Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парадоксы стоиков






Многие слышали твои слова о том, что богат только тот, кто на свои доходы может содержать войско, на что и сам римский народ, располагающий такими огромными податя­ми, уж едва ли способен. Следовательно, исходя из этого, ты никогда не станешь богатым, пока твои владения не принесут тебе такие доходы, что ты сможешь на них содержать шесть легионов и немалые вспомогательные войска, как конные, так и пешие. И вот ты уже согласен, что ты не богат, ибо тебе не­достает столь многого для удовлетворения твоих желаний, поэтому тебе и никогда не удавалось скрыть эту бедность или, уж скорее, нужду и нищенство.

2. Ведь если мы понимаем, что те, кто честным путем добывает себе состояние, занимаясь торговлей, предприни­мательством, откупами, ищут прибыли, то также и тот, кто ви­дит в твоем доме целые толпы собравшихся вместе и обвиня­емых, и судей, опасных, но богатых преступников, надею­щихся с твоей помощью подкупить судей, кто знает о твоих гонорарах за защиту в суде, о твоем участии в избирательных сделках и подкупе кандидатов, о посылке вольноотпущенни­ков для управления и разграбления провинций, кто вспомнит об изгнании соседей с их земель, о сообщничестве с клиента­ми, вольноотпущенниками и рабами, о грабежах в деревне, об опустошенных владениях, о проскрипциях зажиточных лю­дей, об убийствах муниципалов, - об этой жатве сулланских времен, о поддельных завещаниях, об уничтожении такого множества людей, о том, наконец, что все оказывается пред­метом торга: набор войска, постановления и голоса в сенате, как твой собственный, так и других, дела общественные и ча­стные, слова и молчание, - тот не сможет не думать, что все это является доказательством того, что такому человеку нуж­на прибыль. А того, кому нужна прибыль, разве когда-нибудь назовут богатым? Ведь результат богатства - это достаток, а о достатке свидетельствует довольство и изобилие, поскольку же ты с презрением относишься к моему достоянию, и это правильно, ибо оно по общепринятым меркам весьма скром­ное, а на твой взгляд и вообще ничтожное, на мой же - доста­точное. Я умолчу о себе, а скажу лишь о существе дела: если бы


Дополнения

нам пришлось оценить и определить, что представляется нам более ценным, сокровища ли Пирра, которые он предлагал Фабрицию, или бескорыстие Фабриция, отвергшего эти со­кровища, золото ли самнитов или ответ Мания Курия, наслед­ство Люция Павла или щедрость Сципиона, отдавшего поло­вину этого наследства своему брату Квинту Максиму, то, ко­нечно же, заключающее в себе высшие добродетели должно быть оценено выше того, что связано с деньгами; поэтому, ес­ли считать, что человек тем богаче, чем ценнее то, чем он об­ладает, кто бы стал сомневаться, что богатство заключено в добродетели? Ибо никакое золото и серебро не стоит больше, чем добродетель.

3. О, бессмертные боги, люди не понимают, какую ог­ромную прибыль приносит бережливость! Я буду говорить сейчас о тех, кто не заботится о расходах (оставив в покое этого корыстолюбца). Иной получает от своего поместья 600 тысяч сестерциев, а я - сто со своего; ему, устраивающему на своих виллах позолоченные крыши и мраморные столы, бес­прерывно жаздущему новых статуй, картин, посуды и одежд, этого дохода недостаточно не только на расходы, но даже на уплату процентов, а из моего скромного дохода, даже за выче­том некоторых расходов на удовольствия, всегда еще что-то и остается. Так кто из нас богаче, кому не хватает, или у кого из­быток? Тот ли, чье имущество, чем оно становится больше, тем больше требует для своего поддержания, или тот, чье иму­щество самодостаточно? Однако зачем я говорю о себе, ведь в силу недостатков наших нравов и нашего времени я и сам в какой-то мере, пожалуй, не свободен от заблуждений нашего века. Ведь Маний Манилий, живший во времена наших отцов, чтобы не говорить беспрестанно о Куриях и Лускинах, тоже был беден. У него был маленький домик в Каринах и имение в Лабикане. Так что же, мы, владея большим имуществом, бога­че его? Если бы! Ведь не имущественным цензом, а образом жизни определяется мера богатства. Не желать многого - уже богатство, не покупать многого - уже прибыль, а быть доволь­ным тем, что имеешь, - это самое большое и самое надежное богатство. Если эти хитроумные ценители имущества особен-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.