Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушениями интеллекта. Период раннего детства (первые 3 года жизни) нормально раз-






Период раннего детства (первые 3 года жизни) нормально раз-

вивающегося ребенка характеризуется прежде всего быстрым тем-

пом физического и психического развития. В этот период интен-

сивно увеличиваются рост и вес ребенка (особенно на первом

году жизни), происходит быстрое развитие всех функций его орга-

низма. Нормально развивающийся ребенок в своем развитии по-

этапно овладевает многими способностями и умениями: держать

голову, сидеть, стоять, ходить, эмоционально реагировать и об-

щаться со взрослыми, брать игрушку и манипулировать ею, дей-

ствовать с предметами, воспринимать речь взрослого, понимать

слова, обозначающие предметы обихода и наиболее часто упо-

требляемые действия. Сначала он издает лепетные звуки, гуле-

ние, затем произносит слова, фразы и овладевает развернутой

речью.

Наиболее характерными чертами ребенка раннего возраста яв-

ляются эмоциональность, активность, любознательность, стрем-

ление к общению и к познанию окружающего мира.

При тяжелой умственной отсталости первичным нарушением

у детей являются психическая пассивность, слабость побуждений

и мотивации, резко пониженная активность и ориентировочная

деятельность, что проявляется уже в раннем возрасте. С этими чер-

тами тяжело умственно отсталых детей связаны их малая эмоцио-

нальность и затрудненная обучаемость.

Слабая активность, моторная недостаточность, наблюдающа-

яся у детей, и зачастую чрезмерная опека родителей приводят к

резким нарушениям в овладении ими предметными действиями.

У нормально развивающегося ребенка действия с предметом на-

чинаются с манипуляций: он берет его, удерживает в руке, рас-

сматривает, стучит им, бросает его и т.д., при этом формируются

восприятие свойств предмета (формы, величины) и зрительно-

двигательная координация. Затем развиваются действия, в кото-

рых предметы используются в соответствии с их назначением: из

кубиков строят, ложкой едят, куклу качают, машину возят. Овла-

дение предметными действиями бурно развивается уже на первом

году жизни.

Дети с тяжелыми нарушениями развития в раннем возрасте

лишь начинают манипулировать предметами. Почти полное отсут-

ствие стадии предметных действий у такого ребенка ведет к край-

ней бедности чувственного познания, которое является базой ум-

ственного развития. Без прочного фундамента чувственного опы-

та у тяжело умственно отсталого ребенка слабо развиваются пред-

ставления, воображение, полностью отсутствует игровая деятель-

ность, в которой здоровый ребенок перерабатывает воспринятую

информацию. Глубокое недоразвитие речи, отмечающееся у тако-

го ребенка, крайне затрудняет получение словесной информации,

ее переработку и общение с окружающими.

Безусловно, биологические факторы, ставшие причиной тя-

желых нарушений интеллекта, оказывают негативное влияние на

развитие ребенка, однако ведущую роль в его развитии следует

видеть в специально организованной среде и коррекционно на-

правленном воспитании и обучении. При этом огромное значение

имеет организация такого воздействия не только в специальных

учреждениях, но и в семье. Для родителей важно осознать, что их

ребенок может учиться и развиваться и что они со своей стороны

могут создать благоприятные условия для того, чтобы он продви-

гался с той скоростью и теми шагами, на которые способен. Зада-

ча, которая, возможно, покажется неопреодолимо трудной, мо-

жет быть решена, если ее представить в виде серии маленьких

задач. Совместная работа семьи и специального учреждения по-

может ребенку освоить те умения, которые обычно формируются

в раннем детстве.

Педагогическую работу с детьми в специальных учреждениях

ведут воспитатели, учителя-дефектологи при участии психолога,

логопеда, музыкального работника, младшего медицинского пер-

сонала (с детьми младенческого и раннего возраста). Коррек-

ционное воспитание и обучение проводятся в ходе повседневной

жизни детей в организации игр и на специальных занятиях.

При работе с аномальными детьми, особенно с детьми ранне-

го возраста, следует соблюдать охранительный (щадящий) режим:

это спокойная, доброжелательная обстановка дома и в группе,

отсутствие посторонних раздражителей, посильная, дозирован-

ная нагрузка ребенка учебным материалом, чередование нагрузки

с отдыхом.

Необходимы также частое эмоциональное общение с ребен-

ком, ласка, без чего не может осуществляться его полноценное

развитие.

Родившись, ребенок сразу включается в последовательную сме-

ну ритмов окружающей его жизни (день и ночь, утро и вечер, вре-

мена года и т.д.). Во многом собственные жизненные силы ребен-

ка определяются устойчивостью этих ритмов, их сменой. Проду-

манный и налаженный взрослым распорядок дня, недели способ-

ствует регуляции процессов возбуждения и торможения, помогает

детям безболезненно ориентироваться в окружающей обстановке,

придает им чувство уверенности. Особенно это важно для детей

умственно отсталых. Установление и соблюдение режима дня, т. е.

