Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творческая история⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43
Творческая история – процесс создания литературного произведения – от замысла к воплощению, к окончательному тексту, а также научное описание этого процесса. Методы литературоведения, включающие в себя исторический подход к литературе, предполагают знание хотя бы некоторых основных фактов творческой истории. Знание исторического контекста помогает понять творчества писателя в целом и оценить достоинства данного произведения. Родословная произведений – предмет многочисленных исследований литературоведческих школ 19в., сосредоточенных по преимуществу на вопросах широко понимаемого генезиса произведений и эволюции литературы. Независимо от того, возводилось ли произведение в конечном счете к мифу, к историческому событию или легенде, - в центре внимания мифологической (братья Гримм), культурно-исторической (И. Тэн, А. Пыпин), сравнительно-исторической (Т. Бенфей, А. Веселовский) школ оставалась фольклорная, литературная традиция, а не творческая воля автора. Для понимания своеобразия произведения важно знать традицию, в частности жанровую. Как подчеркивал Бахтин, считавший именно жанры «главным героем» литературы, «произведения уходят своими корнями в далекое прошлое». Творческая история – лишь часть генезиса произведения: работе автора над данным текстом предшествует работа Времени над многими его элементами. Поэтому творческую историю произведения следует отграничивать от более широкого понятия его генезиса. Интерес к «личному творчеству» выдвигает на первый план творческую индивидуальность автора и соответственно историю созданного им произведения, источники которого могли быть разнородными, часто заимствованными (вспомним русскую литературу 18 в.). Важное значение творческой истории придавала в 19 веке психологическая школа в российском литературоведении и биографическое направление в западном. В 20 веке под воздействием идей З.Фрейда многие биографические исследования являются одновременно психоаналитическими. Редукционизм другого рода был свойствен ученым социологической школы Ф. Переверзева: в основе лежал исследовательский путь через поэтический текст к «бытию» класса. Согласно теории формальной школы, произведение является автоновным, независимым от биографии его создателя. Исследователи изучают имманентные свойства текста, оставляя в стороне историю его создания, биографию автора. В советском литературоведении 1920-х годов творческая история произведения как тип научного исследования получила подробное обоснование в работах Н.К. Пиксанова. Методология творческой истории, по его мнению, должна была объединить приемы культурно-исторической школы с методикой формального подхода, т.е. рекомендовалось привлекать как биографию писателя, различные типы комментариев (литературный, реальный, исторический), так и исследовать эволюцию языка произведения, его стиха, метрики, сюжета, композиции. Выдвижение Пиксановым нового метода объяснялось тем, что к этому времени в отечественном литературоведении наметился кризис: абсолютизация культурно-исторического метода приводила к тому, что литературе отводилась роль иллюстрации общественной жизни. Реакцией на такое принижение искусства явился формальный метод. А Пиксанов объединил, молодечик. Но творческую историю можно рассматривать и в более широком контексте генезиса произведения вообще, в контексте исторической поэтики. Речь идет уже не столько о прототипах в жизни и в литературе, сколько об архетипах. Для Пиксанова творческая история была прежде всего историей текста, а также выявлением жизненных и литературных фактов, имевших непосредственное влияние на писателя и его произведения. Опыт такого толкования представлен им в книге «Творческая история «Горя от ума». Воссоздание творческой истории тесно связано с текстологией и обязательно опирается на ее данные. Поэтому возникает вопрос о соотношении и разграничении задач творческой истории и текстологии, изучающей те же материалы. Текстология, прослеживая историю формирования текста, обосновывая основной текст и сопровождая его необходимым реально-историческим комментарием, представляет его как образец, эталон для тиражирования. Творческая история, опираясь на историю текста, в идеале дает историю создания всего произведения в целом.
Порою трудно определить, что относится к творческой истории, а что к текстологии, атрибуции, лингвистической стилистике. Решающим здесь Пиксанов считал присутствие в труде, претендующем на творческую историю, элементов анализа и обобщения. Текстологические данные и описание рукописей не включаются в творческую историю, а служат для нее исходным материалом. В конце 20 в. технический прогресс, в частности переход на компьютерный набор, снимает многие проблемы текстологии. Писатели, становясь издателями своих произведений, выполняют работу редактора, текстолога и комментатора. Знание творческой истории произведения является важнейшим критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований, которыми произведение обрастает в процессе своего функционирования. В работе автора над произведением выявляется его преднамеренность, творческая воля. Чем древнее памятник литературы, тем более гипотетична его творческая история. При изучении произведений средневековой литературы в большинстве случаев анонимных и создававшихся в соответствии со сложившимися жанрово-стилистическими канонами, неоценимым подспорьем являются данные текстологии; отсюда важность тщательного изучения рукописи, списков, вариантов, редакций памятников. Заимствование, варьирование, повторяемость сюжетов, персонажей, формул было нормой творчества в эпоху традиционализма. Для творческой истории произведений реалистической литературы, в большей степени основывающейся на реальных фактах, жизненных наблюдениях писателей, важны данные о протосюжетах и прототипах героев. В констатации жизненных источников необходима точность и осторожность, от этого в значительной степени зависит адекватное понимание авторского замысла. Очевидно значение «динамической поэтики» для понимания крупных эпических полотен, имеющих массу редакций и черновых вариантов. Но творческую историю имеют и многие лирические миниатюры. Известны случаи, когда они претерпевали значительные изменения при подготовке не только к первому, но и к позднейшим изданиям. Изменения могли способствовать наиболее яркому воплощению намерений автора, но могли и затемнять их под давлением различных обстоятельств (цензура, редактура). Например, редакторское участие Тургенева в некоторых изданиях стихов его друзей-поэтов Тютчева и Фета в незначительной степени исказило тексты, поэтому необходимо обращение к более ранним, авторским редакциям. По разным причинам творческая история художественных произведений не всегда устанавливается методом прямой документации. Бывает, что замысел художника вынашивается в голове и выливается на бумагу сразу в окончательном варианте. Так, по утверждению П.Н. Медведева, «Незнакомка» А.Блока, черновик которой остался без переработок, «не имеет истории». Для понимания авторского замысла произведения могут иметь значение факты его внешней истории: история перепечаток, вмешательство цензуры, связь с биографией… Пиксановская концепция нового типа исследования была воспринята неоднозначно. В результате творческая история стала пониматься более широко и данный литературоведческий жанр стал весьма популярным.
|