Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Социально-педагогическая практика античного общест-
ва. А нтичное воспитание определялось своеобразием античного общественного устройства и носило ярко выраженный общест- венный характер. Л.Д. Синицкий утверждает, что социально- педагогическая практика античности складывалась на трех прин- ципах: социальности, действенности и целостности [34]. Соци- альный по преимуществу характер воспитания определялся сво- бодным демократическим строем. Античный город-государство (полис) представлял собой коллектив полноправных граждан – земельных собственников, избиравших городские власти. Полис обеспечивал эксплуатацию рабского труда, регулировал внутрен- нюю и внешнюю торговлю, стимулировал развитие ремесла и строительства за счет государства, устраивал празднества и теат- ральные представления. Государственная собственность как та- ковая была невелика по размерам, и основной приток средств обеспечивался активным участием в общественной жизни самих граждан полиса. Они должны были жертвовать определенной ча- стью своего имущества и времени в пользу города, что предпола- гало соответствующие установки в общественном сознании и воспитании. Уже в гомеровское время верховным органом явля- ется народное собрание, в котором каждый был полноправным членом, имея полную возможность принять живейшее участие в обсуждении вопроса и вынесении определенного решения. Бла- годаря этому народное собрание и явилось важнейшим общест- венно-воспитательным учреждением, вовлекая каждого в обще- ственное дело, делая для каждого общее дело своим родным, кровным делом, прививая убеждение, что общее решение, в ко- тором каждый принял посильное участие, является для всех и каждого непререкаемым по своей обязательности. Религиозный момент не играл существенной роли в жизни грека, а религиозная санкция заменялась для него общественной, особенно в области конкретной морали, так как античное госу- дарство простирало свою власть и на область личного поведения. Но это нисколько не мешало свободному развертыванию лично- сти. Общество всегда и везде было на первом плане. О своих тру- дах для всех – прошлых, настоящих и будущих – поют на обще- ственных празднествах, состязаясь друг с другом, хоры старцев, зрелых мужей и юношей. Интересами всех руководствовались не только при вооруженных столкновениях, но и при мирном сопер- ничестве – в общественных играх. В интересах всех направлялось и все воспитание. Идеальные герои греческого эпоса: Геракл, совершающий труды и подвиги ради людей; Гектор, защищающий родной город от врагов; Ахилл, для которого вечная слава и память потомков важнее спокойной и безопасной жизни; неутомимый скиталец Одиссей, преодолевающий все препятствия на пути к родной Итаке, – это личности, своими делами утверждающие себя и свое право на уважение в обществе. Такой идеал самоутверждения в борьбе за признанные об- ществом ценности обеспечивал активное участие граждан в жиз- ни родного города, готовность пожертвовать многим ради его ин- тересов и благополучия. Изучение гомеровских поэм, музыки (игра на лире, пение, танцы) и занятия физическими упражне- ниями составляли основное содержание традиционного образо- вания в архаический период греческой истории. В архаическую эпоху происходит становление полиса и связанной с ним системы воспитания. На смену колесницам и отдельным поединкам знат- ных воинов приходит фаланга, действовавшая в сомкнутом строю и представлявшая гражданский коллектив полиса на поле боя. Крестьяне и новые торгово-ремесленные слои населения ут- верждают свои политические права в борьбе с родовой аристо- кратией. Неотъемлемой частью их является право на связанное с полисными традициями воспитание, которое раньше было дос- тоянием отдельных аристократических семей. В этих условиях с VII в. до нашей эры распространяются школы: индивидуальное образование сменяется коллективным. Школы не только обеспе- чивают возросшие потребности общества в образованных людях, но и становятся важным средством приобщения подрастающих поколений к полисной идеологии. Другая, весьма характерная для эллинского воззрения черта – это действенный, динамический принцип воспитания, необходи- мость воспитания человека дела. И достигалась эта цель опять- таки действенным путем. Всего определеннее проводилось это в спартанском воспитании, создавшем настоящие воспитательные коммуны. Спарта представляла собою вооруженный лагерь, располо- женный среди покоренных народностей, раз в 30 численно пре- вышавших победителей. Нужно было все время быть настороже, нужно было, чтобы все были закаленными, стойкими воинами, находчивыми, храбрыми, беззаветно преданными целому. Созда- ние таких граждан путем воспитания становилось для государст- ва вопросом самосохранения, и оно неизбежно должно было взять это дело на себя. Воспитание велось по общей системе и под надзором одного верховного для