правильное чередование во времени сна и бодрствования, кормле-

ния, прогулки, занятий, а также смена разных видов деятельности

способствуют физическому и психическому развитию детей.

С первых дней жизни ребенка нужно пробуждать и воспитывать

в нем интерес к окружающим его людям и предметам, обучать

его координированным движениям с помощью упражнений и игр,

стараясь сделать их для него приятным и веселым занятием.

На первых этапах воспитатель (родитель) берет руки ребенка

своими и совершает движения совместно с ним. Постепенно умень-

шая и ослабляя свою помощь, он подводит ребенка к самостоя-

тельному совершению действий.

В занятиях надо учитывать возможности ребенка, иметь в виду,

что ему свойственны повышенная утомляемость, истощаемость,

что он склонен к апатии, инертности. Всякое перенапряжение вы-

зывает отрицательную реакцию ребенка на проводимую с ним

работу. Поэтому важно уловить момент, когда становятся заметны

признаки его утомления или излишнего возбуждения, и, хотя он

сам еще не отказывается от предложенной вами игры, следует

прервать работу, не забыв похвалить ребенка.

Физическое воспитание тяжело умственно отсталых детей ран-

него возраста проводится в основном индивидуально или в ма-

леньких подгруппах (2 — 3 человека), при этом используются спе-

циальные упражнения и игры. У ребенка необходимо создавать

положительное эмоциональное отношение к деятельности со взрос-

лым. Это могут быть как совместные действия, так и действия по

подражанию — без предметов (хлопки, «кулачки», «потопали»,

«попрыгали») и с предметами (погремушка, флажок): поднять,

опустить, спрятать, потрясти, постучать, держать в одной руке,

затем в другой и т.д.

Большое внимание следует уделять сенсорному развитию ум-

ственно отсталого ребенка раннего возраста. Упражнения, кото-

рые при этом используются, направлены на развитие зрительно-

го, слухового, осязательного восприятия. Усложняясь, такая ра-

бота приводит к развитию многих других, более сложных психи-

ческих функций, включая мышление и речь. Развитие ощущений

и восприятия ребенка — необходимая предпосылка формирова-

ния у него более сложных мыслительных процессов. Чувствен-

ное познание окружающего мира предшествует словесному знанию

о нем.

Сенсорные упражнения начинают с выявления связи между

предметом и его свойствами: цветом, формой, величиной и т.д.,

добиваясь выделения свойств предлагаемых ребенку предметов. Для

этого на первых порах лучше всего использовать звучащие игруш-

ки, любимые ребенком: мишку, говорящую куклу и т.д.

Можно провести такие занятия с игрушками.

Покажите ребенку звучащую игрушку, например медведя, по-

старайтесь возбудить к ней интерес. Выявите одно из свойств этой

игрушки: заставьте малыша прислушиваться к издаваемому ею

звуку, отмечая его появление улыбкой или жестом. Дайте игрушку

ребенку в руки и научите вызывать звук, закрепляя представление

малыша о том, что именно такой «голос» у игрушки-мишки.

Немного позднее познакомьте ребенка с другой игрушкой со

схожими свойствами, например с говорящей куклой, и проведите

подобную работу. Затем, манипулируя двумя предметами, «обыг-

райте» их новые свойства, обращая внимание ребенка на красивое

цветное платье куклы, приятную на ощупь шкурку мишки и т.д.

Спустя некоторое время проделайте следующее: имитируя го-

лос медведя, покажите ребенку куклу. Наблюдайте, как он удив-

лен, недоумевает. Смеясь, побыстрее исправьте эту ошибку. Затем

включите в игру третий предмет. Действуя тремя предметами бо-

лее или менее одновременно, проводите их противопоставление

и наглядное сравнение.

Можно сделать так, чтобы ребенок искал предметы, уже имея

представление об их свойствах (издаваемый ими звук): пусть он

слышит звук, не видя предмета, при этом спрашивайте: «Кто там?»

или «Кто так делает?». Понаблюдайте за ребенком, который ищет

знакомую игрушку, внезапно покажите ее. Не требуйте, чтобы он

ее назвал или показал жестом. Достаточно, если малыш улыбнет-

ся, увидя предмет, который подавал голос.

Такие же упражнения можно проводить, используя и другие

игрушки: колокольчик, дудучку. Порядок работы при этом тот же:

сначала покажите предмет, обыгрывайте его до тех пор, пока ре-

4 Маллер 97

бенок не начнет узнавать его без труда; затем, выделив какое-

либо свойство этого предмета, используйте его в игре и, нако-

нец, восстанавливайте единство предмета и свойства.

Результат должен быть такой: возникновение интереса ребенка

к предмету и к одному или двум его свойствам; удивление, вы-

званное его свойством, поиск потерянного предмета, радость, ког-

да он найден; удовлетворение, когда единство признака и пред-

мета восстановлено.

