Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Комментарии 1 страница
щее быть выше всего происходящего" (SVF III 264, 265, 267, 269, 270, 274, 275); о величии души как разновидности мужества см. SVFIII264, 265, 269 и тд Ср. такую же трактовку величия души как родовой, а не видовой добродетели в сочинении Цицерона " Об обязанностях" 113 и 152; а также - " О пределах блага и зла" III 25 и IV 11. 12 Ср. " Об обязанностях" I 14. Здесь говорится о четвертой доб 13 ordo et moderatio; греч. xafy$ mi р£ тр1бтт|<; - ср. то же сочетание 14 Ср. подобное рассуждение о связи сдержанности с другими Глава XV 1 vox inanis; греч. Kevoq фОбууск; (см. Эпикур " Письмо Геродоту" 37). Ср. I 61; " Академические исследования" II 140. Цицерон имеет в виду высказывание Эпикура из книги " О конечной цели", приведенное в " Тускуланских беседах" III 42: " Я часто спрашивал тех, кого на- Книга вторая зывали мудрецами, какое благо останется у них, если убрать все это [т. е. телесные наслаждения] - если только они не хотят издавать пустые звуки. Мне ничего не удалось у них узнать; сколько бы ни извергали они слова о добродетелях и мудрости, они указывают лишь на путь, ведущий к наслаждению". 2 Эпикур стремился понимать и употреблять слова в их первом общепринятом значении - см. Диоген Лаэрций X 31. * Ср. Цицерон " Академические исследования" II 140. Нигде 4 Ср. " Об обязанностях" I 14 (возможно, из Панэтия): " достойное, даже если его не прославляет никто, похвально по самой своей природе". 5 См. 157. " Цицерон допускает логическую ошибку: из определения достойного через приятное (а не наоборот!) должно было бы вытекать утверждение: " Невозможно жить приятно, если не жить приятно". ГЛАВА XVI 1 Платон " Федр" 250< ± Эту цитату Цицерон приводит также в 2 quicum in tenebris. Полностью поговорка приведена в " Об обязанностях" III77: quicum mices in tenebris - " С ним играй на пальцах и в темноте" (см. также Петроний " Сатирикон" 44). Игра на пальцах заключалась в том, что один участник поднимал и сразу же прятал несколько пальцев, а остальные угадывали их число. 3 Ср. аналогичное противопоставление двух видов распутников - неразумных и разумных - в И 23. 4 См. также IV 77 и V 62. ГЛАВА XVII * Квинт Помпеи Непот, будучи в 140 г. до н. э. проконсулом в Ис Комментарии нат хотел в качестве наказания принять постановление о выдаче Помпея нумантинцам, но он мольбами убедил сенаторов не делать этого. См. также Цицерон " Об обязанностях" III109 и " О государстве" III28. 2 Поскольку Вокониев закон запрещал завещать состояние женщине, Фадий решил воспользоваться распространенным способом избежать этого ограничения: он назначил фиктивного наследника и просил его передать наследство дочери. 3 По-видимому, речь здесь идет об обычной клятве соблюдать законы, которую давали магистраты при вступлении в должность; эта клятва, естественно, включала и Вокониев закон. 4 Вокониев закон, очевидно, позволял оставить часть состояния женщине, но с условием, чтобы эта часть не превышала той, которая переходила собственно к наследнику. Таким образом, друзья Секстилия, учитывая, что он дал клятву соблюдать этот закон, заставили его отдать дочери Фадия лишь допускаемую законом часть наследства, в то время как Фадий просил его передать дочери все наследство целиком. 5 Ср. утверждение Филодема из его сочинения " О богатстве" (= фр. 42 Usener), восходящее, возможно, к одноименному сочинению Эпикура: " О богатстве говорится, что оно иногда является благом, и притом немалым". Все же Цицерон преувеличивает значение, придававшееся эпикурейцами богатству. По мнению Эпикура, наслаждение, связанное с удовлетворением естественных желаний, можно получить с помощью минимальных средств (см. 145 и Эпикур " Письмо Ме-некею" 130). Возможно, Эпикур называет богатство благом, поскольку оно служит дополнительным гарантом наслаждений - богатый человек может не опасаться, что он когда-нибудь останется голоден. 