Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МК ПДМНВ -78 и изменения к ней
Согласно ст. 1 Конвенции государства обязуются осуществлять ее положения и издавать законы, декреты, приказы и правила и принимать все другие меры, которые могут потребоваться для полного осуществления положений Конвенции в целях обеспечения того, чтобы с точки зрения охраны человеческой жизни и сохранения имущества на море, а также защиты морской среды моряки на судах имели надлежащую квалификацию и были способны выполнять свои обязанности. Конвенция применяется к морякам, работающим на морских судах, имеющих право плавания под флагом государства - стороны Конвенции, за исключением моряков, которые служат на военных кораблях, военно-вспомогательных судах или судах, используемых исключительно для правительственной службы. Однако государство должно обеспечить, чтобы лица, работающие на таких судах, отвечали, насколько это целесообразно и практически возможно, требованиям Конвенции. Конвенция также не применяется к морякам, работающим на рыболовных судах, прогулочных яхтах и деревянных судах примитивной постройки. Таким образом, получил признание тот факт, что специфика труда рыбаков требует разработки своего инструмента, регулирующего подготовку, дипломирование и несение вахты рыбаками. Вместе с тем при осуществлении контроля требования будут предъявляться и к судам, плавающим под флагом государства, не являющегося стороной Конвенции, для того, чтобы этим судам не создавать более благоприятные условия, чем судам, имеющим право плавать под флагом государства-стороны. Согласно Конвенции (ст. VI) дипломы капитанов, лиц командного или рядового состава выдаются тем кандидатам, которые к удовлетворению Администрации отвечают требованиям в отношении работы, возраста, состояния здоровья, подготовки, квалификации и экзаменов, установленных в Приложении к Конвенции. В исключительных случаях, если это не создает опасности для людей, имущества и окружающей среды, Администрация может выдавать льготное разрешение, позволяющее определенному моряку работать на определенном судне в течение определенного периода в должности, на занятие которой он не имеет соответствующего диплома. Условия выдачи льготного разрешения установлены в ст. VIII Конвенции. Дипломы капитанов и лиц командного состава подтверждаются Администрацией по установленной форме. Конвенция не запрещает сохранять существующие или применять иные методы теоретической и практической подготовки, специально учитывающие технический прогресс, особые типы судов и виды перевозок при условии, что опыт работы на судне, уровень знаний и квалификации в этих случаях обеспечивают степень безопасности на море и дают эффект в части предотвращения загрязнения по меньшей мере, эквивалентные требованиям Конвенции. Тем самым, было признано, что национальные системы подготовки моряков, к примеру, бывшего СССР или Голландии, которые значительно отличаются одна от другой, тем не менее соответствуют требованиям Конвенции при условии, что они обеспечивают достаточный уровень квалификации. При нахождении в портах суда подвергаются контролю, осуществляемому должностными лицами, с целью проверки того, что все работающие на них моряки, которые должны иметь дипломы или соответствующие льготные разрешения, их имеют. Эти дипломы должны признаваться, если нет очевидных оснований полагать, что диплом был получен незаконным путем или владелец диплома не является тем лицом, которому он был первоначально выдан. Более подробно о контроле судов в порту будет рассказано в Главе 14… В частности, такой контроль сводится не только к проверке наличия дипломов, но и к оценке способности моряков судна соблюдать порядок несения вахты. Условиями для осуществления контроля могут быть случаи, когда во время нахождения в порту или на подходах к порту имело место столкновение судна, посадка на мель или касание грунта; судно допустило сброс веществ, который согласно международным конвенциям, является незаконным, судно производило ошибочное или опасное маневрирование, не придерживалось навигационных знаков или системы разделения движения. Как указывалось нами выше в 1995 г. В МК были внесены изменения. Полностью переработано Приложение к Конвенции. Оно состоит из восьми глав: Глава I - Общие положения (Правило I/1 - Правило I/15); Глава II - Капитан и палубная команда (Правило II/1 - Правило II/4); Глава III - Машинная команда (Правило III/1 - Правило III/4); Глава IV - Радиосвязь и радиоспециалисты (Правило IV/1- Правило IV/2); Глава V - Требования к специальной подготовке персонала определенных типов судов (Правило V/1 - Правило V/2); Глава VI - Функции, относящиеся к аварийным ситуациям, охране труда, медицинскому уходу и выживанию (Правило VI/1 - Правило VI/4); Глава VII - Альтернативное дипломирование (Правило VII /1- Правило VII /3); Глава VIII - Несение вахты (Правило VIII/1 -Правило VIII/2). Соответствующие правила Приложения содержат только обязательные минимальные требования по дипломированию моряков. Все технические детали содержатся в Кодексе