Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Моряков и несения вахты (ЅТСW-78) с поправками
С началом своей деятельности (1959 г.) ИМО уделяла внимание не только безопасности судов и их оборудования, но и стремилась повысить профессиональный уровень работающих на них моряков. В 1960 г. на Международной конференции по безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС) была принята резолюция, которая призывала правительства стран-членов ИМО предпринять практические шаги с тем, чтобы образование, навыки и сноровка моряков в использовании средств навигации, судового оборудования и приборов были достаточно всесторонними и соответствовали современному уровню. В 1964г. руководящие органы ИМО и МОТ образовали объединенный комитет по профессиональной подготовке моряков, который разработал Руководство, касающееся образования и практических навыков капитанов, офицеров и рядового плавсостава в использовании судовых устройств, влияющих на безопасность на море. Этот документ дополнялся и изменялся в 1975, 1977, 1985 г. Несмотря на очевидную полезность Руководства, ИМО в 1971 г. приняла решение о подготовке Международной конференции, чтобы на ней обсудить и принять Конвенцию по вопросам подготовки, дипломирования моряков и несения вахты на судне. Конференция, в которой приняли участие представители 72 государств, состоялась в 1978 г. и приняла одну из важнейших для безопасности судоходства Международную конвенцию — (SТСW), 1978. Это была первая попытка установить общий для всех морских государств минимум профессиональных стандартов для моряков. Прежде такие стандарты устанавливались правительствами отдельных стран, обычно без учета аналогичной практики других государств. В результате стандарты и процедуры профессиональной подготовки моряков широко варьировались, хотя судоходство — наиболее интернациональный из всех видов мировой индустрии. Цель конвенции 1978 г. — поднять стандарты качества подготовки моряков во всем мире до приемлемого уровня. Конвенция ПДНВ-78 вошла в силу 28 апреля 1984 г. Ее участниками стали 114 государств, суммарный флот которых составил 95% мирового тоннажа. Предполагалось, что повсеместное применение ПДНВ обеспечит достаточную компетенцию капитанов и членов экипажа морских судов под флагами разных стран и их безопасную эксплуатацию в результате эффективного несения вахты. Однако, как показала практика судоходства в 80-е гг., несмотря на широкое применение на флоте, конвенция не достигла своей цели. Аварийность судов попрежнему оставалась значительной, роль «человеческого» фактора в авариях и катастрофах на море по разным оценкам составляла от 60 до 80%. Главной причиной малой эффективности Конвенции было отсутствие в ней четко обозначенных обязательных стандартов компетентности. Их толкование и установление поручалось Администрации стран-участниц, каждая из которых делала это по своему усмотрению. В результате в морском сообществе использовались разные стандарты в отношении профессиональной подготовки моряков, несения вахты, многие из них не в полной мере соответствовали требованиям Конвенции. Слабо обученные, некомпетентные члены экипажа допускали промахи, ошибки, не имели необходимых навыков в обслуживании и использовании сложной судовой техники, что приводило к авариям, травмам, гибели судов. Проверки показали, что дипломы моряков не могли далее служить доказательством их достаточной компетентности и пригодности к выполнению определенных служебных обязанностей. Вместе с тем государство, выдавшее своим гражданам такие дипломы, не несло ответственности за уровень их профессиональной подготовки. Кроме того, с момента принятия ПДНВ-78 в мировом торговом флоте произошли большие изменения. Уменьшилась численность экипажей судов, ускорились рейсообороты, появились многонациональные экипажи с разным уровнем квалификации моряков. Флот традиционных морских государств начал уменьшаться, и главные источники пополнения квалифицированных кадров плавсостава (из развитых стран мира) тоже. Подверглось изменениям традиционное распределение обязанностей и ответственности на судах, появились высокоавтоматизированные, скоростные, специализированные суда, требующие специфических знаний и навыков обслуживания. Потеря доверия к Конвенции — 78, возрастающая роль «человеческого» фактора в авариях на море вызвали серьезную критику Конвенции ПДНВ, обусловили необходимость ее пересмотра. С целью приведения Конвенции в соответствие с современными условиями и требованиями судоходства ИМО провела большую подготовительную работу, в которой принимали участие представители многих государств, международные морские организации, научные учреждения. В июле 1995 г. в Лондоне собралась Дипломатическая конференция стран—участниц Конвенции и утвердила поправки к ней и одноименный Кодекс (ЅТСW Соdе), в который вошло большинство технических требований и правил. Таким образом, в настоящее время имеется Конвенция ПДНВ-78 с приложениями с внесенными в них поправками (вошла в силу с 1 февраля 1997 г.) и Кодекс ПДНВ, содержащий основные требования и стандарты в отношении подготовки моряков и несения вахты. Приложения к Конвенции 1978 г. с поправками содержат 8 глав, каждая из которых