Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ читателя в произведении. Персонажи как читатели






В современном литературоведении утвердилось положение о диалогичности литературного творчества. Создание литературного произведения представляет собой деятельность, которая уже благодаря своей цели приобретает структуру, направленную на установление коммуникативных связей с читателем. Литературоведение изучает читателя в различных его ракурсах, главное же — в его культурно-исторической многоликости.

Читатель может присутствовать в произведении впрямую, будучи конкретизированным и локализованным в его тексте. Авторы порой размышляют о своих читателях, а также ведут с ними беседы, воспроизводя их мысли и слова. В связи с этим правомерно говорить об образе читателя как одной из граней художественной «предметности». Вне живого общения повествователя с читателем непредставимы повести Л. Стерна, пушкинский «Евгений Онегин», проза Н.В. Гоголя («Мертвые души»), поэма Твардовского «За далью – даль».

В истории европейской литературы стал последовательно вводить в романное повествование беседы с читателем Г.Филдинг («История Тома Джонса, найденыша», 1749). У многих поэтов есть циклы стихов о поэзии, где возникает образ читателя, друга или недруга (Лермонтов «Журналист, читатель и писатель»). Эта тема остро переживается в ситуациях конфликта автора и его реального читателя; так, у романтиков устойчива оппозиция поэт/ толпа; иногда автор видит своего идеального читателя лишь в потомке (Е.Баратынский «Мой дар убог, и голос мой негромок»)

Другой вариант образа – персонаж-читатель, участвующий в сюжете произведения. Будучи лаконичным, емким способом характеристики, изображение персонажей как читателей одновременно отражает эстетические, литературно-критические взгляды писателя: прямо (если герой передает мысли автора, как Райский в «Обрыве» Гончарова) или косвенно (литературные восторги персонажей, например, Марьи Гавриловны в «Метели»).

Существует пограничный – и художественный, и литературно-критический – жанр литературной дискуссии, участники которой представлены в основном как читатели, зрители спектакля: «Театральный разъезд после представления новой комедии» Гоголя, «Первая пьеса Фанни», Б.Шоу. Познавательная ценность таких сочинений (возрастающая со временем) – в передаче живой тенденциозности мнений, создании собирательного образа читателя своей эпохи.

Вывод: реальный читатель является той почвой, на которой формируется в творческом сознании писателя его адресат и, далее создается образ читателя в произведениях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.