![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Идейно-художественное своеобразие творчества Франца Кафки. Роман «Замок» и новелла «Превращение».
Франц Кафка (Прага, Австро-Венгрия, 1883 – Кирлинг, Первая Австрийская республика, 1924) Биографические сведения: Родился в семье пражского торговца галантерейными товарами Германа Кафки. В 1901 по окончании гимназии поступил на юридическое отделение Карлова университета; посещал лекции А. Эйнштейна, к тому времени уже опубликовавшего первую часть теории относительности. Получил степень доктора права. Служил чиновником в страховом ведомстве, преимущественно занимался страхованием от несчастных случаев на производстве. В 1917 г. у Кафки были обнаружены симптомы туберкулеза. Вышел на пенсию по болезни в 1922 г. Умер в санатории под Веной. Похоронен в Праге. Главным делом жизни считал литературу, «оправдывающую всё его существование».
Основные произведения: 1. Изданные при жизни: Сборник «Наблюдение» (1913); Сборник «Сельский врач» (1919); Сборник «Голодарь» (1924); Рассказы «Приговор», «Кочегар» (1913), «Превращение» (1916); «В исправительной колонии» (1919). 2. Изданные посмертно: Роман «Америка» (не закончен); Роман «Процесс» (не закончен); Роман «Замок» (не закончен); Сборник «На строительстве Китайской стены». Афоризмы: · У меня нет интереса к литературе, литература - это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу. · Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца. · Если я обречен, то обречен не только на смерть, но обречен и на сопротивление до самой смерти. · Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно. · Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей. · Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги. · Смысл жизни в том, что она имеет свой конец. · Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение · Только люди, пораженные одинаковым недугом, понимают друг друга. · Все человеческие ошибки суть нетерпение, преждевременный отказ от методичности, мнимая сосредоточенность на мнимом деле. · Первый признак начала познания — желание умереть. · Есть цель, но нет пути; то, что мы называли путем, — это промедление. · Тот факт, что нет ничего другого, кроме духовного мира, отнимает у нас надежду и дает нам уверенность. · Моя тюремная камера — моя крепость. · Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге. Понятия, которые необходимо усвоить при изучении темы: Абсолютное начало Абсурд Алогизм Деталь Предположительность повествования Прием «убывания личности» Символ Сновидение Притча «Кафкианский эффект» Прием «деформации пространства».
Вопросы и задания:
1. Прочитайте работы А. Камю, Л. Копелева, М. Брода, М. Бланшо и Ю. Манна и др. Заполните таблицу:
2. Прочитайте притчи «Бегущие мимо» и «Прометей». Прокомментируйте, как в этих произведения реализуется принцип «предположительности повествования».
«Бегущие мимо»
Когда мы ночью идем по улице, а навстречу нам бежит человек, - он виден уже издалека, ибо улица перед нами идет в гору и луна полная, - мы не схватим его, даже если он слаб и оборван, даже если кто-то бежит за ним и кричит, нет, мы позволим ему бежать дальше. Ведь сейчас ночь, и не наше дело, что улица перед нами идет в гору при полной луне, к тому же, может быть, эти двое устроили гонку для собственной забавы, может быть, оба преследуют третьего, может быть, первого преследуют ни за что, может быть второй хочет убить его и мы окажемся совиновны в убийстве, может быть эти двое понятия не имеют друг о друге и просто каждый на свой страх бежит к своей постели, может быть, это лунатики, может быть, первый вооружен. И наконец, разве мы не могли устать, разве не выпили так много вина? Мы рады, что и второго уже не видим. (перевод С.Апта)
«Прометей»
О Прометее существует четыре предания. По первому, он предал богов людям и был за это прикован к скале на Кавказе, а орлы, которых посылали боги, пожирали его печень, по мере того как она росла. По второму, истерзанный Прометей, спасаясь от орлов, все глубже втискивался в скалу, покуда не слился с ней вовсе. По третьему, прошли тысячи лет, и об его измене забыли — боги забыли, орлы забыли, забыл он сам. По четвертому, все устали от такой беспричинности. Боги устали, устали орлы, устало закрылась рана. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Остались необъяснимые скалы... Предание пытается объяснить необъяснимое. Имея своей основой правду, предание поневоле возвращается к необъяснимому.
