Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии 1 страница






щее быть выше всего происходящего" (SVF III 264, 265, 267, 269, 270, 274, 275); о величии души как разновидности мужества см. SVFIII264, 265, 269 и тд Ср. такую же трактовку величия души как родовой, а не видовой добродетели в сочинении Цицерона " Об обязанностях" 113 и 152; а также - " О пределах блага и зла" III 25 и IV 11.

12 Ср. " Об обязанностях" I 14. Здесь говорится о четвертой доб­
родетели - сдержанности, или умеренности (асофросгоуп). Вновь, как и
в случае с мужеством, трактовка ее несколько отличается от традици­
онной стоической. Стоики представляли сдержанность в первую оче­
редь как связующую нить между разумностью и практическими дей­
ствиями: разумность позволяла принять верное решение, а сдержан­
ность - довести это решение до осуществления, не поддаваясь со­
блазну мнимого блага (см. характеристику сдержанности - temperan-
tia - у Цицерона в первой книге, 47; стоическое определение см. в
примеч. 3 к гл. XIV первой книги). В разбираемом месте, однако, дела­
ется акцент на эстетическом аспекте этой добродетели, который в
традиционном стоическом учении выражался двумя подчиненными
сдержанности видовыми добродетелями - чувством такта (кооцютт^)
и порядка (еи'тЫдо) (см. SVF III 264, 272); таким образом, сдержан­
ность фактически сводится к определению приличествующих мудре­
цу внешних правил поведения (ср. " Об обязанностях" I 14 и 93 ел.).
Стоит заметить также, что здесь названа одна добродетель, вообще
отсутствующая в Ранней Стое, - " чувство меры" (moderatio; греч.
(хехрютпф. Возможно, эту добродетель ввел Панэтий (ср. Цицерон " Об
обязанностях" 114 и 141) под влиянием Платона (" Государство" 560d;
" Филеб" 65d; особ. ср. б4е и 65Ь, где так же, как и у Цицерона, подчер­
кивается ее связь с красотой).

13 ordo et moderatio; греч. xafy$ mi р£ тр1бтт|<; - ср. то же сочетание
в IV 11; " Об обязанностях" (114); а также у Плутарха («О рождении ду­
ши в " Тимее"» 1030а).

14 Ср. подобное рассуждение о связи сдержанности с другими
добродетелями в трактате Цицерона " Об обязанностях" I 94.

Глава XV

1 vox inanis; греч. Kevoq фОбууск; (см. Эпикур " Письмо Геродоту" 37). Ср. I 61; " Академические исследования" II 140. Цицерон имеет в виду высказывание Эпикура из книги " О конечной цели", приведен­ное в " Тускуланских беседах" III 42: " Я часто спрашивал тех, кого на-


Книга вторая

зывали мудрецами, какое благо останется у них, если убрать все это [т. е. телесные наслаждения] - если только они не хотят издавать пустые звуки. Мне ничего не удалось у них узнать; сколько бы ни из­вергали они слова о добродетелях и мудрости, они указывают лишь на путь, ведущий к наслаждению".

2 Эпикур стремился понимать и употреблять слова в их первом общепринятом значении - см. Диоген Лаэрций X 31.

* Ср. Цицерон " Академические исследования" II 140. Нигде
больше подобной эпикурейской характеристики " достойного" мы не
нашли.

4 Ср. " Об обязанностях" I 14 (возможно, из Панэтия): " достой­ное, даже если его не прославляет никто, похвально по самой своей природе".

5 См. 157.

" Цицерон допускает логическую ошибку: из определения до­стойного через приятное (а не наоборот!) должно было бы вытекать утверждение: " Невозможно жить приятно, если не жить приятно".

ГЛАВА XVI

1 Платон " Федр" 250< ± Эту цитату Цицерон приводит также в
трактате " Об обязанностях" 115.

2 quicum in tenebris. Полностью поговорка приведена в " Об обя­занностях" III77: quicum mices in tenebris - " С ним играй на пальцах и в темноте" (см. также Петроний " Сатирикон" 44). Игра на пальцах за­ключалась в том, что один участник поднимал и сразу же прятал не­сколько пальцев, а остальные угадывали их число.

3 Ср. аналогичное противопоставление двух видов распутни­ков - неразумных и разумных - в И 23.

4 См. также IV 77 и V 62.

