вполне может компенсировать отсутствие наслаждения статического. Ко всем этим проблемам и противоречиям добавляется еще один довольно удивительный факт. Дело в том, что большинство источников вообще не упоминают ни о каком разграничении кинетического и статического наслаждений, а передают учение Эпикура так, будто бы наслаждение было для него понятием единым и однозначным. К этой группе относятся источники, которые справедливо считаются наиболее надежными - тексты самого Эпикура, Лукреция и Плутарха. Помимо Цицерона, о двух видах наслаждения сообщают только Диоген Лаэрций18 и Афи-ней1^, причем текст Афинея настолько близок Цицерону, что его стоит если не рассматривать как прямое заимствование из Цицерона, то по крайней мере возводить к той же доксографической традиции. Итак, нам представляется, что проблема кинетического и статического наслаждения нуждается в дополнительном исследовании. Путь, который кажется нам наиболее разумным, заключается в том, чтобы описать эпикурейскую концепцию наслаждения, основываясь сначала на одной только, наиболее надежной группе источников, и лишь затем привлечь информацию, содержащуюся в текстах Цицерона и Диогена Лаэрция. Если сообщение Цицерона существенно отличается от всего того, что говорят сам Эпикур, Лукреций и Плутарх, естественно было бы доверять Цицерону меньше, чем другим авторам. С другой стороны, даже в Приложение к комментариям этом случае нельзя отбрасывать свидетельства Цицерона и Диогена просто как ошибочные, не пытаясь определить причину этой ошибки. Так мы и собираемся построить наше исследование, сначала обратившись к текстам Эпикура, затем сопоставив с ними сообщения Цицерона и Диогена и, наконец, предложив объяснение расхождениям между этими двумя группами текстов. Первый вопрос, на который нужно было бы найти ответ, касается того состояния, которое Цицерон характеризует как статическое наслаждение - состояния, заключающегося в отсутствии страдания. Действительно ли Эпикур называет наслаждением совершенно нейтральное состояние, или же смысл его слов отличается от того, что говорит Цицерон? В нашем распоряжении есть несколько фрагментов, из которых безусловно следует, что Эпикур определяет как наслаждение и благо некое состояние, обозначаемое им как " здоровье" (ЪуСеих)20 и " хорошее состояние тела" (eoiaidGeta аарко<; и е\)ата6ё<; aapKoq катаатгща)21. Обычно считается, что его Цицерон и имеет в виду, говоря об эпикурейском понятии статического наслаждения. Однако, если повнимательнее рассмотреть то, как именно описывает это состояние Эпикур, то окажется, что у него было больше оснований использовать в данном случае слово " наслаждение", нежели это следует из свидетельства Цицерона. Всей греческой философии свойственно было представление о связи наслаждения с восстановлением или поддержанием естественного состояния организма. Эту идею мы встречаем еще у Эмпедокла, который объясняет наслаждение воздействием подобного состава на подобный и - в случае с наслаждениями от еды и питья - восполнением недостатка в организме22. Похожее описание наслаждения предлагает и Платон в " Тимее": " Всякое противное природе воздействие, оказываемое на нас с большой силой, болезненно, в то время как полное возвращение к естественному состоянию приятно" 25; " [тела получают] удовольствие при возврате в собственное свое состояние" 24. Это представление о наслаждении как " возврате" в естественное состояние, или его " восстановлении" (катаатаац), перешло и к позднейшим философам академической школы; оно выразилось в определении наслаждения как " чувственно ощущаемого восстановления" Приложение к комментариям (ксстаотаак; ai'crihiTrj), которое приводит Аристотель в " Риторике" (1369b) и которое подробно разбирается в его " Никомаховой этике" (1153а) и в перипатетической " Большой этике" (1204b-1205а). По-видимому, похожего взгляда придерживался и Эпикур. Это можно заключить из одного объяснения страдания и наслаждения у Лукреция - отвечая на вопрос, почему атомы не могут страдать и наслаждаться, Лукреций говорит: " Кроме того, если боль возникает, коль некою силой / в членах и в мясе живом потрясаясь, тела основные / во глубине своих гнезд приходить начинают в смятенье, / а по местам водворясь, вызывают отрадное чувство, - / ясно, что первоначал никакая не может затронуть / боль, и самим по себе им не ведомо чувство отрады" (пер. Ф. А. Петровского)25. Таким образом, в целом эпикурейское представление о физической природе наслаждения мало чем отличается от представления прочих философов: наслаждение, по мнению Эпикура, возникает тогда, когда атомы человеческого тела под действием некоей силы оказываются на своих собственных местах, т. е. когда организм под влиянием какого-нибудь воздействия приходит в естественное для него состояние. Однако Эпикур расходился со своими предшественниками в одной весьма существенной детали. Платон и его ученики, говоря о наслаждении как восстановлении, подразумевают под ним только процесс восстановления, отделяя этот процесс от результата и полагая, что он выливается в нейтральное состояние - в состояние покоя, когда отсутствуют и наслаждение, и страдание. Исходя из этого, они доказывали, что наслаждение не может быть настоящим благом и целью: с их точки зрения, оно есть становление, приводящее к иной, отличной от него цели - к отсутствию страдания. Например, когда мы утоляем голод, цель заключается не в наслаждении, а в состоянии сытости, расцениваемом академиками как нейтральное26. Эпикур же, стремясь опровергнуть этот аргумент, связывает наслаждение не только с процессом, но и с результатом восстановления, т. е. с самим естественным состоянием, в котором оказывается организм. В связи с этой новой трактовкой наслаждения Эпикур вводит собственный термин, который упоминает в указанном нами месте Плутарх, - катйаттщос; в отличие от этимологически связанного с ним традиционного термина кататаац, своей словообра- Приложение к комментариям зовательной моделью он указывал не на процесс, а на результат восстановления. Если учитывать все те ассоциации с традиционным описанием наслаждения, которые несло в себе слово катйатт^а, а также если не пренебречь описанием природы наслаждения в приведенном выше месте из Лукреция, вряд ли стоит считать, что Эпикур обозначал этим термином совершенно нейтральное состояние - состояние, когда отсутствует и страдание, и позитивное наслаждение. Скорее можно предположить, что говоря о " хорошем состоянии" (ейахаЩ кашоттща) организма, Эпикур имел в виду такое состояние, которое обязательно является следствием некоторого внешнего воздействия, восстанавливающего или поддерживающего организм27. Такая интерпретация данного понятия, как кажется, подтверждается и некоторыми другими фактами. Среди " Ватиканских сентенций" есть одно изречение Эпикура, в котором " хорошее состояние" тела объясняется тремя примерами - " не голодать, не жаждать, не мерзнуть" 28. Может сложиться впечатление, что речь идет просто об отсутствии страдания, т. е. о нейтральном состоянии. Однако, если повнимательнее посмотреть на то, как объясняет подобные примеры Эпикур, окажется, что он понимает это состояние совершенно иначе. Что касается первых двух названных здесь условий - " не голодать" и " не жаждать", - то они неотделимы от процесса утоления голода и жажды и от того внешнего воздействия на организм, благодаря которому человек удовлетворяет эти желания, т. е. от еды и питья. Например, в " Письме Менекею" 29 Эпикур утверждает, что высшее наслаждение могут принести даже хлеб и вода, если дать их тому, кто голоден. Безусловно, Эпикур имеет в виду состояние сытости, но при этом никак не разделяет его с наслаждением от еды и питья, приводящих к этому состоянию. Тот же смысл, очевидно, эпикурейцы вкладывали и в свое утверждение, известное нам из Плутарха50 и АфинеяЗ1, что начало и корень всякого блага - наслаждение желудка. Опять-таки речь здесь идет в первую очередь о сытости, однако Плутарх в том же месте приводит цитату из письма Метродора, где говорится уже о наслаждении от еды и пи-тьяЗ2; таким образом, для Плутарха никакой принципиальной разницы между наслаждением от еды и сытостью не существует. Наконец, что касается третьего примера, содержащегося в упомя- Приложение к комментариям нутой выше " Ватиканской сентенции", - " не мерзнуть" - то связь этого состояния с позитивным наслаждением, вызванным благоприятным внешним воздействием, еще более очевидна: свобода человека от холода предполагает, что этот человек находится в тепле, т. е. не просто не испытывает боли, но получает удовольствие от приятного воздействия на него окружающей среды.
|