Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Силлабо-тоническая система стихосложения. Метр и ритм
Из всех форм русского стиха силлабо-тоника выделяется особой четкостью ритмической организации стихотворной строки: в ней условно вычленяется внутренняя единица измерения – стопа. Основные виды стоп: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Размер (метр) стиха определяется по виду стопы и по числу стоп: например, 4-стопный ямб, 3-стопный дактиль, 3-4 стопный амфибрахий (т.е.урегулированно-разностопный), вольный хорей.
Отступления от изосиллабизма в равностопных стихах связаны в основном с использованием клаузул разных типов, а также с переменной (скользящей) анакрузой. Силлабический принцип сочетается в силлабо-тонике с тоническим (греч.tonos – ударение): ведь стопы определяют не только число слогов, но и расположение ударений. В каждом размере своя метрическая схема, отсюда предсказуемость ударений на определенных местах, которые принято называть сильными слогами (сильными местами), или иктами. Так, в 4-стопном хорее порядковые номера сильных слогов (от начала строки): 1-й, 3-й, 5-й, 7-й; в ямбе – 2-й, 4-й, 6-й, 8-й; в дактиле – 1-й, 4-й, 7-й, 10-й; в амфибрахии - 2-й, 5-й, 8-й, 11-й; в анапесте – 3-й, 6-й, 9-й, 12-й. Основные стихотворные размеры: 1. Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники…» 2. Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. (Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос») 3. Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге:
О, весна́ без конца́ и без кра́ ю — 3. Хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге: Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. 4. Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге: Мой дядя самых честных правил… (дальше все поняли) Основная трудность в определении размера заключается, однако, в том, что из всех метрических ударений относительно постоянным является последнее в строке – ударная константа, сигнализирующая о ритмическом завершении звукового ряда – стиха. Все остальные ударения могут пропускаться, в особенности часто это бывает в двусложных размерах, где междуиктовые интервалы составляют один слог. В двусложных размерах для обозначения стопы, в которой пропущено метрическое ударение, используется термин пиррихий, а для обозначения стопы с двумя ударениями (метрическим и внеметрическим) – спондей; возможно и смещение ударения с сильного слога на слабый, хотя оно встречается сравнительно редко. Примеры:
Край любимый! Сердцу снятся
Пожалуйста, голубчик, не лижись, Пойми со мной все самое простое, Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, ЧТО жить на свете стоит. (спондей)
НЕТ, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. (пример ритмической инверсии - в первой строке слово ''нет'', на которое падает ''сдвинутое'' ударение, ритмически выделено). Вопрос об отступлениях от метрической схемы вновь оказался в центре внимания в начале 20 века. Ломоносов был категорически против этого мракобесия, а вот с развитием русского классического стиха подобные нарушения размера стали все чаще осознаваться как приносящие стиху “красоту”, т.е. как источник гибкости, интонационного богатства. Инициатором статистического подхода к изучению стиха (широко применяемого в настоящее время) был А.Белый, противопоставивший понятия “метр” и “ритм “ в цикле своих стиховедческих работ (они собраны в его книге “Символизм” 1910 г.). Сравнивая, как звучит самый распространенный в русской поэзии размер – 4-стопный ямб - у разных поэтов, он описывал (с помощью подсчетов, графических схем) именно ритм стихов, понимая под ним “некое единство в сумме отступлений от данной метрической формы”. По А.Белому, ритм поэта тем богаче, чем больше в нем отступлений от метра, чем больше разнообразия в звучании строк, составляющих строфу или фрагмент астрофического стиха. Разграничение метра и ритма оказалось очень плодотворным в дальнейшем развитии стиховедения, хотя само понятие ритма было уточнено; в частности, не получила поддержки оппозиция “богатых” и “бедных” ритмов. В.М. Жирмунский в книге “Введение в метрику. Теория стиха”(1925) выдвигает следующие основные понятия при изучении стиха, прежде всего силлабо-тонического: “1) естественные фонетические свойства данного речевого материала (материала ритмизации…); 2) метр, как идеальный закон, управляющий чередованием сильных и слабых звуков в стихе; 3) ритм, как реальное чередование сильных и слабых звуков, возникающих в результате взаимодействия естественных свойств речевого материала и метрического закона”. Вывод: в последние десятилетия стиховеды все осторожнее сближают русскую силлабо-тоническую метрику с античной, дискутируется сама правомерность понятия “стопа”: ведь она является условной, а не “ реальной ритмической единицей в русской силлабо-тонике” (в особенности эта условность заметна в двусложных размерах). Тем не менее, силлабо-тонический стих, прочно ассоциирующийся с русской классической поэзией, сохраняет свои ведущие позиции и в метрическом репертуаре большинства поэтов ХХ века.
|