6 Пример специфического понимания Цицероном греческого понятия нравственно-прекрасного (тб koXov). Стоики характеризовали нравственно-прекрасное как похвальное, однако рассматривали это качество как внутренне присущее ему и никак не связанное с внешней его оценкой людьми (см. восходящие к Панэтию утверждения в II 49 и " Об обязанностях" I 14). Цицерон же здесь фактически отождествляет нравственно-прекрасное со славой, т. е. с мнением людей, за что, кстати, немного раньше он сам порицал эпикурейцев (II 48-49). Это же представление выражается и в самом латинском слове, которым передается понятие нравственно-прекрасного, hones-turn - " достойное", букв, " почетное" (от honor - " почет"); в то время Книга вторая как соответствующий греческий термин kocXov обозначал прекрасное само по себе вне зависимости от какого-либо внешнего эффекта. 7 В латинском тексте: sic vester sapiens, magno aliquo emolumen- 8 Цицерон прибегает здесь к опровержению через выявление ГЛАВА XVIII * Очевидно, этот аргумент содержался в речи Карнеада против справедливости, о которой упоминает Лактанций (" Божественные установления" V 14, 3 ел.) и на которой основана речь одного из персонажей диалога Цицерона " О государстве" Луция Фурия Фила (см. " О государстве" III 8 ел.). Судя по аналогичным аргументам Карнеада, известным нам из Лактанция (там же, V 14, 5-13), он доказывал таким образом (очевидно, возражая стоикам), что справедливость может быть несовместима с пользой и разумностью: полезным и разумным в рассматриваемом случае является только несправедливый поступок. Однако если Карнеад стремился тем самым продемонстрировать слабость справедливости, то Цицерон здесь использует этот аргумент с иной целью, опровергая с его помощью положение Эпикура о связи между добродетелью и наслаждением (которое, с точки зрения Цицерона, тождественно пользе). 2 В третьей книге диалога " О государстве" Лелий отвечает на приведенные Филом аргументы Карнеада (см. предыдущее примеч.), произнося речь в защиту справедливости (33 ел.). ГЛАВА XIX 1 Очевидно, Цицерон считает, что прозвище " Властный" (Imperiosus) получил Тит Манлий Торкват за свою суровость (см. I 23 Комментарии и 34). На самом деле, однако, это прозвище досталось ему от отца -Луция Манлия (см. Ливии VII3 и 4; Сенека " О благодеяниях" III37). То же ошибочное мнение, что и Цицерон, высказывает Ливии в IV 29. 2 Ср. Цицерон " Тускуланские беседы" I 89. Публий Деций Мус, будучи в 340 г. консулом вместе с Титом Манлием Торкватом, пожертвовал собой в битве против латинов (см. Ливии VIII8); его сын также в бытность свою консулом погиб в битве против самнитов и их союзников в 295 г. (Ливии X 28). О гибели его внука в сражении против Пирра в 279 г., кроме Цицерона (в разбираемом месте и в " Тускулан-ских беседах" 189), не сообщает более никто. 3 Публий Корнелий Сулла, родственник известного диктатора Суллы, был избран в консулы на 65 г. Однако персонаж этого диалога Торкват, сын Луция Манлия Торквата, также добивавшегося консульства, но не избранного, на основании Кальпурниева закона обвинил Суллу в вымогательстве, в результате чего Сулла был осужден, его избрание в консулы кассировано, а консулом на 65 г. стал Луций Торкват. См. речь Цицерона " В защиту Публия Корнелия Суллы" 49 и 50. 