Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VI






1 См. Секст Эмпирик " Против ученых" II7 (= SVF175). Точку зре­
ния Аристотеля см. в его " Риторике" 1354а1.

См. Диоген Лаэрций II85 и 86.

Цитата из неизвестной трагедии.

См. V 21; " Академические исследования" И 139, " Об обязанно­стях" III 119, а также Клемент Александрийский " Строматы" II 21, 128.

См. V 14 и 21; " Тускуланские беседы" V 87, " Академические ис­следования" II131; Клемент Александрийский " Строматы" II 21, 127.

ГЛАВА VII

См. II 7 и примеч. 2 к гл. III.

Т. е. в сочинении " О конечной цели" - см. примеч. 2 к гл. III.

Эпикур " Главные мысли" X. Эпикур, говоря о наслаждениях распутников, имеет в виду наслаждения, связанные с удовлетворени­ ем необязательных желаний (ср. " Главные мысли" XXIX); Цицерон же


Книга вторая

Вновь, как и в I 37 и 38, понимает под ними кинетические наслажде­ния - см. примеч. 6 к гл. XI первой книги.

Лат. patella - жертвенная чаша, из которой должны вкушать боги и лары.

Комедия Цецилия Стация - перевод комедии Менандра.

ГЛАВА VIII

Ср. 137.

Так говорилось о тех, кто, чрезмерно предаваясь наслаждени­ям, забывал обо всем на свете - см. у Афинея VI с. 273; XII с. 520 и 526; в " Письмах" Сенеки СХХИ 2.

По мнению Цицерона, Эпикур в обсуждаемой здесь фразе имеет в виду именно таких неразумных распутников, показывая на их примере, что, хотя роскошь сама по себе не является злом, ее следует избегать из-за тех страданий, к которым она приводит.

Цицерон хочет сказать, что не могут быть счастливы не толь­ко неразумные распутники, о которых твердят эпикурейцы, но и те любители роскоши, которые умеют пользоваться ей разумно и с изя­ществом. Ср. такое же противопоставление двух категорий распутни­ков в речи " Против Пизона" 66 и 67. Стоит заметить, что если про первых распутников Цицерон говорит, что они не могут жить прият­но (iucunde vivere), то насчет второй категории он высказывается сла­бее: он не может отрицать, что жизнь таких людей приятна, и утверж­дает лишь, что она не является счастливой (bene vivere aut beate).

Место сильно испорчено; реконструкция стихов весьма при­близительна.

Quot; Это должно следовать с точки зрения Эпикура, полагающего, что наслаждения от роскоши оборачиваются страданиями.

Лелий слушал Диогена Вавилонского в 155 г. до н. э., когда тот вместе с Карнеадом и перипатетиком Критолаем был в посольстве в Риме. См. Цицерон " Тускуланские беседы" IV 5. В это время, правда, Лелий уже не был юношей: он был старше Публия Сципиона Афри­канского (" О дружбе" 15; " О государстве" 118), который родился в 185 или в 184 г. и которому в 155 г. было тридцать или тридцать один год. О знакомстве Лелия с Панэтием см. " Брут" 101.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.