ГЛАВА XVII

* Квинт Помпеи Непот, будучи в 140 г. до н. э. проконсулом в Ис­
пании и ведя войну с нумантинцами, был вынужден без согласия сена­
та заключить с ними мирный договор; когда, однако, прибыл его пре­
емник, Помпеи стал отрицать, что он заключил этот договор. Позже се-


Комментарии

нат хотел в качестве наказания принять постановление о выдаче Пом­пея нумантинцам, но он мольбами убедил сенаторов не делать этого. См. также Цицерон " Об обязанностях" III109 и " О государстве" III28.

2 Поскольку Вокониев закон запрещал завещать состояние женщине, Фадий решил воспользоваться распространенным спосо­бом избежать этого ограничения: он назначил фиктивного наслед­ника и просил его передать наследство дочери.

3 По-видимому, речь здесь идет об обычной клятве соблюдать законы, которую давали магистраты при вступлении в должность; эта клятва, естественно, включала и Вокониев закон.

4 Вокониев закон, очевидно, позволял оставить часть состоя­ния женщине, но с условием, чтобы эта часть не превышала той, ко­торая переходила собственно к наследнику. Таким образом, друзья Секстилия, учитывая, что он дал клятву соблюдать этот закон, за­ставили его отдать дочери Фадия лишь допускаемую законом часть наследства, в то время как Фадий просил его передать дочери все наследство целиком.

5 Ср. утверждение Филодема из его сочинения " О богатстве" (= фр. 42 Usener), восходящее, возможно, к одноименному сочинению Эпикура: " О богатстве говорится, что оно иногда является благом, и притом немалым". Все же Цицерон преувеличивает значение, прида­вавшееся эпикурейцами богатству. По мнению Эпикура, наслаждение, связанное с удовлетворением естественных желаний, можно полу­чить с помощью минимальных средств (см. 145 и Эпикур " Письмо Ме-некею" 130). Возможно, Эпикур называет богатство благом, поскольку оно служит дополнительным гарантом наслаждений - богатый чело­век может не опасаться, что он когда-нибудь останется голоден.

6 Пример специфического понимания Цицероном греческого понятия нравственно-прекрасного (тб koXov). Стоики характеризова­ли нравственно-прекрасное как похвальное, однако рассматривали это качество как внутренне присущее ему и никак не связанное с внешней его оценкой людьми (см. восходящие к Панэтию утвержде­ния в II 49 и " Об обязанностях" I 14). Цицерон же здесь фактически отождествляет нравственно-прекрасное со славой, т. е. с мнением лю­дей, за что, кстати, немного раньше он сам порицал эпикурейцев (II 48-49). Это же представление выражается и в самом латинском сло­ве, которым передается понятие нравственно-прекрасного, hones-turn - " достойное", букв, " почетное" (от honor - " почет"); в то время


Книга вторая

как соответствующий греческий термин kocXov обозначал прекрасное само по себе вне зависимости от какого-либо внешнего эффекта.

7 В латинском тексте: sic vester sapiens, magno aliquo emolumen-
to commotus, cum causa, si opus erit, dimicabit. Это место, по-видимому,
испорчено. Во-первых, непонятно, зачем Цицерон говорит cum
causa - " не без основания" - после того, как основание для этого дей­
ствия уже определено словами magno aliquo emolumento commotus -
" движимой некоей великой выгодой". Во-вторых, совершенно не яс­
на связь этой фразы с последующим рассуждением о скрытом про­
ступке. Мадвиг предложил возможный выход: вместо cum causa чи­
тать cum amico - " с другом"; тогда и сама эта фраза приобретает
смысл, и становится понятным, каким образом она вводит следующее
предложение.

8 Цицерон прибегает здесь к опровержению через выявление
противоречий - ср. II 29 и примеч. 3 к гл. X второй книги.

ГЛАВА XVIII

* Очевидно, этот аргумент содержался в речи Карнеада против справедливости, о которой упоминает Лактанций (" Божественные установления" V 14, 3 ел.) и на которой основана речь одного из пер­сонажей диалога Цицерона " О государстве" Луция Фурия Фила (см. " О государстве" III 8 ел.). Судя по аналогичным аргументам Карнеада, известным нам из Лактанция (там же, V 14, 5-13), он доказывал таким образом (очевидно, возражая стоикам), что справедливость может быть несовместима с пользой и разумностью: полезным и разумным в рассматриваемом случае является только несправедливый посту­пок. Однако если Карнеад стремился тем самым продемонстрировать слабость справедливости, то Цицерон здесь использует этот аргу­мент с иной целью, опровергая с его помощью положение Эпикура о связи между добродетелью и наслаждением (которое, с точки зрения Цицерона, тождественно пользе).

