Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цитата не атрибутирована.







Комментарии

Цитата из Луцилия. О Галлонии, известном тем, что он позна­комил римлян с рыбой acipenser (предположительно, стерлядь или осетр), см. также Гораций " Сатиры" II 2, 47.

Ю Та же цитата приводится в " Письмах к Аттику" XIII 52, 1.

Цицерон исходит из стоического отождествления блага и нравственно прекрасного (см. III27).

ГЛАВА IX

См. 145.

Однако это правильное, по мнению Цицерона, разделение встречается у самого Эпикура - " Письмо Менекею" 127: "...среди жела­ ний наших следует одни считать естественными, другие - пустыми; а среди естественных одни - необходимыми, другие - только естест­ венными".

In magnis versatur angustiis. Очевидно, Цицерон принял за обычное нарицательное слово название сочинения Эпикура " Затруд­нения" (Awwcoptai) - см. Диоген Лаэрций X 27. В этом сочинении Эпи­кур ставил вопрос, может ли мудрец ради наслаждения совершить что-либо постыдное, если ему гарантирована безнаказанность. Ср. Плутарх " Против Колота" 34, 1127d «Эпикур спрашивает себя в " За­труднениях", сделает ли мудрец что-нибудь, что запрещают законы, если он знает, что его не разоблачат. Он отвечает: " Простая оценка здесь не свободна от трудности", то есть: " Я сделаю, но не желаю при­знавать это" *.

Этот вопрос вытекает из рассуждений Эпикура о справедли­вости и несправедливости (см. I 50 ел.). Несправедливость является злом только из-за того, что виновный может быть изобличен и от страха перед наказанием никто не может быть свободен (см. Эпикур " Главные мысли" XXXV и XXXVI). Но если все же предположить, что всякая опасность наказания отсутствует, то должен ли и тогда мудрец подчиняться законам? Эпикур не дает определенного ответа; следует при этом иметь в виду, что данный вопрос - чисто умозрительный, так как опасность наказания никогда не может отсутствовать (" Глав­ные мысли" XXXV). Впрочем, ответ Эпикура можно увидеть в его ут­верждении в " Главных мыслях" XXXVIII: " Где с переменой обстоя­тельств ранее установленная справедливость оказывается бесполез­ной, там она... перестала быть справедливой", т. е. в этой ситуации


Книга вторая

Справедливость в прежнем ее виде перестает существовать, и мудрец вполне может нарушать то, что ранее считалось справедливым, а те­перь перестало быть таковым (см. примеч. к 1127d Einarson В., De Lacy Ph. в кн.: Plutarch. Reply to Colotes // Plutarch's Moralia / The Loeb Classical Library. Vol XIV).

Cm. I 56 и примеч. 6 к гл. XVII первой книги.

ГЛАВА X

Ср. Эпикур " Письмо Менекею" 128: " Мы чувствуем нужду в на­ слаждении только тогда, когда страдаем от его отсутствия, а когда не страдаем, то и нужды не чувствуем" (пер. МЛ. Гаспарова). Выявляемое здесь противоречие - следствие неверного представления Цицерона о разделении наслаждений на кинетические и статические.

Цицерон использует здесь традиционный для академической школы способ опровержения, основанный на выявлении противоре­чий в построениях оппонируемых философов. Цицерон прибегает к нему неоднократно - см. II88-90, 98; V 79 ел.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.