4 В речах " В защиту Суллы" (30) и " Против Пизона" (78) Цицерон называет Луция Торквата " храбрейшим консулом" - очевидно, имея в виду его успех в раскрытии первого заговора Катилины и Пи-зона, случившегося в год его консульства (см. " В защиту Суллы" 11 ел.; Саллюстий " Заговор Катилины" 18 и 19; Дион Кассий XXXVI 44; Ливии, периохе 101 книги; Светоний " Юлий" 9). Позже, в 63 г., когда Цицерон в бытность свою консулом раскрыл второй заговор Катилины, Торкват помогал ему своими советами и влиянием (" В защиту Суллы" 34). ГЛАВА XX 1 Лицо, ближе нам не известное. 2 Марк Атилий Регул во время первой пунической войны в Книга вторая 3 По преданию, Лукреция, жена Тарквиния Коллатина, покончила с собой, после того как ее обесчестил Секст Тарквиний, сын седьмого царя Рима Тарквиния Гордого; это происшествие послужило поводом к восстанию и изгнанию царей в 510 г. Ср. V 64; " О государстве" II45; " О законах" II10; см. также Ливии I 57-58. 4 Цицерон часто говорит о Луции Юнии Бруте как освободителе римлян от царской власти - ср., например, " О государстве" II 46, " Об ораторе" II 225. 5 Ср. V 64; " О государстве" II63; Ливии III47 ел. ГЛАВА XXI * Ср. Плутарх " Невозможно жить приятно..." 1097с (= фр. 559 Usener): «Невозможно даже при большом желании пройти мимо нелепости этого человека [Эпикура]: он топчет своими ногами и преуменьшает деяния Фемистокла и Мильтиада, но при этом пишет о себе друзьям: " Послав нам зерно, вы божественно и великолепно позаботились о нас и дали простирающийся до небес залог вашего расположения ко мне"». 2 Об историческом труде Аттика см. " Оратор" 120. 3 Женщина-философ, ученица Эпикура и жена эпикурейца Ле-онтея из Лампсака, которой Эпикур писал письма (Диоген Лаэрций X 5 и 25). Несколько книг Эпикура названы именами его друзей: " Эври-лох", " Эгесианакт", " Метродор". О содержании этих произведений можно судить по сохранившимся фрагментам аналогичного сочинения эпикурейца Карнеиска " Филист" (папирус из Геркуланума N 1027): Филист предстает здесь как образец мудрости и умеренности. Не исключено, что в упоминаемом Цицероном произведении Эпикура в качестве такого образца фигурировала Фемиста. Ср. речь Цицерона " Против Пизона" (63), где автор с иронией говорит о Фе-мисте как эталоне эпикурейской мудрости. 4 SVFI 553 (ср. Августин " О граде Божием" V 20). ГЛАВА XXII 1 Лат. Chius Postumius (с рукописными вариантами: Postumius cur Chius; cur Chireus Postumius; Postumus cur Chirrus). Место испорчено. Из следующих слов omnium horum magister (букв, " наставник их Комментарии всех") можно заключить, что между Торием и Постумием названо еще одно лицо. Некоторые издатели предлагают вместо Chius восстанавливать имя Гая Гиррия (С. Hirrius), упоминаемого Варроном (" О сельском хозяйстве" III 17, 2) и Плинием Младшим (" Естественная история" IX 171) и известного тем, что устроил пруд с муренами. Что касается Постумия, то он ближе не известен. 2 О Гае Сергие Силе Орате, известном своей любовью к роскоши, см. также " Об обязанностях" III 67, " Об ораторе" I 178; фрагмент из " Гортензия" у Августина, " О блаженной жизни" 26; Валерий Максим IX 1, 1; Плиний " Естественная история" IX 168; Макробий " Сатурналии" II 11. 3 Nemo pius est, qui pietatem... Стихотворная цитата из неизвестного автора. Мадвиг предполагает, что это сентенция заканчивалась словами " соблюдает от страха" (metu colit) или какими-нибудь другими подобными. 4 Рассуждение здесь прерывается и возобновляется только в § 73 (" Но вернемся к Торквату"). 5 См. 134. " Цицерон благородно говорит о своем друге Авле Манлие Торк-вате, который в то время, когда Цицерон писал эти слова, находился в изгнании в Греции, будучи ненавистен Цезарю. См. " Письма к близким" VI1-4. 