Если ребенок может передвигаться, расширяйте пространство,

в котором он действует: заставляйте малыша слушать голос миш-

ки из угла, где находится несколько игрушек, добейтесь того,

чтобы ребенок подошел и взял мишку. Это действие уже есть слож-

ный умственный акт, более сложный, чем тот, который выпол-

няет ребенок, не двигаясь.

В действиях с предметами необходимо развивать у детей мани-

пулятивные и предметные действия (бросание шариков в коробку,

выбор предметов одного цвета и др.), в частности, требующие опе-

рации соотнесения: дети учатся совмещать предмет с отверстием

(«посади грибки», «нанижи шарики с отверстием на стержень»,

«собери пирамидку»). Используются совместные действия взросло-

го и ребенка, включаются жесты в общение с ребенком, например

указательный жест, а также подражательные действия. Одновре-

менно взрослый сопровождает все действия кратким словесным

пояснением, использует жесты, дает оценку действиям ребенка.

Результаты, полученные в психолого-педагогическом исследо-

вании детей первого года жизни с различными нарушениями,

воспитывающихся в условиях дома ребенка*, позволили наметить

пути коррекционной работы с детьми младенческого возраста.

Выделено четыре этапа коррекционно-педагогической работы.

Проводится работа с детьми, уровень развития которых соот-

ветствует уровню нормально развивающихся детей 1 — 3 месяцев

(I этап), 3 — 6 месяцев (II этап), 6 — 9 месяцев (III этап), 9—12

месяцев (IV этап).

Работа проводится по общеразвивающим и коррекционным на-

правлениям:

- развитие зрительных ориентировочных реакций;

- развитие слуховых ориентировочных реакций;

- развитие эмоций;

- развитие общения детей со взрослым;

- формирование первых контактов между детьми;

- нормализация тонуса рук, физиологического положения ки-

сти и пальцев руки;

- развитие движений руки и действий с предметами;

* Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в

условиях дома ребенка // Дефектология. — 1998. — № 1, 2, 3.

- развитие общих движений;

- нормализация дыхания, состояния и функционирования ор-

ганов артикуляции;

- развитие предпосылок активной речи и понимания речи.

Ранняя педагогическая работа с детьми первого года жизни в

интернатном учреждении направлена на коррекцию и профилак-

тику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны, со

структурой основного дефекта, а с другой — с влиянием депри-

вационных факторов риска.

Центром Маккуэри (Австралия) накоплен большой опыт по

проведению ранней коррекционной работы с детьми, у которых

отклонение в развитии обнаруживалось сразу после рождения (син-

дром Дауна и др.)*.

С детьми в возрасте 6 — 8 недель начинают занятия педагог и

специалист по лечебной физкультуре, которые наблюдают за ре-

бенком, определяют, чему он готов научиться, и показывают ро-

дителям, как с ним нужно заниматься. Индивидуальная програм-

ма развития каждого ребенка (план работы) с самого начала вклю-

чает одновременное формирование умений, относящихся к раз-

ным сферам развития. Ведутся занятия:

- по развитию общей моторики (основные движения);

- координации работы руки и глаза;

- восприятию речи (понимание того, что говорят окружаю-

щие);

- выработке умения выражать свои чувства и потребности;

- стимуляции способности играть;

- развитию умения взаимодействовать с другими людьми;

- привитию первых умений самообслуживания.

Все занятия ведутся специалистами в Центре и родителями дома

параллельно, по четко согласованным параметрам. Такая работа

проводится примерно до достижения ребенком 18 месяцев (1, 5 года).

Следующий период начинается в 1, 5 года, когда ребенок начи-

нает посещать группу детей 3 раза в неделю, занимаясь по 2 часа.

Большая часть времени отводится играм, которые строятся так,

чтобы ребенок мог с удовольствием применить свои умения и

навыки на практике. Проводятся также групповые музыкальные и

другие занятия, на которых малыш общается со взрослыми и деть-

ми и учится правильно вести себя в коллективе. Кроме того, с

ним занимается педагог индивидуально (10—15 минут) по его

программе.

Трехлетний ребенок переходит в следующую группу и его пре-

бывание в Центре становится более продолжительным. Здесь больше

внимания уделяется групповым занятиям и играм. Дети рисуют,

* Питерси М. и др. Маленькие __________ступеньки: Программа ранней педагогической

помощи детям с отклонениями в развитии. — М., 1998.

строят из кубиков, наряжаются в разные костюмы, играют на

свежем воздухе и т.д. Продолжается работа над формированием

различных умений. Если развитие ребенка достигает определен-

ного уровня, его начинают готовить к обучению чтению, письму,

счету.

В это время ребенок помимо Центра, по крайней мере, один

раз в неделю посещает обычный «районный» детский сад, где

общается со здоровыми детьми. Педагоги Центра поддерживают

контакт с воспитателями детского сада, проверяют, как чувству-

ет себя ребенок в новой среде.

Педагогическая стимуляция развития ребенка, начиная с его

первых месяцев жизни, позволяет добиться определенного успеха

в преодолении даже тяжелых форм умственной отсталости, со-

действуя более полному развитию личности этих детей, адапта-

ции их в социальной среде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.