2 В третьей книге диалога " О государстве" Лелий отвечает на приведенные Филом аргументы Карнеада (см. предыдущее примеч.), произнося речь в защиту справедливости (33 ел.).

ГЛАВА XIX

1 Очевидно, Цицерон считает, что прозвище " Властный" (Imperiosus) получил Тит Манлий Торкват за свою суровость (см. I 23


Комментарии

и 34). На самом деле, однако, это прозвище досталось ему от отца -Луция Манлия (см. Ливии VII3 и 4; Сенека " О благодеяниях" III37). То же ошибочное мнение, что и Цицерон, высказывает Ливии в IV 29.

2 Ср. Цицерон " Тускуланские беседы" I 89. Публий Деций Мус, будучи в 340 г. консулом вместе с Титом Манлием Торкватом, пожерт­вовал собой в битве против латинов (см. Ливии VIII8); его сын также в бытность свою консулом погиб в битве против самнитов и их союз­ников в 295 г. (Ливии X 28). О гибели его внука в сражении против Пирра в 279 г., кроме Цицерона (в разбираемом месте и в " Тускулан-ских беседах" 189), не сообщает более никто.

3 Публий Корнелий Сулла, родственник известного диктатора Суллы, был избран в консулы на 65 г. Однако персонаж этого диалога Торкват, сын Луция Манлия Торквата, также добивавшегося консуль­ства, но не избранного, на основании Кальпурниева закона обвинил Суллу в вымогательстве, в результате чего Сулла был осужден, его из­брание в консулы кассировано, а консулом на 65 г. стал Луций Торк­ват. См. речь Цицерона " В защиту Публия Корнелия Суллы" 49 и 50.

4 В речах " В защиту Суллы" (30) и " Против Пизона" (78) Цице­рон называет Луция Торквата " храбрейшим консулом" - очевидно, имея в виду его успех в раскрытии первого заговора Катилины и Пи-зона, случившегося в год его консульства (см. " В защиту Суллы" 11 ел.; Саллюстий " Заговор Катилины" 18 и 19; Дион Кассий XXXVI 44; Ли­вии, периохе 101 книги; Светоний " Юлий" 9). Позже, в 63 г., когда Ци­церон в бытность свою консулом раскрыл второй заговор Катили­ны, Торкват помогал ему своими советами и влиянием (" В защиту Суллы" 34).

ГЛАВА XX

1 Лицо, ближе нам не известное.

2 Марк Атилий Регул во время первой пунической войны в
255 г. попал в плен к карфагенянам. Согласно преданию, после пяти
лет плена карфагеняне послали его в Рим просить римлян о мире или
по крайней мере об обмене пленными, обязав его клятвой вернуться
в Карфаген, если обмен пленными не удастся; однако Регул высказал­
ся в римском сенате против обмена и, верный клятве, вернулся в Кар­
фаген, где был предан смерти. См. также Цицерон " Об обязанностях"
I 39, Ш 99, " О старости" 75; речь в защиту Публия Сестия, 127; Ливии,
периоха 18 кн.; Гораций, Оды, III 5, 13-


Книга вторая

3 По преданию, Лукреция, жена Тарквиния Коллатина, покон­чила с собой, после того как ее обесчестил Секст Тарквиний, сын седьмого царя Рима Тарквиния Гордого; это происшествие послужи­ло поводом к восстанию и изгнанию царей в 510 г. Ср. V 64; " О госу­дарстве" II45; " О законах" II10; см. также Ливии I 57-58.

4 Цицерон часто говорит о Луции Юнии Бруте как освободите­ле римлян от царской власти - ср., например, " О государстве" II 46, " Об ораторе" II 225.

5 Ср. V 64; " О государстве" II63; Ливии III47 ел.

ГЛАВА XXI

* Ср. Плутарх " Невозможно жить приятно..." 1097с (= фр. 559 Usener): «Невозможно даже при большом желании пройти мимо не­лепости этого человека [Эпикура]: он топчет своими ногами и пре­уменьшает деяния Фемистокла и Мильтиада, но при этом пишет о се­бе друзьям: " Послав нам зерно, вы божественно и великолепно поза­ботились о нас и дали простирающийся до небес залог вашего распо­ложения ко мне"».