7 Речь идет об изгнании Цицерона по закону Клодия в 58-57 гг. Какую именно помощь оказал тогда Цицерону Авл Торкват, мы не знаем. ° Об этой стоической идее см. III69 и примеч. 1 к гл. XXI третьей книги. 9 В 50 г., в котором происходит действие этого диалога, Торкват был избран претором на 49 г. ГЛАВА XXIII 1 См. 117. 2 intermundia; греч. цятакбодюу - пространство между мирами. Книга вторая гов; эта теория, по-видимому, окончательно сформировалась в середине I в. - она была известна Цицерону (см. Цицерон " О природе богов" 118), и ее принимали современники Цицерона Филодем и Лукреций (см. Лукреций V 146 ел.). 3 Воробей для античного мира - воплощение похотливости. Цицерон постоянно намекает на особую значимость для Эпикура сексуального наслаждения (ср. II 7; 23; 29; 64). Однако на самом деле отношение Эпикура к сексу было скорее отрицательным: хотя он и полагал сексуальное наслаждение, как всякое телесное наслаждение, благом (см. II 7), тем не менее считал, что секс приносит больше страдания, чем наслаждения (см. " Ватиканские сентенции" 51; Лукреций IV 1073 ел.). 4 Ср. аналогичный аргумент против стоиков в IV 22, где также говорится о несовместимости философских построений (на этот раз стоической школы) с политической риторикой. ГЛАВА XXIV 1 В основе начинающегося здесь рассуждения лежит идея стоиков о том, что дружба непременно должна быть основана на бескорыстном благожелательстве и несовместима с соображениями выгоды -ср. III 70; " О дружбе" 26-27 и 32; " О законах" I 49. Противопоставление истинной бескорыстной дружбы и дружбы ради выгоды восходит к Аристотелю - см. " Никомахова этика" 1155а ел. 2 Ср. характеристику истинных друзей у Аристотеля (" Никомахова этика" 1156Ь9-Ю): " Те, кто желают друзьям блага ради них самих". 3 Очевидно, Цицерон имеет в виду стоическую идею о природной основе дружбы: дружба, как и справедливость (см. примеч. к II45), проистекает из естественной склонности человека к другим людям -ср. " О дружбе" 27. 4 Мнение о непрочности дружбы, основанной на выгоде, которое Цицерон высказывает также в диалоге " О дружбе" (32), см. у Аристотеля (" Никомахова этика" 115ба20 ел.). 5 Ср. Цицерон " Об обязанностях" III45: " Пифагорейцы Дамон и Финтий, по рассказам, относились друг к другу так, что когда тиран Дионисий назначил день казни одного из них, и приговоренный попросил его об ее отсрочке на несколько дней, чтобы обеспечить сво- Комментарии их близких, то другой поручился за него, с тем чтобы умереть, если тот не возвратится. Когда он вернулся к назначенному сроку, то тиран, изумленный их взаимной верностью, попросил их принять его третьим в их дружеский союз". См. также " Тускуланские беседы" V 63; Валерий Максим IV 7, 1. " Цицерон рассказывает сюжет трагедии Пакувия " Дулорест", посвященной истории самой популярной в античности пары друзей - Ореста и Пилада. В этой трагедии Орест и Пилад попадают в плен к царю Фоанту; царь желает убить Ореста, но не может узнать, кто из них на самом деле Орест, поскольку Орестом называет себя и тот, и другой пленник; в конце концов Орест и Пилад убеждают Фо-анта убить их обоих, потому что они не желают жить друг без друга. См. также V 63 и " О дружбе" 24. ГЛАВА XXV 1 В " Тускуланских беседах" (II 44) Цицерон называет Эпикура 2 Цицерон неожиданно заявляет о проповедуемом им академи ГЛАВА XXVI 1 1б6сл. 2 Речь идет об особых зданиях (insulae, букв, " острова"), распо * На этих складах хранилось зерно, доставлявшееся в порт Пу-теолы из Сицилии и Африки; хранение зерна, очевидно, приносило владельцам складов большие доходы. ГЛАВА XXVII 1 См. примеч. 4 к гл. XVIII первой книги. 