всего государства воспита- теля – педонома. Чтобы создать людей исключительного общест- венного умонастроения, свободных от всяких индивидуалистиче- ских наклонностей, детей с 7 до 18 лет воспитывали в школах- общинах, представлявших полную организацию всей жизни мальчиков и подготовлявших их к сходной жизни в обществен- ных ячейках в будущем. Мальчики здесь жили все время, спали в общих бараках, ели за общим столом, отчасти добывали прови- зию для этого стола, совместно охотились, совместно участвова- ли в «хорее» (плясках) при религиозных празднествах, вместе учились, посвящая время главным образом физическим упражне- ниям. Та же общая жизнь в бараках и обед за общим столом про- должались и после 18 лет, когда юноша переходил в специаль- ную военную школу эфебов, и когда после этого он еще на 10 лет привлекался непосредственно к военному делу, и даже после 30 лет, когда он становился полноправным гражданином. В школе воспитанники разбивались на небольшие одновоз- растные группы, находившиеся под непосредственным руково- дством старших мальчиков и юношей, занимавшихся главным образом моральной тренировкой и укреплением общественно- нравственных воззрений порученных им воспитанников. Маль- чики находились под непосредственным руководством взрослых людей, которые наблюдали за их занятиями гимнастикой, а также развивали их понятие о чести, развивали их способность к «лако- ническим» ответам. Были и индивидуальные влияния отдельных взрослых людей, бравших на свою полную ответственность како- го-либо из мальчиков и устанавливавших с ним самые тесные дружеские отношения. Этот личный элемент вносил теплую струю в суровую систему тренировки, поставившей своей глав- ной задачей развитие человека дела и мудрых суждений: и то и другое свойство требовалось для воина и гражданина. Воспитание носило резко выраженный социальный харак- тер, так как готовило беззаветно преданных целому и умело вы- полнявших общественно значимые задачи людей, готовило в яс- но очерченных и определенных общественных ячейках, пред- ставлявших сколок той же жизни, какую нужно было вести каж- дому впоследствии. Носило воспитание и, несомненно, действен- ный характер, так как все приобреталось непрестанным упражне- нием на деле и на тех функциях, какие приходилось затем выпол- нять. Наконец, оно создавало полную гармонию между общест- венными требованиями и личными тяготениями, полную гармо- нию всего душевного и физического склада, цельность характера. В связи с другими жизненными требованиями несколько по- иному расценивались в Афинском государстве отдельные воспи- тательные элементы, создавались и иные свойства характера, но сохранялся тот же социальный и динамический характер воспита- ния, та же цельность и гармония его. И все это достигалось таки- ми, казалось бы, простыми средствами, как музыка и гимнастика. Связывались воедино в афинском воспитании и интеллекту- альный, и эстетический, и физический, и моральный элементы — красивая, добрая, разумная и добродетельная жизнь составляла одно неразрывное целое. Моральный момент, помимо общего строя школьного воспитания, усиливался еще и влиянием взрос- лого «вдохновителя», существование которого в Афинах не было таким неизменным правилом, как в Спарте, но было и здесь очень распространенным явлением. Наряду с влиянием отдель- ных друзей из взрослых мальчики подвергались воспитательному влиянию и всей совокупности взрослых посетителей, которые постоянно бывали и в палестрах, и в гимназиях. Мальчики могли не только получать прямые указания относительно физических упражнений, но и вслушиваться в те философские и политиче- ские разговоры, какие вели старшие между собою. Как жизнь врывалась в стены школы и тем более подчеркивала и социаль- ный, и динамический характер афинского воспитания, так и од- ним посещением школы не ограничивалось воспитание мальчика, он жадно впитывал в себя все воспитательные влияния народной площади, театров, общественных игр и празднеств. Еще большим было непосредственное влияние жизни на учеников государст- венных гимназий (16 – 18 лет) и на эфебов (18 – 20 лет). Послед- ние получали свое воспитание в лагере, но принимали также жи- вейшее участие в религиозных церемониях и общественных иг- рах. И «гимназисты», и эфебы уходили уже из-под влияния «пе- дагога» – того воспитателя, дядьки, который водил их в школу, но находились под присмотром государственных чиновников – педотриба и софрониста, из которых первый должен был следить за физическими упражнениями, а второй за нравственностью юношества. Гимназия брала на себя непосредственно лишь физи- ческое воспитание юношества, интеллектуальное и нравственное воспитание оно получало путем общения со взрослыми людьми, путем участия в прениях на площадях, участия в разговорах на пирах, путем посещения театральных представлений или зала су- дебных заседаний. Здесь жизнь в полном смысле слова делалась участницей воспитания, и чем дальше, тем эта жизнь становилась все более полной и интересной. Правда, не всегда она текла совершенно спокойно, не всегда она давала одни положительные влияния. Античность стала рассматривать общественное воспитание как основной способ формирования личности во имя не только со- хранения, но и преобразования общества. Социальное воспитание в эпоху средневековья. В начале I тыс. н.