Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ср. Плутарх Невозможно жить приятно. 18,1100а: [Эпикур] утверждал, что, кроме него и его учеников, нет ни одного мудреца.






К семи мудрецам относили греческих мыслителей и государст­венных деятелей VII—VI вв. Разные авторы называют разные имена семи мудрецов; наиболее общепринятый канон включает имена афинского законодателя Солона, коринфского тирана Периандра, философа Фа-леса Милетского, Хилона, бывшего эфором в Спарте, тирана Митилены


Книга вторая

Питтака, Клеобула из Линда и Бианта из Приены. Цицерон упоминает среди семи мудрецов Фалеса (" Об ораторе" III 137, " О законах" II 26, " Академические исследования" II118), Бианта (" Стоические парадоксы" 1, 8, " О дружбе" 59) и Солона (" О пределах блага и зла" III76); в диалоге " Об ораторе" (III137) он в соответствии с каноном утверждает, что все эти мудрецы, кроме Фалеса, стояли во главе своих государств (см. также " О государстве" 112).

См. II 35 и 41; V 14; " Академические исследования" II131.

Об эпикуровой трактовке радости и отсутствия страдания как двух сторон наслаждения см. Диоген Лаэрций X 136 и наше приложение к комментариям.

7 138.

Многие исследователи заключают из этой фразы, что Эпикур связывает кинетическое наслаждение с процессом удовлетворения желаний, а статическое - с его результатом. Нашу точку зрения см. в приложении к комментариям.

См. I 38.

Лат. varietas (перевод греч. ткнкШа) собственно значит " пест­рота".

ГЛАВА IV

См. 126 и 71-72.

В более полном виде стих приведен Цицероном в " Тускулан-ских беседах" IV 35: " Чрезмерное наслаждение души - величайшая ошибка (voluptatem animi nimiam summum esse errorem)". См. также часть этого стиха в " Письмах к близким" II9, 2.

Этот же стих цитируется в " Письмах к близким" II9, 2.

Ср. " Тускуланские беседы" IV13. Ср. стоическое определение на­слаждения у Диогена Лаэрция: " Неразумное воспарение [души] по пово­ду обладания мнимым объектом стремления" (аХаум; еяарак; г$ саретср 6oKowci wcdpxeiv) - и SVFIII391, 394. См. также " О пределах блага и зла" III35.

Стих из неизвестного комического поэта.

Стих из Цецилия Стация; полностью приведен Цицероном в речи " В защиту Марка Целия Руфа" 37.

Теренций " Самоистязатель" ст. 53.


Комментарии

ГЛАВА V

Cognomento qui OKoxeivdq perhibetur, quia de natura nimis obscure memoravit. Очевидно, стихотворная цитата (возможно, из Лу- цилия).

2 " Познай самого себя" (tvcoGi aavrdv) - изречение, начертанное
на храме Аполлона в Дельфах. Иногда это изречение приписывали
Фалесу Милетскому (см. Диоген Лаэрций 140)

Cognitiones verborum, quibus imbuti sumus. Этими словами Ци­церон передает эпикуров термин " предварительные понятия" (jcpoXfjyeicj - ср. " О природе богов" 136 и 44. Об ощущениях и предва­рительных понятиях как критериях истины с точки зрения Эпикура и Цицерона см. примеч. 7 и 8 к гл. IX первой книги.

Ср. тот же аргумент у Плутарха (" Против Колота" 1123а): " Раз­ве вы [эпикурейцы] не утверждаете вопреки ощущениям всех людей, что между болью и наслаждением нет ничего среднего, говоря, что не испытывать боли значит наслаждаться, или, другими словами, не пре­терпевать значит претерпевать? " Аргумент основан на апелляции к " общим понятиям", свидетельствующим об очевидности какого-либо факта (см. о них в примеч. 8 к гл. IX первой книги).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.