2 Об историческом труде Аттика см. " Оратор" 120.

3 Женщина-философ, ученица Эпикура и жена эпикурейца Ле-онтея из Лампсака, которой Эпикур писал письма (Диоген Лаэрций X 5 и 25). Несколько книг Эпикура названы именами его друзей: " Эври-лох", " Эгесианакт", " Метродор". О содержании этих произведений можно судить по сохранившимся фрагментам аналогичного сочине­ния эпикурейца Карнеиска " Филист" (папирус из Геркуланума N 1027): Филист предстает здесь как образец мудрости и умереннос­ти. Не исключено, что в упоминаемом Цицероном произведении Эпикура в качестве такого образца фигурировала Фемиста. Ср. речь Цицерона " Против Пизона" (63), где автор с иронией говорит о Фе-мисте как эталоне эпикурейской мудрости.

4 SVFI 553 (ср. Августин " О граде Божием" V 20).

ГЛАВА XXII

1 Лат. Chius Postumius (с рукописными вариантами: Postumius cur Chius; cur Chireus Postumius; Postumus cur Chirrus). Место испорче­но. Из следующих слов omnium horum magister (букв, " наставник их


Комментарии

всех") можно заключить, что между Торием и Постумием названо еще одно лицо. Некоторые издатели предлагают вместо Chius восстанав­ливать имя Гая Гиррия (С. Hirrius), упоминаемого Варроном (" О сель­ском хозяйстве" III 17, 2) и Плинием Младшим (" Естественная исто­рия" IX 171) и известного тем, что устроил пруд с муренами. Что каса­ется Постумия, то он ближе не известен.

2 О Гае Сергие Силе Орате, известном своей любовью к роско­ши, см. также " Об обязанностях" III 67, " Об ораторе" I 178; фрагмент из " Гортензия" у Августина, " О блаженной жизни" 26; Валерий Максим IX 1, 1; Плиний " Естественная история" IX 168; Макробий " Сатурна­лии" II 11.

3 Nemo pius est, qui pietatem... Стихотворная цитата из неизвест­ного автора. Мадвиг предполагает, что это сентенция заканчивалась словами " соблюдает от страха" (metu colit) или какими-нибудь други­ми подобными.

4 Рассуждение здесь прерывается и возобновляется только в § 73 (" Но вернемся к Торквату").

5 См. 134.

" Цицерон благородно говорит о своем друге Авле Манлие Торк-вате, который в то время, когда Цицерон писал эти слова, находился в изгнании в Греции, будучи ненавистен Цезарю. См. " Письма к близким" VI1-4.

7 Речь идет об изгнании Цицерона по закону Клодия в 58-57 гг. Какую именно помощь оказал тогда Цицерону Авл Торкват, мы не знаем.

° Об этой стоической идее см. III69 и примеч. 1 к гл. XXI треть­ей книги.

9 В 50 г., в котором происходит действие этого диалога, Торкват был избран претором на 49 г.

ГЛАВА XXIII

1 См. 117.

2 intermundia; греч. цятакбодюу - пространство между мирами.
В " Письме Пифоклу" (89) Эпикур говорит о междумирии как одном
из возможных мест возникновения миров. В позднейшей эпикурей­
ской традиции междумирие рассматривалось как место обитания бо-


Книга вторая

гов; эта теория, по-видимому, окончательно сформировалась в сере­дине I в. - она была известна Цицерону (см. Цицерон " О природе бо­гов" 118), и ее принимали современники Цицерона Филодем и Лукре­ций (см. Лукреций V 146 ел.).

3 Воробей для античного мира - воплощение похотливости. Цицерон постоянно намекает на особую значимость для Эпикура сексуального наслаждения (ср. II 7; 23; 29; 64). Однако на самом де­ле отношение Эпикура к сексу было скорее отрицательным: хотя он и полагал сексуальное наслаждение, как всякое телесное на­слаждение, благом (см. II 7), тем не менее считал, что секс прино­сит больше страдания, чем наслаждения (см. " Ватиканские сентен­ции" 51; Лукреций IV 1073 ел.).

4 Ср. аналогичный аргумент против стоиков в IV 22, где также говорится о несовместимости философских построений (на этот раз стоической школы) с политической риторикой.

