Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга вторая






X

Глава I

См. Платон Торгий" 447с. Ср. Цицерон " Об ораторе" I 103, III129.

Т. е. в Академию.

Ср. " Об ораторе" III67. См. также Диоген Лаэрций IV 28.

Формула - письменное распоряжение судебного магистрата, которым он сообщал судье, при каких обстоятельствах тот должен при­знать ответчика виновным или невиновным. Вводной частью формулы было " предуведомление", или " прескрипция" (praescriptio), определяв­шее требования к подаваемому истцом обвинению, с тем чтобы это об­винение соответствовало действительному предмету тяжбы. " Пре-скрипции" начинались словами " пусть рассматривается следующее де­ло" (еа res agatur), после которых следовало определение дела (см. Гай " Институции" IV 130 ел.).

Глава II

Платон " Федр" 237Ь.

См. 129.

Об отличии эпикуровых " предварительных понятий" от оп­ределений см. примеч. 1 к гл. IX первой книги.

Эпикурейское определение наслаждения приводит Стобей II 46: " находиться в близком себе состоянии, без всякого побуждения к


Комментарии

Чему-либо иному"; однако явный стоический характер употребляе­мых терминов заставляет сомневаться в его аутентичности.

Cognitam; conceptam animo; comprensam. Этими словами Ци­церон передает стоический термин " постижение" (гатаХтщлс,). См. III 17. Говоря о " прочном" постижении (firme conceptam), Цицерон, по-видимому, имеет в виду стоическое понятие " знания": ср. определе­ние " знания" как " надежного и прочного постижения" (йсфаХлс, *ai Pepaia катйХлуЦ) в SVFII90, 93, 95.

Quae vis subiecta sit vocibus. Цицерон передает выражение са­мого Эпикура - ср. " Письмо Геродоту" 37: " прежде всего, Геродот, сле­дует понять то, что стоит за словами (ш uraxETcryneva хоц фбоуутф".

ГЛАВА III

См. 137.0 понятии кинетического наслаждения у Эпикура и о его интерпретации Цицероном см. приложение к комментариям.

Цитата из сочинения Эпикура " О конечной цели". Ср. Афиней VII, 280 и XII, 546; Цицерон " Тускуланские беседы" III41, " О природе бо­гов" 1111, " Против Пизона" 69; Диоген Лаэрций X 6. Афиней так же, как и Цицерон в рассматриваемом месте, считает, что Эпикур называет ос­новой всякого блага наслаждение " в движении". Однако из " Тускулан-ских бесед", где эта цитата приводится в более полном виде, следует, что речь здесь идет не о кинетическом наслаждении, а о наслаждениях тела: " Не знаю, что и помыслить благом, если не наслаждения от вкуше­ния, если не наслаждения от слушания музыки, если не те приятные движения, которые зрение получает от красоты, или другие наслажде­ния, которые вызывает в человеке любое ощущение. И действительно, нельзя утверждать, что только радость ума является благом: ведь под ра­дующимся умом я понимаю надежду на все перечисленные выше на­слаждения, то есть надежду на то, что естество, вкушая их, будет свобод­но от страдания".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.