Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение работоспособности и безопасности при неблагоприятных условиях работы






 

Общая характеристика условий работы ПТМ. Условия работы ПТМ разнообразны (рис. 43). Они су­щественно влияют на работу машин и должны учитываться при их конструировании и эксплуатации. Особый вред машинам наносит холод. В районах с холодным климатом при эксплуатации машин, предназначенных

 

для центральных районов страны, число поломок возрастает в 3—5 раз и более. Это связано с рядом явле­ний, происходящих при низких температурах: снижением ударной вязкости металлов; отвердеванием и охрупчиванием полимерных материалов (резиновых уплотнений, шлангов, конвейерных лент и др.); замерзанием или застыванием охлаждающих и рабочих жидкостей; ухудшением смазывающих свойств масел и смазочных материалов; усложнением пуска двигателей внутреннего сгорания и подготовки их к работе; обледенением и попаданием снега и льда в механизмы и др.

С низкими температурами связано также ухуд­шение условий труда эксплуатационного персонала и условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ из-за смерзания на­сыпных грузов.

Условия труда ухудшают и другие неблагоприятные метеоро­логические факторы: сильный ветер, дождь, снег, туман, обледе­нение и др. Из-за них нередко приходится прекращать работу на длительное время. Резкая смена температур вызывает конден­сацию влаги на деталях машин. Это, как и повышенная влажность, ведет к коррозии. Солнечная радиация оказывает неблагоприятное воздействие на резинотехнические изделия, вызывая их растре­скивание.

Отрицательно влияют на работу машин и высокие темпера­туры. Особенно вредны они для электрического оборудования, работа которого связана с большим тепловыделением. При высо­ких температурах окружающей среды ухудшаются условия работы узлов трения из-за дополнительного нагрева: снижается вязкость смазочных материалов, и ухудшаются условия смазывания, проис­ходят частые перегревы двигателей внутреннего сгорания и др. В особо тяжелых условиях работают элементы машин вблизи больших масс расплавленного металла. В канатах, например, происходит выгорание смазочного материала, разрушается орга­нический сердечник, снижается прочность; в металлических конструкциях наблюдаются явления ползучести (крипа). Высокие температуры ухудшают также условия труда эксплуатационного персонала, снижают производительность и эффективность исполь­зования машин.

При работе вблизи химических предприятий и других источ­ников загрязнения атмосферы химически активными веществами оборудование подвержено интенсивному коррозионному воздей­ствию. Коррозионное разрушение поверхностей деталей вызывают также химически активные жидкие и твердые вещества (соли, органические и минеральные удобрения), являющиеся объектами транспортирования.

Работа многих ПТМ связана с перемещением абразивных и пылящих грузов. При транспортировании биологически активных грузов (пищевых органических продуктов и др.) их остатки, разлагаясь, издают неприятный запах. При работе во взрыво­опасных средах (смесях горючих газов, паров легковоспламеня­ющихся жидкостей, горючей пыли или волокон с воздухом или другим окислителем) имеется опасность взрыва при возникнове­нии искры. ПТМ используют для транспортирования ядовитых, влажных, липких, слеживающихся и других грузов с особыми свойствами. Учет этих свойств также важен для обеспечения эффективной эксплуатации ПТМ.

Обеспечение работоспособности при низких температурах. Меры по обеспечению работоспособности машин при низких температурах в районах с холодным климатом регламенти­рованы ГОСТ 15150—69 (СТ СЭВ 458—77, СТ СЭВ 460—77), а также специальными техническими условиями и Правилами.

Для предотвра­щения хрупких разрушений деталей при низких температурах металл должен отвечать определенным требованиям по чистоте химического состава и структуре. Наличие в стали примесей азота и серы снижает ее пластичность и повышает хладноломкость. Отсутствие их достигается применением спокойной плавки. Стали кипящей и полуспокойной плавок, содержащие примеси азота, можно применять для несущих деталей, работающих при температуре не ниже —25 °С.

Для изготовления сварных конструкций кранов в исполнении ХЛ, а также деталей механического оборудования рекомендуются стали определенных марок.

Требования к изготовлению и ремонту сварных конструкций. Во избежание хрупких разрушений сварных швов и околошовных зон при изготовлении металлических конструкций машин в ис­полнении ХЛ следует соблюдать ряд специальных требований к сварочным материалам. Не допускаются резкие изменения сечений, неплавные переходы, ослабления, остроугольные на­кладки и другие конструктивные решения, вызывающие кон­центрацию напряжений. Преимущественное применение должны иметь стыковые соединения, вызывающие наименьшую концен­трацию напряжений (стыковое, нахлесточное с обваркой по кон­туру). Не допускается образование мест скопления влаги, вызы­вающей коррозию. Места предполагаемого скопления влаги должны быть снабжены дренажными отверстиями диаметром не менее 50 мм.

Требования к изделиям из неметаллических материалов. Рези­нотехнические изделия (уплотнения, прокладки, ленты и др.) должны быть выполнены из морозостойкой резины и снабжены маркировкой зеленой краской. Герметизирующие прокладки про­веряют на степень сжатия. Она должна составлять 15—35%. Резина при —60 °С после 30% сжатия должна упруго восста­навливаться. В резинометаллических деталях при этой темпера­туре должно обеспечиваться ее прочное сцепление с металлом.

Лакокрасочные изделия должны сохранять прочность при ударе, стойкость при резкой смене температур (от —60 до +30 °С), воздействии морской воды, обледенения, топлива, смазочных материалов и комплексного воздействия температуры, влажности и солнечной радиации.

В машинах исполнения ХЛ допускается применение пласт­масс, сохраняющих свои свойства при низких температурах (фторопласты, полиолефины, пенопласты, полистирольные, поливинилхлоридные, поливинилацетатные, слоистые пластики и др.).