ГЛАВА XXIV

1 В основе начинающегося здесь рассуждения лежит идея стои­ков о том, что дружба непременно должна быть основана на бескоры­стном благожелательстве и несовместима с соображениями выгоды -ср. III 70; " О дружбе" 26-27 и 32; " О законах" I 49. Противопоставле­ние истинной бескорыстной дружбы и дружбы ради выгоды восхо­дит к Аристотелю - см. " Никомахова этика" 1155а ел.

2 Ср. характеристику истинных друзей у Аристотеля (" Никома­хова этика" 1156Ь9-Ю): " Те, кто желают друзьям блага ради них са­мих".

3 Очевидно, Цицерон имеет в виду стоическую идею о природ­ной основе дружбы: дружба, как и справедливость (см. примеч. к II45), проистекает из естественной склонности человека к другим людям -ср. " О дружбе" 27.

4 Мнение о непрочности дружбы, основанной на выгоде, кото­рое Цицерон высказывает также в диалоге " О дружбе" (32), см. у Ари­стотеля (" Никомахова этика" 115ба20 ел.).

5 Ср. Цицерон " Об обязанностях" III45: " Пифагорейцы Дамон и Финтий, по рассказам, относились друг к другу так, что когда тиран Дионисий назначил день казни одного из них, и приговоренный по­просил его об ее отсрочке на несколько дней, чтобы обеспечить сво-


Комментарии

их близких, то другой поручился за него, с тем чтобы умереть, если тот не возвратится. Когда он вернулся к назначенному сроку, то ти­ран, изумленный их взаимной верностью, попросил их принять его третьим в их дружеский союз". См. также " Тускуланские беседы" V 63; Валерий Максим IV 7, 1.

" Цицерон рассказывает сюжет трагедии Пакувия " Дулорест", посвященной истории самой популярной в античности пары дру­зей - Ореста и Пилада. В этой трагедии Орест и Пилад попадают в плен к царю Фоанту; царь желает убить Ореста, но не может узнать, кто из них на самом деле Орест, поскольку Орестом называет себя и тот, и другой пленник; в конце концов Орест и Пилад убеждают Фо-анта убить их обоих, потому что они не желают жить друг без друга. См. также V 63 и " О дружбе" 24.

ГЛАВА XXV

1 В " Тускуланских беседах" (II 44) Цицерон называет Эпикура
" превосходным человеком". О доброжелательности и дружелюбии
Эпикура см. также Диоген Лаэрций X 9 ел.

2 Цицерон неожиданно заявляет о проповедуемом им академи­
ческом принципе воздержания от суждений, при том что все его
предшествующее рассуждение, напротив, выглядит совершенно дог­
матическим.

ГЛАВА XXVI

1 1б6сл.

2 Речь идет об особых зданиях (insulae, букв, " острова"), распо­
ложенных обычно позади хозяйского дома и предназначавшихся для
сдачи внаем.

* На этих складах хранилось зерно, доставлявшееся в порт Пу-теолы из Сицилии и Африки; хранение зерна, очевидно, приносило владельцам складов большие доходы.

ГЛАВА XXVII

1 См. примеч. 4 к гл. XVIII первой книги.

2 Речь идет о слабости и хрупкости человеческого тела, с кото­
рым эпикурейцы связывают свое благо. Ср. Плутарх " Невозможно


Книга вторая

жить приятно..." 1087d: " Очевидно, что [эпикурейцы] принимают за основу блага вещь убогую, слабую и ненадежную".

3 Ср. определение счастья у Аристотеля: " деятельность души со­гласно добродетели в течение полной человеческой жизни (ev f& p теХ£ 1(р)" (" Никомахова этика" 1098а15 ел.) - и у перипатетиков: " пользо­вание добродетелью в течение полной жизни" (Диоген Лаэрций V 30).

4 Геродот 132. Опровержение мысли Солона о том, что для при­знания человека счастливым нужно ждать его последнего дня и " взи­рать на его конец", см. у Аристотеля (" Никомахова этика" 1100а 10 ел.). Аристотель связывает счастье не с обладанием внешними благами, а с " деятельностью согласно добродетели"; счастье при таком понима­нии не зависит от превратностей судьбы и поэтому надежно и посто­янно в любой момент жизни.

