Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об апелляции к критерию общих понятий см. II16 и примеч. 4 к гл. V






Представление стоиков о разумности как определяющей ха­рактеристике человеческой природы см. в SVFII879, у Диогена Лаэр-ция (VII 86) и у Цицерона (" О природе богов" II 16). Ср. также V 38.

Данное рассуждение (вплоть до конца § 47), включающее в се­бя определение особенности человеческой природы, характеристи­ку разума и четырех добродетелей, почти буквально совпадает с од-


Книга вторая

Ним отрывком из сочинения " Об обязанностях" (I 11-14), который принято возводить к Панэтию (Панэтий фр. 80/98 Van Straaten). Ср. также IV 17.

Представление стоиков о мышлении по подобию как одном из способов формирования мыслимых понятий см. в примеч. 4 к гл. X третьей книги.

8 Ср. " Об обязанностях" 112. Стоическая идея о распростране­нии чувства близости к самому себе на родных, друзей, сограждан и все человечество, принятая также Антиохом Аскалонским, излагает­ся в III 62 ел. и V 65. В разбираемом месте Цицерон, следуя стоикам, связывает эту идею с содержанием одной из добродетелей - спра­ведливости (ср. также IV 17 и V 65 - об Антиохе). По мнению стои­ков, чувство близости является естественной основой справедливо­сти (SVFI 197): мы инстинктивно испытываем склонность к другим людям, однако без участия разума остаемся сконцентрированы на себе и чувство близости становится тем меньше, чем менее тесными узами связаны с нами люди; смысл справедливости состоит в том, чтобы осознать, что внимание к другим есть естественное развитие внимания к себе, и таким образом преодолеть свой эгоцентризм. См. Гиерокл у Стобея IV 671-673 и анонимный комментарий к " Теэ-тету" Платона (Berliner Klassikertexte / H.Diels, W.Schubart. В., 1905. N 2), с. 5-6 (= Long АЛ, Sedley DN. Op. cit. Vol. I, фр. 57 G и H).

Девятое письмо Платона 358a. Ту же цитату Цицерон приво­дит в сочинении " Об обязанностях" I 22.

Ср. " Об обязанностях" I 13. Речь идет о второй добродетели -мудрости. Мудрость преподносится здесь как знание двух областей философии - физики и диалектики: ср. стоическое определение диа­лектики как " знания об истинном, ложном и ни истинном, ни лож­ном" у Диогена Лаэрция VII42, а также идею стоиков о диалектичес­ких добродетелях (см. там же, 46-47), предполагающую этические им­пликации диалектики подобные тем, о которых говорит здесь Цице­рон (см. также III 72 и примеч. 14 к гл. XXI третьей книги). О естест­венных истоках мудрости, как и других добродетелей, говорится так­же в пятой книге, где излагается учение Антиоха Аскалонского; особ. CM.V43.

1 * Третья стоическая добродетель - мужество - раскрывается че­рез одну из ее разновидностей - " величие души" (греч. |ieyaXo\|A)xia). Ср. стоическое определение " величия души": " состояние, позволяю-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.