по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты, который состоит из двух частей: Часть А - Обязательные требования в отношении положений Приложения, и Часть Б - Рекомендуемое руководство в отношении положений Конвенции. Например, Статья Х Конвенции содержит основные положения о контроле при нахождении судна в портах; Правило I/4 Приложения уточняет объем этого контроля со стороны уполномоченных должностных лиц и приводит перечень недостатков, которые могут считаться представляющими опасность для жизни, имущества или окружающей среды. Должностные лица при определенных обстоятельствах могут осуществлять оценку способности моряков соблюдать порядок несения вахты. В Части А Кодекса, разделе А-I/4 уточняется процедура такой оценки, а в Части Б, разделе Б-I/4 приводится руководство относительно порядка контроля. То есть, установлено единство правовых норм: Статья Конвенции - Правило Приложения -Раздел Части А Кодекса - Раздел части Б Кодекса. Принципиальные изменения самого подхода содержатся в Правиле 1/7 Приложения - Представление информации. Согласно этому Правилу каждое государство должно направить доклад Генеральному секретарю ИМО о тех шагах, которые были предприняты для полной имплементации требований Конвенции. Доклад должен включать данные о правительственном органе, который несет ответственность за выполнение Конвенции; описание юридических и административных мер, которые были приняты, особенно для подготовки моряков; описание системы образования, подготовки, проверки, дипломирования; краткое описание курсов, программ, проверок, процедур одобрения подготовки и проверки, медицинской пригодности и т.д. Доклад рассматривается специальной группой экспертов и если будет подтверждена полная имплементация положений Конвенции, Генеральный секретарь направляет соответствующий доклад Комитету по безопасности на море, который устанавливает, что эти государства выполнили требования Конвенции. Государства, выполнившие эти требования, пополняют так называемый (неофициально) «белый список ИМО». После того, как список таких государств, системы подготовки в которых соответствуют требованиям Конвенции, был опубликован в 2001 г., начался следующий этап - заключение двусторонних соглашений между государствами о взаимном признании дипломов моряков. Украиной на начало 2002 г. заключены соглашения о взаимном признании дипломов со следующими странами: Антигуа и Барбуда (Департамент морских дел и торгового флота); Багамские острова (Морская администрация); Вануату (Морская администрация); Кипр (Министерство связи и труда); Нидерланды (Правительство Нидерландов); Панама (Морская администрация); Польша (Министерство транспорта и морской экономики); Сент Винсент (Морская администрация); Ямайка (Морская администрация). В разной степени завершения находятся переговоры с следующими национальными администрациями: Главным регистратором Судового регистра Барбадоса; Морской администрацией Дании (Центр моряков, рыбаков); Филиппинами (Совет по вопросам подготовки моряков, морского образования и регистра); Министерством общественных работ и транспорта Камбоджи; Директоратом торгового мореплавания Морской администрации Мальты; Морской администрацией Маршалловых островов (Отдел морских операций); Морской администрацией Германии; Морской администрацией Гонконга (Отдел сертификации моряков Морского департамента); Министерством морской торговли Греческой Республики (Отдел С Директората подготовки моряков); Администрацией Исламской Республики Иран (Генеральный директорат по вопросам стандартов подготовки и сертификации моряков); Бюро по морским вопросам Республики Либерия (Офис заместителя комиссара по морским вопросам); Министерством транспорта Российской Федерации; Морской и портовой администрацией Сингапура. Предложения о заключении такого соглашения направлены также и в другие страны. Один момент, впрочем, характеризует отношение к такой практике в США. США ответили отказом на предложение Украины о заключении подобного соглашения, мотивируя свой отказ внутренней политикой найма моряков только с американскими документами. Опубликование так называемого «Белого списка ИМО», о чём так много писалось в морской прессе Украины, имеет очень важную особенность, имеющую административно-правовую природу. Впервые ИМО получила определённые «полномочия» по удостоверению соответствия национальной системы подготовки моряков (и, соответственно, национальных дипломов) международным требованиям. Никогда прежде у ИМО не было таких полномочий. Более того, теперь у ИМО есть полномочия исключать государства из «Белого списка ИМО» в случае, если будет обнаружена неудовлетворительная имплементация требований Конвенции. Кстати, Международная федерация работников транспорта настаивает именно на усилении административных полномочий ИМО, стремясь получить действенный рычаг воздействия на морские администрации стран, которые не являются традиционно морскими. Впрочем, этот аспект правоотношений по поводу трудоустройства моряков и социально-бытовых условий труда моряков мы осветим в главе по международной конвенции МОТ.
|