Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ






    Улетали лётчики искать врага.

    Затянуло к вечеру туманом берега.

    Кто-то не вернулся, кого-то не нашли...

    Не поставишь на море ни крестов, ни плит.

     

    Желтая пустыня — глухие пески.

    Тихий ветер к вечеру плачет от тоски.

    Ночью в чёрном небе звёздный перезвон.

    Тихо звёзды катятся на песчаный склон.

     

    Если плакать хочется — уснуть нелегко.

    Мальчик в одиночестве бродит средь песков:

    Может, сказка сбудется, может, сводка врёт,

    Может, снова спустится взрослый самолёт.

     

    И пойдут, как прежде — рука в руке —

    Лётчик и мальчишка к голубой реке.

    И одно тревожит их: к звёздам путь далёк,

    Не сломал бы ветер там тонкий стебелёк.

     

    (А из синей чащи, где тени сплелись,

    Смотрит одичавший рыжий старый лис.)

     

    1971 г.

     

    Какие проекции биографии А. де Сент-Экзюпери и образной системы сказки «Маленький принц» вы в нем обнаружили?

     

    Практическое занятие № 12 (2 часа)

    Тема: Итальянская литература. «Семиотический» роман Умберто Эко «Имя розы»: проблематика и поэтика

    Умберто Эко (родился в 1932, Алессандрия, Италия)

     

    Биографические сведения:

    Родился в Алессандрии (недалеко от Турина). В 1954 году окончил Туринский университет, изучал средневековую философию и литературу. Работал на телевидении, обозревателем газеты «Эспрессо», преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Турина, Милана, Флоренции. Профессор Болонского университета. Кавалер французского офицерского Ордена Почётного легиона (2003).

     

    Афоризмы:

    · Повсюду искал я покоя и в одном лишь месте обрел его – в углу, с книгою.

    · Когда совершенство достигнуто, дальше двигаться невозможно.

    · Сегодня мы, как никогда раньше понимаем, что культура - это как раз то, что остается, когда все остальное забыто.

    · Книга - как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучше уже не придумаешь.

    · Логика может дать огромную пользу лишь при одном условии: вовремя прибегать к ней и вовремя из нее убегать.

    · Все всегда рождаются не под своей звездой, и единственная возможность жить по-человечески — это ежедневно корректировать свой гороскоп.

    · Для каждой сложной проблемы имеется простое решение, и это решение неправильное.

    · Поликультурное общество должно воспитывать своих граждан в духе познания, признания и приятия различий, а не в духе незнания различий.

    · Пусть я не знаю, что такое «правота», но тут я прав.

     

    Понятия, которые нужно усвоить при изучении темы:

    Авторская маска

    Герой-идеолог

    Детектив

    Жанровая разновидность

    Исторический роман

    Карнавал

    Открытое произведение

    Семиотический роман

    Философский роман

     

    Основные произведения:

    Романы

    «Имя розы» (1980)

    «Маятник Фуко» (1988)

    «Остров накануне» (1994).

    «Баудолино» (2000).

    «Таинственное пламя царицы Лоаны» (2004).

    «Пражское кладбище» (2010).

     

    Научные и научно-популярные работы:

    «Эволюция средневековой эстетики» (1959).

    «Открытое произведение» (1962).

    «Отсутствующая структура. Введение в семиологию» (1968).

    «Как написать дипломную работу» (1977).

    «Роль читателя. Исследования по семиотике текста» (1979).

    «Заметки на полях «Имени Розы» (1983)

    «Искусство и красота в средневековой эстетике» (1987).

    «Поиски совершенного языка в европейской культуре» (1993)

    «Пять эссе на темы этики» (1997).

     

    Литература:

    Игнатова С. А. Полифония и постмодернизм в романе У. Эко «Имя розы» [Электронный ресурс] / С. А. Игнатова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru.

    Лотман Ю. М. Выход из лабиринта [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман. – Режим доступа: https://www.philology.ru.

    Рейнгольд С. «Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко [Электронный ресурс] / С. Рейнгольд. – Режим доступа: https://www.ecoumberto.net.ru.

    Свердлов М. Постмодернизм: «Имя розы» [Электронный ресурс] / М. Свердлов. – Режим доступа: https://lit.1september.ru.

    Суини М. Обзор романа У. Эко «Имя розы» [Электронный ресурс] / М. Суини. – Режим доступа: https://www.krotov.info.

    Усманова А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации /А. Р. Усманова — Минск: Пропилеи, 2000. – 200 с.

    Щербитко А.В. Роман У. Эко «Имя розы» – традиции и постмодернизм [Электронный ресурс] / А. В. Щербитько. – Режим доступа: https://mggu-sh.ru.

    Эко У. Заметки на полях «Имени розы» [Электронный ресурс] / У. Эко. – Режим доступа: https://philosophy.ru.

     

    Вопросы и задания:

    1. В качестве заглавия автор рассматривал варианты «Аббатство преступлений» и «Адсон из Мелька». Как он объясняет, почему выбрал «Имя розы»? Как вы понимаете объяснение автора по этому поводу: «роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет»?

    2. В каких известных вам литературных произведениях использовался прием мнимого автора и таинственной рукописи?

    3. Как в каждой жанровой разновидности романа реализуется концепция «открытого произведения»? Какие черты детективы вы видите? Отсылки к каким историческим событиям можно обнаружить в тексте (дайте историческую справку о францисканцах и бенедиктинцах, о Михаиле Чезенском, Марсилии Падуанском, Уильяме Оккаме и Роджере Бэконе)? Можно ли назвать Вильгельма и Хорхе героями-идеологами (см. их дискуссию о смехе, представления об истине)? Как вы понимаете слова Венанция «смех – серьезная вещь»? Почему вслед за Ю. М. Лотманом, Вильгельма Баскервильского можно назвать «семиотиком XIV века», «семиотиком до семиотики»? Какие знаковые системы используются в романе? Покажите, как их расшифровывает Вильгельм (сон Адсона). Аргументируйте свои ответы.

    4. Для чего автор вводит в текст романа схему аббатства? распорядок дня монахов?

    5. Как связаны первая и последняя строчки романа (сильные позиции текста): «В начале было Слово» и «Stat rosa pristina nomine, nomina nuda tenemus» («Роза остается именем, имена – единственное, чем нам дано обладать»).

    6. Какие значения образа Библиотеки вы можете определить?

    7. Какие идейно-эстетические принципы постмодернистской культуры нашли отражение в этом романе?

     

    Прочитайте работу Ю. М. Лотмана «Выход из лабиринта». Дайте ответы на вопросы: как реализуется в романе прием игры с читательским ожиданием? какие авторские маски представлены в тексте? для чего используется этот прием? какие смысловые пласты романа выделяет исследователь? как комментирует каждый из них? почему образ лабиринта назван эмблемой романа? какую роль в сюжете романа играют поиски второй книги «Поэтики» Аристотеля? как вы понимаете слова «текст является генератором реальности»? как представлены в романе символ целостности и символ расчленения? для чего нужно противопоставление этих понятий? как выражена в романе антитезы «догма / творчество»? как выражено в романе карнавальное начало? Почему Лотман называет «Имя розы» романом о Слове? Опираясь на текст статьи, дайте определение понятия «семиотический роман» (письменно).

     

    Умберто Эко в кино:

    1986 Имя розы (Франция, Италия, ФРГ,) - режиссер Жан-Жак Анно. В роли Вильгельма Баскервильского – Шон О’Коннери, в роли Адсона - Кристиан Слейтер, в роли Хорхе – Федор Шаляпин-младший.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.