э. коренным образом меняется социокультурная ситуа- ция, когда на смену рабовладению приходит феодализм, а духов- ной доминантой жизни становится христианство. Христианское понимание человека, учет традиций воспитания раннехристиан- ских общин, в которых контакт между учеником и учителем не ограничивался школой, а охватывал сферы повседневной жизни (по образу отношений между Иисусом и его учениками) – все это сформировало основы христианской педагогики. Практика социального воспитания эпохи средневековья и Возрождения сильно отличалась от тех идей, которые провоз- глашались в философских трактатах. Сословно-корпоративное устройство средневекового общества предполагало наличие большого количества субкультур, групповых обычаев, традиций, норм воспитания, способов и методов обучения подрастающего поколения. Система образования подразумевала сословный уро- вень, в котором выделялись крестьянские, рыцарские, монаше- ские составляющие, и корпоративный уровень, который ориенти- ровался на обучение и воспитание ремесленников, купцов, уче- ных и т.д. Для женщин было предусмотрено только домашнее обучение, которое осуществлялось под строгим присмотром ма- тери или же в монастыре. Практика социальной педагогики в это время складывалась в условиях господства семейного и общинного воспитания. Ус- воение социальных норм начиналось с самого рождения. Средне- вековая деревня жила в аграрном циклическом ритме с чередой сменяющих друг друга поколений, вовлечения детей в процессы жизнедеятельности. Дети являлись частью окружающей приро- ды, всеобщих процессов рождения, взросления, старения и уми- рания. Они воспитывались на идеалах мифов и легенд, где люди с раннего детства совершают героические поступки. Идеалы хри- стианского деревенского воспитания стали основой для создания рыцарской культуры. Собственно педагогическая деятельность раннего средневековья совмещалась с духовной, светской или во- енной службой. Практическая направленность обучения выража- лась в формировании страха как начала премудрости. Мудрецы средневековья считали, что многознание – суетное любопытство, а главное состоит в неспешном и вдумчивом диалоге с божест- венно устроенным миром, с самим Богом. Строгость в обучении формировала уничтожение гордыни и приобретение опыта по- стижения христианской истины почитания и следования Господу. Человек должен стремиться к отрешению от страстей, порочных желаний и помыслов. В первых христианских школах готовили лишь к таинству крещения, полностью игнорируя мирские зна- ния. Отсюда – катехитический (вопросно-ответный) метод обу- чения. Религиозность, построенная на незыблемой священной традиции, предполагает некритичное отношение к обычаям, же- сткое соблюдение всех канонических правил и норм поведения. Средневековье выработало модель авторитарного патриархально- го воспитания, опиравшегося на традицию, авторитет, волю. Смысл средневекового образования сводился не к овладению суммой знаний, а к построению самого себя по образу Божию. Основным способом становилось ученичество: ученичество у Бо- га (монах, священник, послушник), ученичество у мастера (ре- месленник, ученый, военный), ученичество в семье. Особенно оно было принято в семьях торговцев и ремесленников. В ремес- ленной и торговой среде этот вид образования осуществлялся следующим образом: мастер брал к себе в обучение одного – двух учеников за определенную плату. Об умении мастера учить судили представители ремесленного или гильдейского цеха. Вы- учка у мастера давала возможность ученику по прохождении полного курса, продолжавшегося от 2 до 6 и более лет, работать подмастерьем до тех пор, пока он не заработает себе средств на открытие собственной мастерской. Таким образом, основное со- держание воспитания сводилось к освоению опыта жизнедея- тельности, т.е. организации социализации. Школы также имели ученический вид, так как отсутствова- ла строгая система и ученики перенимали знания и умения у учи- теля в непосредственном учении. Однако на протяжении всего средневековья школа способствовала социальному продвижению людей даже низкого происхождения. Вместе с тем образование служило и средством укрепления установившегося государствен- ного и церковного порядка. В условиях жесткого сословно-корпоративного разделения общества отдельную категорию составляли люди, не входившие ни в одну из социально значимых групп: бродяги, нищие, боль- ные, убогие, сироты. Отношение к таким людям было отрица- тельное, хотя христианское мировоззрение утверждало принципы милосердия и благотворительности по отношению к тем, кто на- ходится в нужде, скорби или болезни. Постепенно церковь использует милосердные принципы жизни для сохранения социального мира и сглаживания социаль- ных противоречий. Ценным является то, что апелляция к мило- сердию существовала не только на уровне проповеди, но и в ре- альной практической деятельности. Прежде всего, через распро- странение милостыни, а также создание отдельных убежищ для нуждающихся. Одни из самых ранних и известных – убежища для престарелых, госпиталь, странноприимный дом, богадельня для слабых, увечных и сирот, открытые в IV в. н.