5 См. I 63. Эпикур " Главные мысли" XIX: " Бесконечное время и конечное время содержат равное наслаждение, если мерить его пре­делы разумом". Ср. там же, XX (часть): " Мысль, вычислив конец и пре­дел, руководствующий плотью, и устранив страхи перед вечностью, уготовила совершенную жизнь, так что мы более не нуждаемся в бес­конечном времени"; " Письмо Менекею" 126: " Мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, а самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным" (пер. МЛ. Гаспарова).

Данное утверждение Эпикура - аргумент, позволяющий изба­виться от неразумного и неудовлетворимого желания жить вечно. На­слаждение, трактуемое Эпикуром как состояние удовлетворенности, является абсолютным понятием, не допускающим большей или мень­шей степени. В совершенной жизни мудреца, постигшего все поло­жения эпикурейской философии и обретшего душевное спокойст­вие, наслаждение достигает своей максимальной возможной величи­ны, которая никак не зависит от продолжительности жизни. Единст­венное дополнительное наслаждение, которое можно было бы полу­чить от бессмертия, - это избавление от страха смерти. Однако от этого страха можно освободиться, если постичь природу смерти и понять, что она не несет с собой никаких страданий (см. I 40; 49 и примеч.); следовательно, бессмертие не имеет никакого преимущест­ва перед смертной жизнью (ср. " Письмо Менекею" 124: " Если дер­жаться правильного знания, что смерть для нас - ничто, то смерт-


Комментарии

ность жизни станет для нас отрадна: не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от нее отнимется жажда бес­смертия"; пер. МЛ. Гаспарова).

6 Т. е. жизнь достигает совершенства, когда природа человека
полностью осуществляется в добродетели. Цицерон не совсем точно
говорит о " совершенстве добродетели" - сама добродетель должна
быть определена как совершенство разумной природы человека (ср.
Аристотель " Физика" 24ба13, 247а2, " Метафизика" 1021Ь20; стоики у
Диогена Лаэрция VII90, а также взгляд Антиоха Аскалонского у Цице­
рона - " О пределах блага и зла" IV 35, V 38, " Тускуланские беседы" V
39, " Академические исследования" I 20).

Понятием " совершенная жизнь" пользовался и Эпикур. По его мнению, жизнь человека становится " совершенной" (7iavxEXf|£), когда он достигает мудрости, обеспечивающей его душевное спокойст­вие - см. " Главные мысли" XX и XXI.

7 Цицерон передает точку зрения стоиков. Ср. Плутарх " Об об­
щих понятиях" 106If ел. (= SVFIII 54): " Благо не увеличивается с при­
бавлением времени; если человек станет разумным хоть на мгнове­
ние, он ничем не будет уступать в счастье тому, кто обладает доброде­
телью и блаженно живет в ней в течение вечности".

8 Выдвигая этот аргумент, Цицерон исходит из своей трактовки наслаждения лишь как определенного переживания. В этом случае наслаждение действительно можно представлять более или менее интенсивным, и поэтому необходимо признать, что продолжитель­ность способна влиять на его величину. Эпикур, однако, подразуме­вал под наслаждением состояние удовлетворенности, которое, по­добно стоической добродетели, абсолютно и совершенно; такое по­нимание наслаждения позволяет Эпикуру утверждать, что величина его не зависит от продолжительности.

9 См. Эпикур " Главные мысли" I и " Письмо Менекею" 123.

10 Цицерон неверно полагает, что Эпикур, называя бога " блажен­ным и бессмертным", включает бессмертие в понятие блаженства. В действительности блаженство бога никак не зависит от его бессмер­тия; поэтому человек, если бы мог совершенно избавиться от страда­ний, стал бы столь же блаженным, как и бог, даже оставаясь смертным. Ср. Элиан " Пестрые истории" IV 13 (= фр. 602 Usener): " [Эпикур] гово­рил, что если у него есть хлеб и вода, то он готов соперничать в счастье даже с Зевсом".