2 Речь идет о слабости и хрупкости человеческого тела, с кото Книга вторая жить приятно..." 1087d: " Очевидно, что [эпикурейцы] принимают за основу блага вещь убогую, слабую и ненадежную". 3 Ср. определение счастья у Аристотеля: " деятельность души согласно добродетели в течение полной человеческой жизни (ev f& p теХ£ 1(р)" (" Никомахова этика" 1098а15 ел.) - и у перипатетиков: " пользование добродетелью в течение полной жизни" (Диоген Лаэрций V 30). 4 Геродот 132. Опровержение мысли Солона о том, что для признания человека счастливым нужно ждать его последнего дня и " взирать на его конец", см. у Аристотеля (" Никомахова этика" 1100а 10 ел.). Аристотель связывает счастье не с обладанием внешними благами, а с " деятельностью согласно добродетели"; счастье при таком понимании не зависит от превратностей судьбы и поэтому надежно и постоянно в любой момент жизни. 5 См. I 63. Эпикур " Главные мысли" XIX: " Бесконечное время и конечное время содержат равное наслаждение, если мерить его пределы разумом". Ср. там же, XX (часть): " Мысль, вычислив конец и предел, руководствующий плотью, и устранив страхи перед вечностью, уготовила совершенную жизнь, так что мы более не нуждаемся в бесконечном времени"; " Письмо Менекею" 126: " Мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, а самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным" (пер. МЛ. Гаспарова). Данное утверждение Эпикура - аргумент, позволяющий избавиться от неразумного и неудовлетворимого желания жить вечно. Наслаждение, трактуемое Эпикуром как состояние удовлетворенности, является абсолютным понятием, не допускающим большей или меньшей степени. В совершенной жизни мудреца, постигшего все положения эпикурейской философии и обретшего душевное спокойствие, наслаждение достигает своей максимальной возможной величины, которая никак не зависит от продолжительности жизни. Единственное дополнительное наслаждение, которое можно было бы получить от бессмертия, - это избавление от страха смерти. Однако от этого страха можно освободиться, если постичь природу смерти и понять, что она не несет с собой никаких страданий (см. I 40; 49 и примеч.); следовательно, бессмертие не имеет никакого преимущества перед смертной жизнью (ср. " Письмо Менекею" 124: " Если держаться правильного знания, что смерть для нас - ничто, то смерт- Комментарии ность жизни станет для нас отрадна: не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от нее отнимется жажда бессмертия"; пер. МЛ. Гаспарова). 6 Т. е. жизнь достигает совершенства, когда природа человека Понятием " совершенная жизнь" пользовался и Эпикур. По его мнению, жизнь человека становится " совершенной" (7iavxEXf|£), когда он достигает мудрости, обеспечивающей его душевное спокойствие - см. " Главные мысли" XX и XXI. 7 Цицерон передает точку зрения стоиков. Ср. Плутарх " Об об 8 Выдвигая этот аргумент, Цицерон исходит из своей трактовки наслаждения лишь как определенного переживания. В этом случае наслаждение действительно можно представлять более или менее интенсивным, и поэтому необходимо признать, что продолжительность способна влиять на его величину. Эпикур, однако, подразумевал под наслаждением состояние удовлетворенности, которое, подобно стоической добродетели, абсолютно и совершенно; такое понимание наслаждения позволяет Эпикуру утверждать, что величина его не зависит от продолжительности. 9 См. Эпикур " Главные мысли" I и " Письмо Менекею" 123. 