э. в Малой Азии Св. Василием Кесарийским. Например, богатые христиане как частные лица устраивают учреждения помощи. Известно, что в Константинополе были построены ксенодохии (странноприим- ные дома) Евбула, носокомии (больницы) Симеона Страннопри- имца. Помимо заведений такого профиля, существовали приюты для сирот, для престарелых. Их организация, финансирование осуществлялись непосредственно церковью. Источником для су- ществования этих учреждений стали как частные пожертвования, так и церковные доходы. Будучи крупнейшим собственником, церковь открывает специальные учреждения помощи отдельным категориям нуждающихся. Судя по источникам, первые воспита- тельные дома для брошенных детей появились при церквах в IV в. в Кесарии (Малая Азия) по инициативе епископа Василия Ке- сарийского. В 787 г. Подобное учреждение открывается при со- боре в Милане. Долгое время оно оставалось единственным в Ев- ропе, и лишь к XIV в. число воспитательных домов возрастает до 30. Эти учреждения занимались не только уходом за детьми- сиротами, но вели профилактическую работу: помогали матерям, предупреждая отказ от ребенка, передавали детей в семьи, пре- имущественно крестьянские, осуществляли контроль за их вос- питанием. И в дальнейшем многие детские приюты возглавля- лись священнослужителями. Наиболее активными участниками этого процесса становят- ся средневековые монашеские ордена – сообщества людей, доб- ровольно обрекающих себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющихся уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимым лишь путем самоотречения и удаления от мира. Как особое учреждение христианское монашество появи- лось в IV в. н.э. В VI в. происходят изменения в монастырских уставах, которые закрепляют основные обеты: нестяжание, цело- мудрие, повиновение и постоянство; значительное место было отведено также физическому труду и чтению. В XI – XIII вв. монашеские ордена разделились на традици- онные и обновленные. К первой группе относят ордена бенедик- тинцев, доминиканцев, кармелитов, которые занимались в основ- ном служением Богу молитвой, проповедью, соблюдением обе- тов. Вторую группу составили ордена тамплиеров, антонинов, иоаннитов, которые занимались практической деятельностью по уходу за больными. В целом католические ордена, по мнению Л.П. Карсавина [35], имели «специализацию» – оказание помощи отдельным категориям. Так, иоанниты и лазаристы поддержива- ли больных, беггарды и алексиане – умирающих, трентории спе- циализировались на выкупе пленных и т.д. Таким образом, бла- готворительная деятельность, осуществляемая церковью, форми- ровала содержание и формы адресной помощи. Церковь считала обязанной себя по велению Божьему защи- щать бедняков, вдов и сирот. Это проявлялось в решениях соборов – вселенских и поместных. Так, постановления Эльвирского собо- ра 306 г. и Антиохийского собора 341 г. дали право епископам распоряжаться имуществом церкви по своему усмотрению на ну- жды благотворительности. В результате этих и других постанов- лений до четверти церковных доходов употреблялось на культо- вые и благотворительные цели. Активная благотворительная дея- тельность церкви способствовала решению социальных проблем средневековой Европы, таких как голод, эпидемии. Страх голода, свойственный человеку, объясняет то, что практически все чудеса святых католической церкви связаны с едой, начиная с манны не- бесной (например, чудо св. Бенедикта, св. Якова и др.), объектом всех чудес являлся хлеб. Одной из неукоснительных забот церкви становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и пре- доставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания. В период позднего феодализма и зарождения раннебуржу- азных отношений соотношение между церковью и государством в ведущих европейских странах принципиально меняется. В кон- це средних веков церковно-монастырская система благотвори- тельности становится все менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Положение ухудшили эпидемии бу- бонной чумы, обострившие социальные проблемы. Толпы нищих представляли серьезную опасность для общества. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью. Воз- никла потребность в создании новой системы призрения, законо- дательно регулируемой государством.
|