Требования к топливу и смазочным материалам. При низких температурах в условиях Севера следует применять зимние сорта бензина и дизельного топлива. Минеральные масла должны отве­чать определенным требованиям по температуре застывания [не выше –(40÷ 50) °С для трансмиссионного масла и не выше ми­нус – (45÷ 50) °С для моторных масел ] и вязкости (не выше 300 Па·с при температуре –45 °С для трансмиссионного масла и не выше 17 и 22 Па·с при температуре –40 °С для моторных масел карбюраторных и дизельных двигателей соответственно).

Пластичные смазочные материалы должны сохранять стабиль­ность и противоизносные свойства.

Требования к конструктивному исполнению и эксплуатации машин. Особые требования предъявляют к двигателям внутрен­него сгорания, ходовым частям, кабинам управления, смазочным системам и некоторым другим конструктивным элементам кранов. Двигатели должны обеспечивать готовность к работе под нагруз­кой не более чем за 45 мин. Для этого кроме мер, связанных с при­менением специальных масел, рабочих жидкостей и топлива, принимают дополнительные меры: утепляют аккумуляторы (за­рядная емкость которых при низких температурах снижается в 2 раза и более); подогревают двигатель (заливают горячую воду, разогревают паром, подогревают масло); повышают надежность искрообразования и др.

Гусеничные ходовые части кранов снабжают шпорами, а ко­лесные — противобуксовочными приспособлениями (цепями про­тивоскольжения и др.). Все элементы шин (покрышки, камеры) изготовляют из морозостойкой резины. Кабины кранов обору­дуют нагревательными устройствами (температура не ниже 10 °С) и средствами воздухообмена. Стекла кабин снабжают противо­обледенителями и отражателями. Смазочные системы выполняют, как правило, централизованными. Машины окрашивают в оранжевый, красный или желтый цвет. На подвижных частях кранов наносят полосы флюоресцентного свечения.

Резинотканевые ленты для машин исполнения ХЛ выпускают с обкладками из специальной морозостойкой резины, обеспечи­вающей работоспособность при температуре —45 °С.

Мероприятия по обеспечению работоспособности ПТМ при низких температурах связаны с удорожанием машин. Так, при повышении порога хладостойкости с –45 до –60 °С машина дорожает на 22—30%. Однако это во много раз меньше тех потерь, которые связаны с использованием техники, не приспособленной к условиям районов с холодным климатом.

 

Обеспечение работоспособности и безопасности при сильном ветре. Ветер ухудшает условия работы ПТМ. Он создает до­полнительную нагрузку динамического характера, которая при больших размерах подветренной площади может вызвать раз­рушение, опрокидывание и угон машины по рельсовым путям. Использование машин при ветре осложняется раскачиванием груза и самой машины, если она установлена на плавучем транс­портном средстве. Ветер выдувает мелкие фракции груза при работе транспортирующих машин на открытом воздухе. В степ­ных районах он способствует абразивному загрязнению открытых частей машин и повышенному их изнашиванию.

В нормативно-технической документации ветер учитывают в основном как фактор, создающий дополнительную нагрузку и раскачивание груза. Например, согласно СНиП 111-4—80 запрещено выполнение монтажных работ на высоте в открытых местах при силе ветра шесть баллов и более (скорость 9, 9— 12, 4 м/с).

При монтаже вертикальных глухих панелей работы прекращаются при силе ветра пять баллов (скорость 7, 5—9, 8 м/с).

Работа кранов в портах допускается при скорости ветра не более 15 м/с, а по Правилам Регистра России расчетная ветровая нагрузка рабочего состояния для судовых и плавучих кранов определяется при динамическом давлении 400 Па, что соответствует скорости ветра 25, 5 м/с.

При больших скоростях ветра используют оптимальные приемы работы, учитывающие положение стрелы крана относительно направления ветра. Предпочтительно ее расположение по ветру во все моменты рабочего цикла или, по крайней мере, при разгоне механизма вращения с грузом. При скорости ветра, равной или близкой к расчетной для рабочего состояния, работа крана пре­кращается. Для этого согласно Правилам [38, п. 179] башенные, портальные и кабельные краны, мостовые перегружатели должны быть оборудованы анемометром, автоматически включающим си­рену при достижении ветром скорости, указанной в паспорте крана.

Обеспечение работоспособности в районах с тропическим и морским климатом. Характерной особенностью районов с тропическим и морским климатом являются повышенная коррозионная актив­ность среды, высокие температуры окружающего воздуха, повы­шенная солнечная радиация, ливневые дожди, наличие в отдель­ных районах насекомых и микроорганизмов, разрушающих элек­троизоляцию и элементы машин, содержащие органические и ра­стительные материалы.

Защитные покрытия и детали машин исполнения Т (тропиче­ского) должны обладать повышенной коррозионной стойкостью. Их выполняют в соответствии с требованиями нормативной доку­ментации и ГОСТ 15151—69.

Электрические и тепловые двигатели снабжают эффективными системами охлаждения, подбирают сорта масел, соответствующие условиям работы при повышенных температурах, окраску машин подбирают с учетом отражения солнечных лучей. Детали из мате­риалов, подверженных действию солнечной радиации, защищают от прямого попадания солнечных лучей. Создают комфортные условия в кабине машиниста (крановщика). Ее теплоизолируют, защищают от попадания влаги при ливнях, окрашивают в цвета, способствующие отражению солнечных лучей, оборудуют уста­новками для кондиционирования воздуха и создания внутри стабильного микроклимата.

Материалы для изготовления и ремонта машин в исполнении Т выбирают с учетом обеспечения их стойкости к воздействию насекомых и микроорганизмов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.