Книга вторая

11 По мнению Эпикура, существует два рода блаженства: совер­шенное блаженство, которым наделен бог, и относительное блажен­ство, которого может достичь человек. Принципиальное различие между ними заключается в том, что человек, даже обретший верное понимание мира и своих желаний и живущий совершенной жизнью, не может быть полностью избавлен от страданий. Ср. Диоген Лаэр-ций X 121: " Счастье, по их [эпикурейцев] словам, бывает двух родов: высочайшее, как у богов, настолько, что его уже нельзя умножить, и такое, которое допускает и прибавление и убавление наслаждений" (пер. МЛ. Гаспарова). О не вполне достижимом условии равенства че­ловека и бога ср. Эпикур " Ватиканские сентенции" 33: " Глас плоти -не испытывать голода, жажды и холода. Тот, кто находился бы в этом состоянии и был уверен, что будет пребывать в нем и впредь, мог бы соперничать в счастье даже с Зевсом" (ср. также отрывок из " Пестрых историй" Элиана, IV 13, приведенный в предыдущем примеч.). См. также Лукреций (III 307-322), где названы некоторые особенности человеческой природы, не позволяющие людям быть абсолютно сво­бодными от страданий.

1 2 в быке Фаларида - см. V 85; " Тускуланские беседы" II17, V 31 и 75. Ср. Диоген Лаэрций X 118: " Даже под пыткою мудрец счастлив".

13см.155.

И См. 163.

Глава XXVIII

1 См. 145.

2 Эпикур " Письмо Менекею" 130 (цитата приведена нами в при­меч. 6 к гл. XI первой книги).

3 См. Ксенофонт " Воспоминания о Сократе" I 3, 5 и 6, 5.

4 О Галлонии см. II 24. Луций Кальпурний Пизон, по прозвищу Фруги " благоразумный; умеренный", народный трибун 149 г., автор закона о вымогательстве, консул 133 г., цензор 120 г., оратор и исто­рик-анналист. См. о нем " Об обязанностях" II 75, " Тускуланские бесе­ды" III48, " Брут" 106, " Против Верреса" IV 108.0 его исключительной добропорядочности Цицерон говорит в речи в защиту Фонтея (29).

5 Ксенофонт " Воспитание Кира" I 2, 8.

" См. седьмое письмо Платона 326b и " Государство" 404d.


Комментарии

1 Это определение Метродор сформулировал в сочинении " О том, что более значительное основание счастья заключается в нас, а не в обстоятельствах" - см. Клемент Александрийский " Строматы" II, с. 179, а также Цицерон " Тускуланские беседы" II 17 и V 27. Другие ав­торы приписывают это определение либо эпикурейской школе в це­лом (Плутарх " Невозможно жить приятно..." 4, 1089d), либо самому Эпикуру (Авл Геллий IX 5, 2; Клеомед II 1 - см. фр. 68 Usener).

° Аргументация Цицерона здесь и в следующих параграфах очень похожа на рассуждение Феона в диалоге Плутарха " Невозмож­но жить приятно..." - 1087d ел. (см. также примеч. 2 к гл. XXVII). Дан­ное место ср. с двумя пассажами из Плутарха - 1089е и 1090а.

9 Ср. тот же ответ Эпикуру у Плутарха (" Невозможно жить при­ятно..." 1088а).

Ю Гней Октавий, консул 96 г., страдал подагрой (см. " Брут" 217).

ГЛАВА XXIX

1 Возможно, цитаты из трагедии " Филоктет" Акция. Те же стихи
Цицерон цитирует в " Тускуланских беседах" II19 и 33. Плутарх в сво­
ей аргументации против Эпикура также прибегает к примеру Филок-
тета (" Невозможно жить приятно..." 1087f).

ГЛАВА XXX

* Цицерон ссылается на то же письмо в " Тускуланских беседах" (II 45 и V 88). Текст письма приводит также Диоген Лаэрций (X 22), однако адресатом называет не Гермарха, а Идоменея.

2 Ср. Цицерон " Письма к близким" V 12, 5; " Тускуланские бесе­
ды" II 59. Эпаминонд служил одним из традиционных примером в
академической критике Эпикура (ср. II67) - см. Плутарх " Невозмож­
но жить приятно..." 1098а и Ь, 1099с; " Против Колота" 1127а; «Пра­
вильно ли изречение: " Проживи незаметно"?» 1128f; 1129с. Историю
гибели Эпаминонда в битве беотийцев против антифиванской коа­
лиции при Мантинее (362 г.) см. у Непота, " Эпаминонд" 9; о Леони­
де - Геродот VII 219 ел.


Книга вторая

ГЛАВА XXXI

* Ср. о естественных врожденных " семенах" добродетели в V 43.

2 Т.е. в " Главных мыслях" - см. II 20.

3 " Главные мысли" И. См. также 140 и примеч. 2 к гл. XII первой






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.