состоит из правил, определяющих принципы и порядок профессиональной подготовки моряков, обязательные минимальные требования для дипломирования лиц командного и рядового состава, порядок контроля государствами порта за применением Конвенции при подготовке моряков на судах; медицинские требования к состоянию здоровья моряков, использование тренажеров и др. Важным условием Конвенции является предоставление информации от государств в ИМО о качестве подготовки морских специалистов и контроле за их профессиональным уровнем в этих государствах; установлено требование периодического подтверждения диплома. Кодексом установлены критерии, по которым эксперты судят, может или нет, кандидат на подтверждение диплома выполнять обязанности и нести ответственность в соответствии с перечисленным минимумом знаний для занятия соответствующей должности на судах. Кодекс ПДНВ-95 состоит из двух частей — А (обязательные правила и стандарты) и В (рекомендательная часть). В части А Кодекса приведен минимальный перечень знаний и умений, при наличии которых кандидат имеет право получить соответствующий рабочий диплом (сертификат) и занимать на судне определенную должность. Приводится также подробная методика оценки знаний. Установлены три уровня ответственности — (деятельности): 1. Уровень управления — для выполнения обязанностей капитана судна, его старшего помощника, старшего механика, второго механика и других должностей, охватывающих все функции управления или отдельную область управления на действующем судне. 2. Операторский уровень—для выполнения обязанностей вахтенного офицера на навигационном мостике или в машинном отделении. 3. Уровень поддержки (вспомогательный), которым оценивают всех членов экипажа, не соответствующих первым двум уровням. Предложен функциональный подход к оценке обучения и компетентности моряков. Определены 7 функций в области эксплуатации, управления и материально-технического обслуживания судна: 1. Судовождение. 2. Грузовые операции. 3. Обслуживание силовой установки и механизмов. 4. Обслуживание электрических и электронных систем и приборов. 5. Связь. 6. Техническое обслуживание и ремонт. 7. Управление судовыми операциями и забота о людях на борту. В разделе А-П/1 изложен обязательный минимум компетентности вахтенных помощников капитана судов полным водоизмещением 500 т и более. Стандарты компетентности приведены в форме таблиц, в которых перечислены необходимые знания, понятия и навыки, методы, которыми следует их продемонстрировать, а такжекритерии оценки квалификации. В обязательный минимум знаний входят основные принципы несения навигационной вахты, а также соответствующие рекомендации, изложенные в части В Кодекса. Аналогично изложены требования в отношении профессиональной подготовки вахтенных механиков (раздел А-Ш/1). В разделе А-1/16 приводятся требования к обеспечению подготовки моряка вновь прибывшего на судно. Указывается, что каждый моряк, нанятый на судно, должен иметь возможность для ознакомления с судовым оборудованием, операторскими процедурами и другими устройствами, необходимыми для выполнения им своих обязанностей. В разделе'А-1/13 изложены требования к методике подготовки моряков на тренажерах и методика оценки знаний и умений, полученных в результате такой подготовки. Определены области обязательной подготовки на тренажерах для морских офицеров. Глава XII Кодекса посвящена вопросам выдачи альтернативных дипломов, дающих право равноценно выполнять обязанности вахтенных помощников капитана и/или вахтенных механиков. Каждый кандидат на получение такого диплома должен овладеть квалификацией, определенной Кодексом для вахтенного помощника и вахтенного механика, и иметь стаж морской службы не менее одного года, в том числе не менее 6 месяцев работы в машинном отделении и не менее 6 месяцев несения вахты на навигационном мостике. В главе VIII Кодекса изложены основные принципы несения вахты на навигационном мостике, в машинном отделении и в радиорубке при плавании судна в море, нахождении на якорной стоянке и в порту. Указывается на необходимость обеспечения на судне достаточного (не менее 4-часового) отдыха для членов экипажа, назначенных на вахту, и контроля за состоянием вахтенных — в отношении употребления алкоголя или наркотиков. Часть В Кодекса представляет собой рекомендуемое руководство относительно положений Конвенции ПДНВ и приложения к ней. Она предназначена для оказания участникам Конвенции и тем, кто отвечает за ее выполнение, содействия в полном и единообразном осуществлении Конвенции. Ожидается, что применение Конвенции ПДНВ с внесенными дополнениями и поправками 1995 г. (особенно в отношении информирования ИМО о действиях правительств по выполнению требований Кодекса ПДНВ) существенно повысят эффективность Конвенции 78/95 и ее положительное воздействие на безопасность мирового судоходства. В настоящее время более 120 государств мира, готовящих кадры плавсостава для торгового флота, подтвердили соответствие систем подготовки моряков требованиям Конвенции и Кодекса ПДНВ и включены ИМО в «Белый список». Дипломы выпускников этих учебных заведений признаются другими государствами и позволяют офицерам работать на судах под любыми флагами.
|