10 Цицерон неверно полагает, что Эпикур, называя бога " блаженным и бессмертным", включает бессмертие в понятие блаженства. В действительности блаженство бога никак не зависит от его бессмертия; поэтому человек, если бы мог совершенно избавиться от страданий, стал бы столь же блаженным, как и бог, даже оставаясь смертным. Ср. Элиан " Пестрые истории" IV 13 (= фр. 602 Usener): " [Эпикур] говорил, что если у него есть хлеб и вода, то он готов соперничать в счастье даже с Зевсом". Книга вторая 11 По мнению Эпикура, существует два рода блаженства: совершенное блаженство, которым наделен бог, и относительное блаженство, которого может достичь человек. Принципиальное различие между ними заключается в том, что человек, даже обретший верное понимание мира и своих желаний и живущий совершенной жизнью, не может быть полностью избавлен от страданий. Ср. Диоген Лаэр-ций X 121: " Счастье, по их [эпикурейцев] словам, бывает двух родов: высочайшее, как у богов, настолько, что его уже нельзя умножить, и такое, которое допускает и прибавление и убавление наслаждений" (пер. МЛ. Гаспарова). О не вполне достижимом условии равенства человека и бога ср. Эпикур " Ватиканские сентенции" 33: " Глас плоти -не испытывать голода, жажды и холода. Тот, кто находился бы в этом состоянии и был уверен, что будет пребывать в нем и впредь, мог бы соперничать в счастье даже с Зевсом" (ср. также отрывок из " Пестрых историй" Элиана, IV 13, приведенный в предыдущем примеч.). См. также Лукреций (III 307-322), где названы некоторые особенности человеческой природы, не позволяющие людям быть абсолютно свободными от страданий. 1 2 в быке Фаларида - см. V 85; " Тускуланские беседы" II17, V 31 и 75. Ср. Диоген Лаэрций X 118: " Даже под пыткою мудрец счастлив". 13см.155. И См. 163. Глава XXVIII 1 См. 145. 2 Эпикур " Письмо Менекею" 130 (цитата приведена нами в примеч. 6 к гл. XI первой книги). 3 См. Ксенофонт " Воспоминания о Сократе" I 3, 5 и 6, 5. 4 О Галлонии см. II 24. Луций Кальпурний Пизон, по прозвищу Фруги " благоразумный; умеренный", народный трибун 149 г., автор закона о вымогательстве, консул 133 г., цензор 120 г., оратор и историк-анналист. См. о нем " Об обязанностях" II 75, " Тускуланские беседы" III48, " Брут" 106, " Против Верреса" IV 108.0 его исключительной добропорядочности Цицерон говорит в речи в защиту Фонтея (29). 5 Ксенофонт " Воспитание Кира" I 2, 8. " См. седьмое письмо Платона 326b и " Государство" 404d. Комментарии 1 Это определение Метродор сформулировал в сочинении " О том, что более значительное основание счастья заключается в нас, а не в обстоятельствах" - см. Клемент Александрийский " Строматы" II, с. 179, а также Цицерон " Тускуланские беседы" II 17 и V 27. Другие авторы приписывают это определение либо эпикурейской школе в целом (Плутарх " Невозможно жить приятно..." 4, 1089d), либо самому Эпикуру (Авл Геллий IX 5, 2; Клеомед II 1 - см. фр. 68 Usener). ° Аргументация Цицерона здесь и в следующих параграфах очень похожа на рассуждение Феона в диалоге Плутарха " Невозможно жить приятно..." - 1087d ел. (см. также примеч. 2 к гл. XXVII). Данное место ср. с двумя пассажами из Плутарха - 1089е и 1090а. 9 Ср. тот же ответ Эпикуру у Плутарха (" Невозможно жить приятно..." 1088а). Ю Гней Октавий, консул 96 г., страдал подагрой (см. " Брут" 217). ГЛАВА XXIX 1 Возможно, цитаты из трагедии " Филоктет" Акция. Те же стихи ГЛАВА XXX * Цицерон ссылается на то же письмо в " Тускуланских беседах" (II 45 и V 88). Текст письма приводит также Диоген Лаэрций (X 22), однако адресатом называет не Гермарха, а Идоменея. 2 Ср. Цицерон " Письма к близким" V 12, 5; " Тускуланские бесе Книга вторая ГЛАВА XXXI * Ср. о естественных врожденных " семенах" добродетели в V 43. 2 Т.е. в " Главных мыслях" - см. II 20. 3 " Главные мысли" И. См. также 140 и примеч. 2 к гл. XII первой
|