Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ






Улетали лётчики искать врага.

Затянуло к вечеру туманом берега.

Кто-то не вернулся, кого-то не нашли...

Не поставишь на море ни крестов, ни плит.

 

Желтая пустыня — глухие пески.

Тихий ветер к вечеру плачет от тоски.

Ночью в чёрном небе звёздный перезвон.

Тихо звёзды катятся на песчаный склон.

 

Если плакать хочется — уснуть нелегко.

Мальчик в одиночестве бродит средь песков:

Может, сказка сбудется, может, сводка врёт,

Может, снова спустится взрослый самолёт.

 

И пойдут, как прежде — рука в руке —

Лётчик и мальчишка к голубой реке.

И одно тревожит их: к звёздам путь далёк,

Не сломал бы ветер там тонкий стебелёк.

 

(А из синей чащи, где тени сплелись,

Смотрит одичавший рыжий старый лис.)

 

1971 г.

 

Какие проекции биографии А. де Сент-Экзюпери и образной системы сказки «Маленький принц» вы в нем обнаружили?

 

Практическое занятие № 12 (2 часа)

Тема: Итальянская литература. «Семиотический» роман Умберто Эко «Имя розы»: проблематика и поэтика

Умберто Эко (родился в 1932, Алессандрия, Италия)

 

Биографические сведения:

Родился в Алессандрии (недалеко от Турина). В 1954 году окончил Туринский университет, изучал средневековую философию и литературу. Работал на телевидении, обозревателем газеты «Эспрессо», преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Турина, Милана, Флоренции. Профессор Болонского университета. Кавалер французского офицерского Ордена Почётного легиона (2003).

 

Афоризмы:

· Повсюду искал я покоя и в одном лишь месте обрел его – в углу, с книгою.

· Когда совершенство достигнуто, дальше двигаться невозможно.

· Сегодня мы, как никогда раньше понимаем, что культура - это как раз то, что остается, когда все остальное забыто.

· Книга - как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучше уже не придумаешь.

· Логика может дать огромную пользу лишь при одном условии: вовремя прибегать к ней и вовремя из нее убегать.

· Все всегда рождаются не под своей звездой, и единственная возможность жить по-человечески — это ежедневно корректировать свой гороскоп.

· Для каждой сложной проблемы имеется простое решение, и это решение неправильное.

· Поликультурное общество должно воспитывать своих граждан в духе познания, признания и приятия различий, а не в духе незнания различий.

· Пусть я не знаю, что такое «правота», но тут я прав.

 

Понятия, которые нужно усвоить при изучении темы:

Авторская маска

Герой-идеолог

Детектив

Жанровая разновидность

Исторический роман

Карнавал

Открытое произведение

Семиотический роман

Философский роман

 

Основные произведения:

Романы

«Имя розы» (1980)

«Маятник Фуко» (1988)

«Остров накануне» (1994).

«Баудолино» (2000).

«Таинственное пламя царицы Лоаны» (2004).

«Пражское кладбище» (2010).

 

Научные и научно-популярные работы:

«Эволюция средневековой эстетики» (1959).

«Открытое произведение» (1962).

«Отсутствующая структура. Введение в семиологию» (1968).

«Как написать дипломную работу» (1977).

«Роль читателя. Исследования по семиотике текста» (1979).

«Заметки на полях «Имени Розы» (1983)

«Искусство и красота в средневековой эстетике» (1987).

«Поиски совершенного языка в европейской культуре» (1993)

«Пять эссе на темы этики» (1997).

 

Литература:

Игнатова С. А. Полифония и постмодернизм в романе У. Эко «Имя розы» [Электронный ресурс] / С. А. Игнатова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru.

Лотман Ю. М. Выход из лабиринта [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман. – Режим доступа: https://www.philology.ru.

Рейнгольд С. «Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко [Электронный ресурс] / С. Рейнгольд. – Режим доступа: https://www.ecoumberto.net.ru.

Свердлов М. Постмодернизм: «Имя розы» [Электронный ресурс] / М. Свердлов. – Режим доступа: https://lit.1september.ru.

Суини М. Обзор романа У. Эко «Имя розы» [Электронный ресурс] / М. Суини. – Режим доступа: https://www.krotov.info.

Усманова А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации /А. Р. Усманова — Минск: Пропилеи, 2000. – 200 с.

Щербитко А.В. Роман У. Эко «Имя розы» – традиции и постмодернизм [Электронный ресурс] / А. В. Щербитько. – Режим доступа: https://mggu-sh.ru.

Эко У. Заметки на полях «Имени розы» [Электронный ресурс] / У. Эко. – Режим доступа: https://philosophy.ru.

 

Вопросы и задания:

1. В качестве заглавия автор рассматривал варианты «Аббатство преступлений» и «Адсон из Мелька». Как он объясняет, почему выбрал «Имя розы»? Как вы понимаете объяснение автора по этому поводу: «роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет»?

2. В каких известных вам литературных произведениях использовался прием мнимого автора и таинственной рукописи?

3. Как в каждой жанровой разновидности романа реализуется концепция «открытого произведения»? Какие черты детективы вы видите? Отсылки к каким историческим событиям можно обнаружить в тексте (дайте историческую справку о францисканцах и бенедиктинцах, о Михаиле Чезенском, Марсилии Падуанском, Уильяме Оккаме и Роджере Бэконе)? Можно ли назвать Вильгельма и Хорхе героями-идеологами (см. их дискуссию о смехе, представления об истине)? Как вы понимаете слова Венанция «смех – серьезная вещь»? Почему вслед за Ю. М. Лотманом, Вильгельма Баскервильского можно назвать «семиотиком XIV века», «семиотиком до семиотики»? Какие знаковые системы используются в романе? Покажите, как их расшифровывает Вильгельм (сон Адсона). Аргументируйте свои ответы.

4. Для чего автор вводит в текст романа схему аббатства? распорядок дня монахов?

5. Как связаны первая и последняя строчки романа (сильные позиции текста): «В начале было Слово» и «Stat rosa pristina nomine, nomina nuda tenemus» («Роза остается именем, имена – единственное, чем нам дано обладать»).

6. Какие значения образа Библиотеки вы можете определить?

7. Какие идейно-эстетические принципы постмодернистской культуры нашли отражение в этом романе?

 

Прочитайте работу Ю. М. Лотмана «Выход из лабиринта». Дайте ответы на вопросы: как реализуется в романе прием игры с читательским ожиданием? какие авторские маски представлены в тексте? для чего используется этот прием? какие смысловые пласты романа выделяет исследователь? как комментирует каждый из них? почему образ лабиринта назван эмблемой романа? какую роль в сюжете романа играют поиски второй книги «Поэтики» Аристотеля? как вы понимаете слова «текст является генератором реальности»? как представлены в романе символ целостности и символ расчленения? для чего нужно противопоставление этих понятий? как выражена в романе антитезы «догма / творчество»? как выражено в романе карнавальное начало? Почему Лотман называет «Имя розы» романом о Слове? Опираясь на текст статьи, дайте определение понятия «семиотический роман» (письменно).

 

Умберто Эко в кино:

1986 Имя розы (Франция, Италия, ФРГ,) - режиссер Жан-Жак Анно. В роли Вильгельма Баскервильского – Шон О’Коннери, в роли Адсона - Кристиан Слейтер, в роли Хорхе – Федор Шаляпин-младший.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.