(перевод С.Апта) 3. Прочитайте новеллу «Превращение», статьи В. Набокова («Превращение» Франца Кафки) и В. Белоножко («Превращение Владимиром Набоковым «Превращения» Франца Кафки») и ответьте на вопросы:
А) каковы особенности сюжетной организации новеллы? Какую роль играет прием «абсолютного начала» повествования? Какую сцену можно считать кульминацией? Б) какой комплекс характерных для Кафки мотивов реализован в образе Грегора Замзы? Как решается героем проблема смысла жизни? В) как меняется герой в процессе метаморфозы (выделите основные этапы превращения)? С помощью каких приемов раскрывается образ Грегора (прокомментируйте прием «убывания личности»)? Г) какая метаморфоза происходит с семьей героя? Объясните смысл этого превращение на примерах отца, матери, Греты. Д) как выражается в новелле авторская позиция? Как вы понимаете смысл заглавия? Предложите свой вариант формулировки идеи произведения.
4. Прочитайте роман «Замок», дайте ответы на вопросы:
А) какую роль в сюжетной организации романа играет мотив Пути и образ дороги? Каков идейный смысл противопоставления Замка и Деревни, персонажей, представляющих эти пространства? Как в романе работает прием «деформации пространства»? Какова его идейная нагрузка? Б) почему Кафка лишает землемера К. предыстории? Как это связано с экзистенциальной проблематикой романа? В) какую роль в судьбе героя играют Амалия и Фрида? Г) какова сюжетная и идейная нагрузка образа г-на Кламма? Д) какая интерпретация образа замка соответствует вашим представлениям (Т. Адорно: Замок - воплощение образа тоталитарной власти; М. Брод: Замок – символ Благодати; П. Вайль: Замок – воплощение представления о недостижимости Идеала)? Обоснуйте ответ.
5. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой:
Другие уводят любимых, — Какие переклички с творчеством Ф. Кафки в нем можно обнаружить? Как реализуется в творчестве Ф. Кафки тема наказания без вины? Каков смысл проведенной в стихотворении параллели между Францем Кафкой и Чарли Чаплином? 6. Какие афоризмы Ф. Кафки, на ваш взгляд, наиболее точно характеризуют его мировоззрение? Литература: 1. Белоножко В. Превращение Владимиром Набоковым «Превращения» Ф. Кафки [Электронный ресурс] / В. Белоножко. – Режим доступа: http: // kafka.ru. 2. Белоножко В. Три саги о незавершенных романах Франца Кафки [Электронный ресурс] / В. Белоножко. – Режим доступа: http: // kafka.ru. 3. Бланшо М. От Кафки к Кафке / М. Бланшо. – Москва: Логос, 1998. – 240 с. 4. Брод М. О Франце Кафке / М. Брод. – Санкт-Петербург: Академический проект, 2000. – 512 с. 5. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма / Д. Затонский. - Москва: Высшая школа, 1972. – 136 с. 6. Зарубежная литература ХХ века: практикум / сост. Н.П. Михальская и Л.В.Дудова. – Москва: Флинта: Наука, 1999. – С. 104 – 118. 7. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки [Электронный ресурс] / А. Камю. – Режим доступа: http: // kafka.ru. 8. Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки / А. Карельский // Иностранная литература. – 1995. - № 8. – С. 241-248. 9. Копелев Л. У пропасти одиночества. Ф. Кафка и проблемы современного субъективизма [Электронный ресурс] / Л. Копелев. – Режим доступа: http: // kafka.ru. 10. Манн Ю. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь) [Электронный ресурс] / Ю. Манн. – Режим доступа: http: // kafka.ru. 11. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / В. Набоков. – Москва: Издательство Независимая газета, 2000. – 512 с. 12. Старобински Ж. Грёза как архитектор [Электронный ресурс] / Ж. Старобински. – Режим доступа: http: // fege.narod.ru.
Кафка в кино:
|